Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь терминов (глоссарий)




Затраты предприятия

Затраты – это стоимость ресурсов, используемых в дальнейшем для получения прибыли или достижения иных целей организации.

Издержки – это сумма затрат на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей функции.

Калькулирование – это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции.

Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции, соизмерения затрат предприятия с результатами его производственно-хозяйственной деятельности, определения уровня эффективности деятельности и др.

Для калькулирования себестоимости единицы продукции затраты классифицируются по статьям расходов, в которых объединяются затраты по признаку места их возникновения и назначения.

Классификация затрат на производство и реализацию продукциипроводится по ряду признаков:

1. Экономические (первичные) элементы затрат:

- материальные затраты за вычетом возвратных отходов;

- затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

- амортизационные отчисления;

- прочие затраты.

2. Калькуляционные статьи затрат:

- сырье и материалы;

- возвратные отходы (вычитаются);

- покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

- топливо и энергия на технологические цели;

- затраты на основную заработную плату производственных рабочих;

- дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- единый социальный налог и страховой тариф;

- расходы на подготовку и освоение производства;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- прочие производственные расходы;

- потери от брака;

- внепроизводственные (коммерческие) расходы.

3. Способ отнесения затрат на себестоимость продукции:

- прямые;

- косвенные.

4. Функциональная роль затрат в процессе производства:

- основные;

- накладные.

5. Степень зависимости затрат от изменения объема производства:

- переменные (пропорциональные);

- постоянные (непропорциональные).

6. Степень однородности затрат:

- элементные;

- комплексные.

7. Время возникновения затрат:

- текущие;

- будущих периодов;

- предстоящие.

8. Рациональность затрат:

- производительные;

- непроизводительные.

Методы учета затрат и калькулирования себестоимости – это совокупность способов регистрации, сводки и обобщения в учетных документах данных о затратах на производство продукции и исчисления ее себестоимости по всей продукции в целом, по видам и единицам продукции.

Применяются следующие основные методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный.

Основные направления снижения затрат на производство и реализацию продукции определяются на основе результатов анализа работы предприятия, а также изучения прогрессивного опыта работы других предприятий путем выявления внутрипроизводственных резервов дальнейшего снижения себестоимости.

Планирование процента снижения себестоимости продукции осуществляется по технико-экономическим факторам, оказывающим влияние на уровень затрат предприятия по отдельным калькуляционным статьям и объединяемым в следующие группы:

- повышение технического уровня производства;

- улучшение организации производства и труда;

- изменение объема и структуры продукции;

- улучшение использования природных ресурсов;

- отраслевые и прочие факторы, оказывающие непосредственное влияние на ресурсосбережение.

Для разработки комплекса мер, обеспечивающих снижение затрат, определяются основные носители издержек по статьям расходов или причины, оказывающие непосредственное влияние на уровень расходов. Например, для сырья – это масштабы закупок, уровень закупочных цен, уровень отходов и транспортно-заготовительных расходов; для энергоресурсов – это площадь обогреваемых помещений, эффективность системы обогрева и т.д.

Расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1. Расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

3. Расходы на освоение природных ресурсов.

4. Расходы на научные исследования и опытно-конструк-торские разработки.

5. Расходы на обязательное и добровольное страхование.

6. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

1. Материальные расходы.

2. Расходы на оплату труда.

3. Суммы начисленной амортизации.

4. Прочие расходы.

В состав внереализационных расходов включаютсяобоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

1. Расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества, включая амортизацию по этому имуще-ству.

2. Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида.

3. Расходы на организацию выпуска ценных бумаг.

4. Расходы на проведение ежегодного собрания акционеров.

5. Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.

6. Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.

7. Судебные расходы и арбитражные сборы и др.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Смета затрат на производство и реализацию продукции составляется в целях определения общей суммы затрат предприятия (по экономическим элементам) и взаимной увязки этого раздела с другими разделами бизнес-плана предприятия.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно и на какую сумму израсходовано на производство продукции в целом по предприятию и его подразделениям, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

Применяются следующие основные методы планирования сметы затрат на производство: сметный, сквозной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...