Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участие России в миротворческих операциях ООН и деятельность по поддержанию мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территориях бывшей Югославии и государств-участников СНГ.

Практическое участие России (СССР) в операциях ООН по поддержанию мира началось с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюда­телей ООН.

Начиная с 1991 года участие России в этих операциях активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВН) ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших во­енных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в янва­ре 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. направ­лена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995 г. - в Анголу, в марте 1997 г. - в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра Пеоне, в июле 1999 г. - в Вос­точный Тимор, в ноябре 1999 г. - в Демократи­ческую Республику Конго.

В настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек. Российских воен­ных наблюдателей можно встретить на Ближ­нем Востоке (Ливан), на ирако-кувейтской гра­нице, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в Сьерра-Леоне, в Восточном Тимо­ре, в Демократической Республике Конго.

Основными задачами военных наблюдате­лей являются наблюдение за выполнением со­глашений о перемирии, прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права применения силы, возможных наруше­ний принятых соглашений и договореннос­тей конфликтующих сторон.

Подбор кандидатов в военные наблюдате­ли ООН на добровольной основе осуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками (в большинстве миссий ООН это английский), знающих правила ведения стандартных оонов­ских документов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы военного наблюдателя ООН, требующие от него наличие качеств, позволяющих принимать компромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в кратчайшие сроки, определяет особый порядок отбора и подготовки этих офицеров. Требования, предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные наблюдатели, очень высоки.

Подготовка военных наблюдате­лей  ООН для участия в операциях ООН по под­держанию мира с 1974 года проводится на базе бывших 1 Высших офицерских курсов «Выст­рел», в настоящее время это - Учебный центр переподготовки и повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой акаде­мии. Первоначально курсы проводились 1 раз в год в течение 2 месяцев (с 1974 по 1990 г.г. подготовлено 330 человек). В связи с расширением участия СССР, Рос­сии в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ) с 1991 г. курсы стали проводиться 3 раза в год. Всего с 1974 по 1999, год на курсах ВН ООН подготовлено свыше 800 офицеров для учас­тия в ОПМ ООН.

Кроме подготовки военных наблюдателей, офицеров штабов и военных полицейских ООН (организована с 1992 года) курсы активно участвовали в выполнении положений Договора по ограничению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. В 1990-1991 годах на кур­сах подготовлено более 250 офицеров-инспек­торов по контролю за сокращением вооружен­ных сил и обычных вооружений в Европе.

Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показала, что по уровню профессиональной подготовки, морально-психологическому состоянию, умению в экстремальных ситуациях принять наиболее целесообразное решение они вполне соответствуют предъявляемым требованиям. А опыт, накопленный российскими военными наблюдателями, активно используется при организации работы по подготовке к участию в новых миротворческих операциях и совершенствовании методики их обучения.

Высокий уровень подготовки офицеров ВС РФ для участия в миротворческих операциях ООН, стройность программ обучения и богатый опыт совершенствовании учебного процесса на курсах военных наблюдателей ООН вызы­вают интерес со стороны зарубежных специа­листов и организаций.

С 1996 г. на курсах проводится обучение иностранных военнослужащих. В 1996-1998 году на 1 ВОК «Выстрел» прошли обучение 55 офицеров из Великобритании (23), Дании (2), Канады (2), Норвегии (2), США (17), ФРГ (5), Швеции (4).

В октябре 1999 г. на курсах обучались 5 иностранных слушателей (Великобритания - 2, Германия, Канада, Швеция - по одному).

Учебные сборы по подготовке военных наблюдателей ООН проводятся три раза в год по двухмесячной программе. Сроки проведения сборов согласованы с графиком замены специалистов, принимающих участие в операци­ях по поддержанию мира (ОПМ) ООН. Годо­вым учебным планом также предусматривает­ся один месячный сбор по подготовке офице­ров штабов ОПМ ООН.

Плановые занятия по программе подготовки ВН ООН проводятся с привлечением преподавателей основных циклов учебного центра, а также прикомандированных офицеров-инструкторов, имеющих практический опыт участия в миротворческих операциях ООН. Обучение иностранных военнослужащих проводится по одномесячной программе совместно с россий­скими военнослужащими, начиная со второго месяца каждого учебного сбора.

Преподавание тактико-специальных и во­енно-технических дисциплин ведется на рус­ском языке с помощью переводчика. Занятия по специальной подготовке, на английском язы­ке, проводят офицеры-инструкторы.

Учебно-материальная база, предоставляе­мая учебным центром для проведения учебных сборов военных наблюдателей ООН, включа­ет:

- оборудованные учебные классы;

- автомобильную и другую технику;

- технические средства обучения;

- полигон;

- гостиницу для проживания слушателей.

Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском языке следу­ющие категории специалистов для участия в ОПМ ООН:

- военные наблюдатели ООН;

- офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН;

- командиры тыловых и технических служб МС ООН;

- офицеры военной полиции ООН;

- офицеры гражданской полиции ООН.

В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции N743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Юго­славию был направлен российский пехотный батальон численностью 900 человек, который в январе 1994 г. усилен личным составом, бро­нетранспортерами БТР-80, ïðîòèâîòàíêîâûìè средствами и другим вооружением и военной техникой.

В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российско­го контингента сил ООН в феврале 1994 г. была передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 че­ловек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения по пре­кращению огня.

В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России.

В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Славонии, российс­кий пехотный батальон (до 950 чел), выполняв­ший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России.

В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на африканском континенте. Для решения задач по авиацион­ному обеспечению Контрольной миссии ООН в Анголе (КМООНА -3) в Анголу направлен рос­сийский воинский контингент в составе семи вертолетов Ми-8 и до 160 военнослужащих. Российские авиаторы в труднейших тропичес­ких условиях Африки справились с поставлен­ными задачами.

В марте 1999 г. российская авиационная группа Миссии наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА) выведена в Российскую Федера­цию в связи с прекращением деятельности мис­сии ООН.

В августе 2000 года на африканский континент вновь было направлено российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это рос­сийская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми-24 и до 115 человек личного состава.

Однако основные материальные затраты Россия несет при участии специального воин­ского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на тер­ритории бывшей Югославии и государств - участников СНГ.

Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН N 743 от 26.02.1992 г. и от 10 июня 1999 г. ¹1244. В настоящее время российский во­инский контингент принимает участие в опера­циях по поддержанию мира в Боснии и Герце­говине (БиГ) и в автономном крае Косово Со­юзной Республики Югославия. Основные задачи российских миротворцев:

- предотвращение возобновления боевых действий;

- создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц;

- обеспечение общественной безопасности;

- осуществление надзора за разминированием;

- поддержка, при необходимости, международного гражданского присутствия;

- выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного конт­роля;

- обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международ­ных организаций.

Приднестровский регион Республики Мол­дова. Воинский контингент введен в зону кон­фликта с 23.7 по 31.8.1992 г. на основании Мол­давско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конф­ликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7. 1992 г.

Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.

Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992 г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г. по урегулированию грузино-осе­тинского конфликта.

Основная задача - обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.

Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г.

Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие.

Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллектив­ных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993 г.. Соглашения Совета Глав государств Содружества Независи­мых Государств о Коллективных Миротворчес­ких силах и совместных мерах по их материально -техническому обеспечению.

Основные задачи - содействие в нормали­зации обстановки на таджикско-афганской гра­нице, охрана жизненно важных объектов и дру­гие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...