Программные материалы журнала А.П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела».
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Первый частный журнал в России «Трудолюбивая пчела» В 1759 г. Сумароков начал издавать первый частный журнал в России под названием «Трудолюбивая пчела», наполненный очерками, эпиграммами, притчами. Издание частных журналов было важным событием в развитии русской журналистики. Издаваемые частными лицами, они, в отличие от официальных журналов, носили часто оппозиционный по отношению к правительству характер. Сумароков намеревался издавать журнал «помесячно для услуги народной». «Трудолюбивая пчела» отличалась политической тенденциозностью, недаром разрешение на печатание журнала было получено не сразу, и цензура пристально следила за издателем «Трудолюбивой пчелы», что в результате и привело к прекращению издания. Первый номер вышел в конце января 1759 г. тиражом 1200 экземпляров, последний — в декабре того же года. В журнале ощущалась оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка находящейся в то время в опале Екатерины. Однако основным в сатирических очерках и фельетонах «Трудолюбивой пчелы», принадлежащих самому издателю, было обличение злоупотреблений, насилия, лихоимства и казнокрадства, процветающих в Россий-ской империи. В журнале сотрудничали И. Дмитриевский, Г Козицкий, А. Аблесимов, А. Ржевский, А Мартов, В. Тредиаковский и другие авторы, но основная направленность журнала была связана с материалами Сумарокова, которые составляли большую часть в каждой Книжке «Трудолюбивой пчелы». Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории (например: «О первоначалии и созидании Москвы», «О истреблении чужих слов из русского языка», «Об остроумном слове» и др.), то в дальнейшем в журнале усиливаются обличительные тенденции.
В своих литературно-критических статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым, заботясь о судьбах русской литературы. В полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых можно было создать истинно национальную культуру. Сумароков верит в силу слова, обращенную к разуму. Он отстаивает ясность мысли и простоту чувств, считая, что «великолепие», пышность, т.е. блестящий, торжественно-напряженный стиль поэзии Ломоносова, лишены естественности, строгой логичности. К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков в «Трудолюбивой пчеле» можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество; письмо «О достоинстве», в котором Сумароков вновь проводит свою мысль о том, что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинства человека; очерк «О домостроительстве». В последнем автор негодующе клеймит жестокость и бессердечие помещиков по отношению к крепостным. В очерке «Сон. Щастливое общество» Сумароков в публицистической форме «сна» рисует утопическую страну, в которой социальное устройство не имеет ничего общего с окружающей его действитель-ностью. В этой стране монарх — «великий человек» — воплощение всех добродетелей, он заботится прежде всего о пользе подданных и опирается в своем правлении на столь же добродетельных «избранных помощников». В этом «щастливом обществе» законодательство основано на естественном праве, «не имеют тамо люди ни благородства, ни подлородства и преимуществуют по чинам, данным им по их достоинствам и столько же права крестьянский имеет сын быть великим господином, сколько сын первого вельможи». Раскрывающаяся утопическая картина жизни «щастливого общества», где все основано на разуме — «грамоте тамо все знают»,— лишь подчеркивает несправедливость и беззаконие, царящие в современной писателю действительности. Недаром свой очерк Сумароков заканчивает словами: «Дай боже, чтобы сны, подобные сну сему, многим виделися, а особливо наперсникам фортуны».
Сатирические очерки Сумарокова, которые часто направлялись против придворной верхушки, острые эпиграммы и притчи писателя способствовали тому, что цензура пристально следила за издателем «Трудолюбивой пчелы», и журнал Сумарокову пришлось закрыть. Историко-литературное значение творчества Сумарокова не следует преуменьшать. С уважением писали о Сумарокове Н. И. Новиков и А.Н. Радищев. «Жизненное и общественное направление» творчества Сумарокова справедливо ценил В.Г. Белинский. В Питере появляются два издания: «Праздное время, в пользу употребленное» (1759-60) и «Трудолюбивая пчела» (1759). «Трудолюбивую пчелу» возглавлял Александр Петрович Сумароков, теоретик классицизма. 14 декабря 1758 – подает прошение о журнале в Канцелярию академии Наук. Периодичность: ежемесячный. Аудитория предполагалась широкая. Тираж: 1200 экземпляров, в то время как оптимальный тираж для 18 века был 600 экземпляров. Январь 1759 года – начало издания. Смысл названия: сравнение читателей с пчелами, которые должны выбрать из журнала самое полезное, и, таким образом, просвещаться. Уже с первого номера понятна определенная политическая программа – журнал посвящен Екатерине Алексеевне (будущей великой императрице Екатерине Великой), которая в то время была в немилости. Оппозиция и личный вызов Елизавете, так как Сумароков открыто восхищался Екатериной. Жанры: притчи, эпиграммы. Борьба с придворной верхушкой, казнокрадством, взяточничеством, откупщичеством, подьячеством. Нападения на Ломоносова. Издание тяготело к персональному журнализму. Но есть и авторы помимо Сумарокова: его дочь, Тредиаковский, Иван Дмитриевский и др. В целом, многие материалы носили сатирический характер. «Письмо о некоторой заразительной болезни» - жанр письма, распространенный тип. Основная тема: борьба со взяточничеством. Яркая сатира. Условно очерк: «О домостроительстве», взаимоотношение помещика и крестьян. Домостроитель (помещик) – доморазоритель. Настаивает на естественном равенстве людей.
Очерк: «Сон. Счастливое общество». Рисует утопическую страну. Монарх – воплощение добродетели, опирается на таких же помощников. Форма сна. Законодательство основано на естественном праве. В обществе все должно быть основано на разуме. Заканчивается журнал на 12 номере. Скорее всего, был административный нажим, но официальных подтверждающих это документов нет. Декабрь 1759 – эмоциональное стихотворение «Расставание с музами». Там есть намек на административный напор. «Праздное время» - немного раньше, чем «Пчела». Еженедельный, в этом плане более конкурентноспособный. Издатели: преподаватели и выпускники Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Тираж: 600 экз. 1760 – редактором-издателем становится преподаватель Петр Пастухов. В 1759 году ярких литературных персон не было, хотя журнал и создан при корпусе. 1760 – сюда приходит Сумароков. В первый год – благонамеренно-нравоучительный тон. Сатира появлялась, но не такая, как в «Пчеле». В 18 веке существовало две линии сатиры – сатира на конкретное лицо и абстрактная сатира, направленная на общечеловеческие пороки и слабости. Сумароков придерживался первой линии, «Праздное время» - второй. Три главные страсти: честолюбие, сребролюбие и сластолюбие. В своей сатире ни Сумароков, ни журнал не оригинальны. Много материалов походят на журналы Стиля и Аддисона (1711-1714) «Зритель». С марта 60 года печатается Сумароков, он изменяет общий тон издания. Привносит элементы злободневности, продолжает продвигать свои идеи. Сумароков предлагает все те же сатирические жанры (эпиграммы, притчи) и материалы. То есть, по сути, «Праздное время» становится продолжением «Пчелы». 1760 – закрывается так же, без объяснений. Декабрь 1760 – последний номер. Все издания в первой половине 18 века подготавливались чиновниками. Эти два издания показали возможность существования изданий и без академиков. Потом появляется много частных изданий в Москве и Питере. Деятельность Сумарокова, хотя и урезанно, показывает возможности персонального журнализма. Постепенно начинают создаваться группы журнальных сотрудников. Тенденция: ведущий тип издания в 18 веке – журнал, хотя журналистика и начинается с газеты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|