Азия в системе международных отношений.
10. Южная Азия - это регион, который включает в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан и Мальдивские острова. Геостратегическое положение стран Южной Азии отличается большим своеобразием: в центре - Индия, а остальные государства расположены по краям субконтинента. Геополитические реалии играют огромную роль для системы межгосударственных отношений в регионе. На долю Индии приходится 73,4% территории Южной Азии, 76,5% населения региона и около 80% валового национального продукта, производимого здесь. Сходная ситуация существует и в военном отношении. Естественное доминирование одной страны предопределяет особенности региональной обстановки. Доминирование Индии в регионе вызывает у соседей недоверие к ней, порождает ощущение угрозы их безопасности. Это приводит к активизации их попыток укрепить свое положение на региональной и международной арене путем опоры на великие державы, к стремлению выносить нерешенные вопросы в отношениях с Индией на суд международной общественности. Правящие круги Индии рассматривают проблему обеспечения безопасности страны в рамках всего Южноазиатского региона. Отсюда неизменное стремление защитить и упрочить доминирующие позиции Индии в Южной Азии. Страна категорически выступает против привлечения внешних сил, особенно государств глобального уровня, к решению региональных проблем. Соседи Индии, напротив, обычно не видят угрозы безопасности извне. Индийские правительства, ставя цель обеспечения долговременных интересов своей страны в Южной Азии, как правило, стремятся стабилизировать обстановку в регионе, выступают за нормализацию внутриполитического положения в странах Южной Азии. Индия обычно выступает на стороне демократических движений в Южной Азии. Наличие различных политических систем в Индии и в странах региона затрудняло поступательное развитие двусторонних отношений. Но на рубеже 80-х и 90-х годов в некоторых странах Южной Азии началось постепенное отступление авторитарных режимов, что в перспективе должно способствовать стабилизации обстановки в Южной Азии. Правительство оппозиционного ИНК (И) Национального фронта, состоявшего из целого ряда партий, придя к власти в 1989 г., объявило о необходимости приложить значительные усилия для улучшения отношений с государствами Южной Азии. Кабинет министров В. П. Сингха нормализовал к лету 1990г. отношения со всеми соседними странами (за исключением Пакистана). Однако объективные факторы резко ограничивали возможности их улучшения. Приход к власти в 1990г. Правительства Ч.Шекхара региональные страны восприняли с опасением, полагая, что правительство займет более жесткие позиции в регионе по отношению к соседним странам, но на деле столкновение с серьезными внутриполитическими осложнениями и глобальным кризисом в Персидском заливе, привело к невниманию в развитии отношений со странами Южной Азии. Правительство П. В. Нарасимхи Рао, лидера ИНК (И) – 1991-96 – развитие отношений с соседними странами – неприоритетное, Правительство левых и центристских партий, создавшее коалицию Объединенный фронт – пришло к власти в 1996г – более мягкие позиции к региональн.странам, нормализовалась обстановка, заметно улучшились индийско-бангладешские и индийско-ланкийские связи. Приход к власти партии Бхаратия Джаната весной 1998г. – опасения у стран, но в 1998-99гг. принципиальных изменений не произошло.
Причины проблем во взаимоотношениях Индии и соседних государств – религиозная гетерогенность (в трех странах преобладает мусульманское население, в двух - индуистское и в двух - буддийское), психологическим восприятием Индии в качестве центра, откуда управляли в прошлом периферийными областями, различия в политических системах, экономических стратегиях и уровнях социально-экономического развития. Однако рост экономических проблем в соседних с Индией странах стимулирует стремление к региональному сотрудничеству и, соответственно, к расширению связей с Индией. Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) – созданная в 1985г, призвана устранить недоверие между государствами региона, укрепить безопасность. Деятельность принесла мало реальных результатов, но организация только в начале пути. СААРК пока отличается от АСЕАН и других ассоциаций «третьего мира» отсутствием консенсуса по проблемам внерегиональных, внутрирегиональных источников угрозы региональной безопасности. Деятельность СААРК не принесла плодов в экономическом сотрудничестве, т.к. у всех стран существует собственная экономическая система, + разные экономические уровни развития стран. Наиболее весомым вкладом СААРК в дело нормализации ситуации в регионе стало создание механизма для проведения неформальынх встреч и дискуссий лидеров стран-участниц. Основную роль в системе международных отношений в Южной Азии играют индииско-пакистанские отношения - и из-за наибольшего политического, экономического и военного веса двух стран, и из-за их практически постоянного противостояния. Крайне сложно совместить два диаметрально разных подхода Индии и Пакистана к развитию межгосударственных отношений в регионе. Пакистан категорически отказывается от признания своего подчиненного Индии положения и от прекращения военно-политических контактов с внешними силами, а для Дели абсолютно неприемлемо участие этих сил в региональной системе безопасности. Внешне самое острое противоречие между двумя странами связано с вопросом о принадлежности Кашмира. Одна из основных проблем не только индийско-пакистанских отношений, но и региональной безопасности - развитие ядерных программ в обоих государствах. В конце тысячелетия в мире возрос интерес к Южной Азии. Если долгое время он определялся прежде всего быстрым экономическим развитием Индии и процессом ее превращения в мировую державу, то испытания ядерных устройств в мае 1998 г. Индией и Пакистаном приковали всеобщее внимание к гонке ядерных вооружений в Южной Азии. Регион становится крайне значимым для глобального уровня международных отношений.
11. Восстановление экономических позиций Японии в мире в 50 — 60 гг. — одно из важнейших событий мировой послевоенной истории, представляющих интерес не только с политической, но и с научной точки зрения. Среди факторов «экономического чуда» на первое место следует поставить роль государства, непосредственно экономикой не занимающегося, но эффективно влияющего на ход экономических процессов. Любопытно, что в первые послевоенные годы темпы восстановления японской экономики были ниже западноевропейских. Перелом наступил в 1948-49 гг., с началом «шоковой терапии», характерными особенностями которой были: — сохранение регулирующей роли государства в социально-экономической сфере. — государственный протекционизм в валютно-финансовой сфере. — государственное регулирование и протекционизм в торговой сфере – импорт товаров был устранен в пользу импорта современных западных технологий для развития собственной промышленности. — приоритетная государственная поддержка производителя перед торговцем-перекупщиком, пресечение банковско-финансовых спекуляций. — официальная поддержка процесса развития мелкого предпринимательства – следствие – удовлетворение покупательского спроса, формирование многочисленного среднего класса. — исходя из необходимости поддержания мира в обществе, Правительство всячески поощряло систему пожизненного найма на промышленных предприятиях и фирмах – конкуренция работников внутри фирм, вместо конкуренции безработных за раб. Места. Таким образом, экономические успехи Японии в значительной степени обусловлены функционированием ее экономики как планово-рыночной, хотя и не имеющей государственного сектора.
После революции Мэйдзи буржуазные преобразования были подчинены наращиванию военной мощи Империи и лишь незначительно сказались на жизненном уровне населения. После 1945 г. Япония впервые в своей истории смогла приступить к строительству нормальной экономики.
Существенный вклад в экономический скачок Японии внесла правильная стратегия в деле выбора отраслевых приоритетов. Отказавшись от развития капиталоемких (горнодобывающей) отраслей, они сосредоточились на создании трудоемкого экспортного производства, работающего на дешевом до 1973 г. импортном сырье. После повышения цен на сырьевую продукцию (не только на нефть) Япония успешно переходит на малосырьевые технологии в современных фототелерадиоэлектронных отраслях, перенося «грязное» производство в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой. Правильная стратегия была выбрана и в научно-технической сфере - за 30 лет с 1949 г. было закуплено на Западе 34 тыс. лицензий и патентов, которые были японцами творчески доработаны и, что самое главное, быстро внедрены в производство. В дополнение к уже названным причинам экономического чуда следует упомянуть конфуцианские трудовые и социальные добродетели японцев и одну из лучших в мире систем образования и профориентации, сделавшие возможной «революцию качества», одно из главных условий конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке и источник ее активного торгового баланса. Восхищение экономическим чудом Японии со стороны внешнего мира переросло в тревогу перед «японской угрозой». Превратившись в Великую экономическую державу, Япония неизбежно должна приобрести и соответствующий статус Великой политической Державы. Своими экономическими успехами Япония уже воздействовала на только на расстановку сил внутри известного треугольника межимпериалистического соперничества, но и на исход борьбы двух систем. Со статусом Великой политической Державы влияние Японии на мировое развитие будет еще ощутимее.
12. Разрыв советско-китайского соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергии в 1959 г. был знаком принципиальных расхождений между СССР и КНР. Существовал ряд противоречий между СССР и КНР, главным из которых было нежелание КНР играть роль младшего партнера СССР. Мао Дзедун, воспользовавшись смертью Сталина и колебаниями позиций СССР на междунар.арене, пытался вывести Китай в ряд мировых лидеров за счет СССР. Внешнеполитические следствия – СССР заняло нейтральную позицию в конфликте Китая и Индии, критика КНР советского правительства за размещение ракет на Кубе (Карибский кризис), возросла напряженность в районах советско-китайских границ. Главная причина разногласий – Китай посчитал неравноправными договоры с царской Россией о линии российско-китайских границ. СССР восприняло это как посягательство на территорию Советской России, но опасаясь вооруженного конфликта, согласилась на пересмотрение линий границ. Хотя официально КНР не выдвинула территориальных претензий к СССР, в советских стратегических планах возник вопрос об укреплении границ с Китаем. Численность советских войск на Дальнем Востоке стала увеличиваться. Последняя попытка КПК вернуться к сотрудничеству с СССР на антиамериканской основе была предпринята во время визита в Москву премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая после отстранения от власти Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. Но поскольку новое советское руководство намеревалось продолжать линию на избежание войны с США, китайский зондаж успеха не имел. Отказ КПК направить делегацию для участия в XXIII съезде КПСС в 1966 г. означал формальный разрыв отношений между двумя компартиями. В дополнение к мерам по укреплению советско-китайской границы в январе 1966 г. СССР заключил новый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Монголией. Вслед за тем на монгольской территории были размещены советские войска и тяжелая техника. Убедившись в невозможности привлечь СССР на сторону «китайской революции», руководство КНР встало на путь противостояния одновременно и Советскому Союзу, и Соединенным Штатам.
«Культурная революция» (период острой борьбы за власть внутри компартии Китая (1966-1976 гг.), сопровождавшийся массовыми политическими репрессиями против противников Мао Цзэдуна и резким обострением отношений КНР с большинством государств мира) и массовые репрессии в КНР привели к дальнейшей эскалации советско-китайского конфликта. КНР стала оспаривать принадлежность к СССР ряда его дальневосточных территорий, произошел вооруженный инцидент на острове Даманском (2-15 марта 1969г, 11 сент.1969г, причина – территориальные претензии КНР к СССР, итог – территория осталась ничьей, в последствии была передана КНР) В ответ СССР пытался предложить другим азиатским государствам проект системы коллективной безопасности в Азии, направленный, по сути, против КНР. Этот проект не получил поддержки коммунистического движения и международного сообщества в целом. К лету 1969 г. серьезно возросла угроза широкомасштабной войны между СССР и КНР, о чем свидетельствовали военные приготовления обеих сторон. США в весьма сдержанной форме поддержали в этом противостоянии Китай. Однако благодаря дипломатическим усилиям СССР удалось частично разрядить напряженность и смягчить остроту противоречий с КНР к сентябрю 1969 г. Во второй половине 1960-х годов США стремились расширить свои возможности в дипломатическом давлении на СССР и укрепить свои позиции в Восточной Азии. Для этого они пошли на нормализацию отношений с КНР, закрепив дистанцирование КНР от Москвы посредством обещания дипломатической поддержки в случае возобновления советско-китайского конфликта. Однако дальнейшему улучшению отношений между США и КНР мешал Тайваньский вопрос. Стремительное экономическое развитие Японии, ее превращение в одну из крупнейших экономик мира способствовали активизации внешней политики «страны восходящего солнца». Одним из итогов нового курса стало установление в 1972 г. дипломатических отношений с КНР наряду с сохранением полноценных экономических связей с Китайской Республикой на Тайване. 13. Война во Вьетнаме 1964-1975 годов стала одним из важнейших событий периода холодной войны. Ход и итоги ее во многом предопределили дальнейшее развитие событий во всей Юго-Восточной Азии. Вооруженная борьба в Индокитае длилась более 14 лет, с конца 1960 года по 30 апреля 1975 года. Прямое военное вмешательство США в дела Демократической Республики Вьетнам продолжалось более восьми лет. Военные действия проходили также в ряде районов Лаоса и Камбоджи. После завершения войны во Вьетнаме 1945-1954 годов, на юге страны расширилась национально-освободительная борьба за воссоединение с Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ). На подавление повстанческого движения правительство бросило значительные силы, созданные с помощью США. С осени 1959 года активизировалась партизанская борьба, к концу 1960 года повстанцы освободили 1/3 территории Южного Вьетнама. В декабре 1960 года был образован Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФО), в феврале 1961 года созданы Армия освобождения (АО ЮВ) и местные территориальные войска, которые успешно действовали против ВС РВ и поддерживающих их с 1962 года американских войск. К середине 1964 года они контролировали 2/3 территории страны. Для сохранения сайгонского режима США перешли к прямой военной интервенции. Поводом стал вооруженный инцидент в Тонкинском заливе. 2 августа 1964 года эсминец ВМС США "Мэддокс", патрулировавший Тонкинский залив, подошел к побережью Северного Вьетнама и, как утверждалось, был атакован северовьетнамскими торпедными катерами. Через два дня при неясных обстоятельствах было совершено еще одно нападение. В качестве ответной меры президент Линдон Джонсон приказал американским военно-воздушным силам нанести удар по военно-морским объектам Северного Вьетнама. 5 августа 1964 года авиация США начала против ДРВ "воздушную войну" и обстрел ее территории кораблями 7-го флота. 6-7 августа конгресс США принял совместную резолюцию (т. н. "Тонкинскую резолюцию"), которая санкционировала эти действия и предоставила президенту Линдону Джонсону право использовать вооруженные силы США в Юго-Восточной Азии. 2 марта 1965 года начались систематические бомбардировки Северного Вьетнама в рамках операции Rolling Thunder ("Раскаты грома").СССР и Китай выступили на стороне Северного Вьетнама, оказывая ему широкую экономическую, техническую и военную помощь. С началом сухого сезона 1966-1967 годов американское командование развернуло второе крупное наступление. Части АО ЮВ, умело маневрируя, уходили из-под ударов, внезапно атаковывали противника с флангов и тыла, широко используя ночные действия, подземные тоннели, ходы сообщения и укрытия. Под ударами АО ЮВ американо-сайгонские войска были вынуждены перейти к обороне, хотя к концу 1967 года их общая численность превышала уже 1,3 миллиона человек. В этот же период американское командование развернуло крупномасштабную "воздушную войну" против ДРВ. До одной тысячи боевых самолетов наносили массированные удары по объектам ДРВ. В 1964-1973 годах над ее территорией было совершено свыше двух миллионов самолетовылетов, сброшено 7,7 миллиона тонн бомб. Но ставка на "воздушную войну" провалилась. Правительство ДРВ провело массовую эвакуацию населения городов в джунгли и укрытия, созданные в горах. В июне 1969 года съезд народных представителей Южного Вьетнама провозгласил образование Республики Южный Вьетнам (РЮВ). Армия обороны ЮВ в феврале 1968 года была преобразована в Народные вооруженные силы освобождения Южного Вьетнама (НВСО ЮВ). Крупные поражения в Южном Вьетнаме, провал "воздушной войны" вынудили правительство США в мае 1968 года начать переговоры о мирном урегулировании вьетнамской проблемы и согласиться на прекращение бомбардировок и обстрелов территории РЮВ. В январе 1973 года правительство США подписало соглашение о прекращении войны во Вьетнаме (Парижское соглашение), которое предполагало полный вывод войск и военного персонала США и их союзников из Южного Вьетнама, демонтирование американских военных баз, взаимное возвращение военнопленных и удерживаемых иностранных гражданских лиц. В конце 1960-х годов значительные людские и материальные потери от войны во Вьетнаме, нарастание антивоенных настроений в американском обществе, а также неготовность США идти на дальнейшие жертвы ради достижения победы привели к решению американской элиты свернуть войну во Вьетнаме. Новая администрация президента Р. Никсона (с 1969 г.) взяла курс на вывод войск из Вьетнама и нормализацию отношений с КНР. Уже в мае 1969 г. начались интенсивные консультации между США и ДРВ, а в июне Никсон огласил «Гуамскую доктрину», предполагавшую «вьетнамизацию» войны, перекладывание основной тяжести боевых действий на плечи южновьетнамских войск. Гуамская доктрина предполагала также отказ США от использования сухопутных сил в локальных конфликтах при сохранении экономической и военной помощи союзникам. Итогом переговоров по урегулированию ситуации во Вьетнаме стали: полный вывод американских войск из страны, сохранение южновьетнамского некоммунистического правительства наряду с правительством южновьетнамских коммунистов.
14.Суэцкий кризис - международный конфликт, происходивший с октября 1956 года по март 1957 года, связанный с определением статуса Администрации Суэцкого канала. Ситуация обострилась с началом военных действий Великобритании, Франции и Израиля против Египта. Конфликт закончился без каких-либо территориальных изменений у противодействовавших сторон. Важную роль в окончании конфликта сыграли СССР, США и ООН. Суэцкий кризис определил новую расстановку сил на международной арене. Ближний Восток захлестнули антимонархические революции. В Иордании и Ираке в 1958 году будут свержены англосаксонские монархические режимы. На этом фоне Великобритания резко теряла свои международные позиции колониальной державы. Франция в свою очередь потеряла Алжир в результате референдума 1961 года. Египет в результате политической победы в Суэцком кризисе усилил свои позиции в мире, особенно на Ближнем Востоке. Имя Гамаля Насера выйдет на новую недосягаемую для многих правителей Ближнего Востока высоту. Президент Египта станет новым лидером не только арабского мира, но и всех развивающихся стран. Кризис также продемонстрировал уязвимость транспортировки нефти и через Суэцкий канал, и через территорию Сирии. В полном размере тогда проявилась необходимость поиска альтернативных путей поставки черного золота в Европу, так что непосредственным итогом кризиса можно считать появление танкерного флота, позднее занявшего существенную доля рынка транспортировки нефти. Нельзя также не отметить то, что все события в целом послужили значительному упрочнению дипломатических позиций ООН как в регионе, так и в мире в целом, поскольку Организация Объединенных Наций активно участвовала в урегулировании Суэцкого кризиса и настояла на своём варианте, чего не смогла сделать в случае с действиями СССР в Венгрии. Но при этом стало более чем очевидно, что европейские страны находятся в непосредственной стратегической и экономической зависимости европейских стран от США. Данный аспект геополитической ситуации не изменился до сих пор. Как, впрочем, и то, что арабские народы все также готовы бороться с агрессией и насильно навязываемыми им «интересами».
15.К концу 1960-х годов вновь обострились арабо-израильские отношения, основной причиной которой были действия левых бассистов (социалистов), пришедших к власти в Сирии в результате военного переворота 23 фев.1966г. Сирия взяла курс на строительство социализма (широкомасштаб. Сотрудничество с СССР), и уничтожение Израиля. Со второй половины 1966-го года на границе Сирии и Израиля участились конфликтные инциденты, по всему арабскому миру была развернута кампания «сбросим Израиль в море». В мае 1967 г. с закрытия Тиранского пролива (через который Израиль имел выход к Красному морю) началась эскалация конфликта. Утром 5 июня 1967 г. Израиль начал превентивную войну против коалиции арабских стран: Египта, Сирии и Иордании. Война началась с удара израильской авиации по базам египетских ВВС в дельте Нила. Он был спланирован таким образом, чтобы сразу уничтожить ВВС Египта на аэродромах. Обманными путями Израилю удалось расстроить отношения Египта с США и Великобританией одновременно – правительство Насера было ложно информировано о нападении на Египет американо-британской авиацией. Война велась на трех фронтах одновременно - египетском, иорданском и сирийском. Существовали опасения по поводу намерения израильтян наступать на Дамаск, защищать который Сирия практически была не в состоянии. Положение арабских стран было спасено действиями СССР, который, разорвав дипломатические отношения с Израилем, заявил о готовности прийти на помощь Сирии в случае, если до 10 июня наступление израильских войск не будет остановлено. Параллельно СССР выразил готовность оказать военную помощь Египту. Израильское наступление было остановлено. Июньская война 1967 г., получившая название шестидневной, завершилась катастрофическим поражением арабских государств. Израиль захватил у Египта весь Синайский полуостров и сектор Газы, у Иордании - Восточный Иерусалим и территорию Западного берега, у Сирии - Голанские высоты, с которых теперь израильская авиация могла обстреливать Дамаск в любое время. Египетская и иорданская армии были полностью разгромлены. Арабское население Палестины (1,5 млн человек) после Шестидневной войны оказалось под контролем Израиля. На фоне разочарования палестинских арабов в возможностях арабских стран победить Израиль, стали активнее арабские террористические группировки. Они развернули диверсионно-террористическую войну против Израиля с территории Иордании и Ливана. Конфликт между ООП и королем Иордании Хусейном привел к гражданской войне, с участием Сирии, выступившей на стороне ООП. Королевским войскам удалось одержать победу и вытеснить ООП в Ливан. Единство в арабском мире было вновь нарушено. Египет возглавил группу стран, желавших реванша над израильтянами. Египет и Сирия напали на Израиль в октябре 1973 г. Однако Израилю удалось одержать военную победу и вновь угрожать захватом важнейших городов Египта и Сирии. США и СССР оказали сильное давление на своих союзников в регионе для прекращения огня. К концу 1973 г. воюющие стороны были разъединены миротворческим контингентом. Октябрьская война 1973г. дала повод арабским странам-экспортерам нефти впервые в истории применить нефтяное оружие (17 октября 1973'г. арабские страны-экспортеры нефти, входящие в Организацию стран- экспортеров нефти (ОПЕК) и одновременно объединенные в особую группу - Организацию арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК), - приняли решение о сокращении и последующем прекращении поставок нефти в страны, оказывающие поддержку Израилю.). Рост цен на нефть спровоцировал всемирный экономический спад, связанный не столько с сокращением поставок нефти Первый «нефтяной шок» дал толчок слому старой энергоемкой и ресурсоемкой модели промышленного производства, которая обеспечивала процветание западному миру. Столкнувшись с угрозой нестабильности поставок нефти, Запад был вынужден начать структурные реформы экономики, увеличить вложения в разработку передовых технологий, способных обеспечить уменьшение энергопотребления и ограничить рост зависимости от импорта нефти.
16. Советское влияние в странах третьего мира возросло в 1960–1970-е годы. Продолжавшийся конфликт между арабскими странами и Израилем давал возможность Советскому Союзу бороться за влияние на Ближнем Востоке, хотя и был чреват возникновением все новых локальных конфликтов. Щедрая экономическая и военная помощь была оказана Египту. Потери вооружения, которые понесла эта страна во время войны с Израилем (1967), были быстро компенсированы из советских арсеналов; в Египте появились советские ракеты «земля – воздух», танки и бронетранспортеры, боевые корабли, прибывали военные советники. Однако после неудавшегося коммунистического путча в Судане президент Анвар Садат отказался от помощи СССР (1972). В 1976 египтяне расторгли договор о дружбе с СССР. Советский Союз ответил сближением с другими арабскими странами – Сирией, Ираком, Алжиром и Йеменом. С 1974 СССР стал выступать в поддержку Организации освобождения Палестины. В Африке Советский Союз установил дружественные отношения с Сомали, где в 1974 разместил военно-морскую базу. Однако после того, как СССР оказал военную помощь Эфиопии в борьбе против сомалийцев и эритрейцев, эта база была закрыта. СССР добился значительного влияния в Анголе, бывшей португальской колонии (1975). Коммунистическая революция в Афганистане (1978) была враждебно встречена некоторыми мусульманскими племенами, и с декабря 1979 там началась война, в которую было вовлечено более 100 000 советских солдат.
17.Война США во Вьетнаме стимулировала антиамериканские и антизападные настроения в регионе Юго-Восточной Азии. Малые и средние страны региона не симпатизировали коммунизму. Страны ЮВА полагали, что если бы СССР, США и Китай не вмешивались в дела малых и средних стран, то отношения между последними после споров пришли бы в норму. Идеология нейтрализма стала в отношениях между некоммунистическими странами ЮВА - Таиландом, Малайзией, Индонезией, Филиппинами и Сингапуром - преобладающей. В августе 1967 г, министры иностранных дел этих пяти стран собрались на совещание в столице Таиланда г. Бангкоке и заявили о создании новой организации - Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Своей целью она провозгласила содействие экономическому и культурному сотрудничеству, миру и стабильности на основе справедливости. Члены АСЕАН отказывались обсуждать вопросы взаимодействия по линии обороны с США, акцентируя внимание на экономическом, научно-технологическом обмене и вопросах культурного характера. Учитывая войну во Вьетнаме, страны ассоциации предпочитали уклониться от политизации регионального сотрудничества, оставаясь на позиции нейтрализма. Нейтрализм в ЮВА - концепция, принятая странами АСЕАН в 1960—1970-е годы и предполагавшая невмешательство великих держав в дела малых и средних стран региона. Советский Союз занимал в отношении идеи АСЕАН осторожную позицию. Но идея нейтрализации подразумевала ограничение роли США в регионе, и Советский Союз ее поддержал. Не высказался против и Китай, который пытался интерпретировать тезис о невмешательстве, важный для АСЕАН, как если бы он подразумевал невмешательство только СССР и США как неазиатских держав, но не самого Китая. Экономический регионализм в ЮВА - концепция развития интеграционных тенденций в Азиатско-Тихоокеанском регионе на базе преференциального сотрудничества местных стран исключительно на экономической основе, без создания региональных военных блоков. Основным организационным звеном АСЕАН стали ежегодные встречи министров иностранных дел стран-участниц. С 1977 г. они стали сопрягаться с совещаниями между министрами АСЕАН и представителями стран и донорских организаций, поддерживавших региональное сотрудничество. Отстаивая собственные интересы, в частности, независимость и экономическое развитие, страны АСЕАН смогли согласовать подходы к единым принципам экономического взаимодействия на встрече в 1976 году на острове Бали. Однако их модель интеграции была не наднациональной, а межгосударственной, главной целью которой было избежать внутрирегиональных противоречий. Военно-политический конфликт в Камбодже в 1967 - 1975 годы. На первых этапах разворачивался между коммунистическими партизанами и режимом главы государства Нородома Сианука. После переворота Лон Нола и установления проамериканского республиканского режима в 1970 году разворачивался между правительством страны, поддерживаемым США и Южным Вьетнамом, и поддерживавшимся Северным Вьетнамом Национальным единым фронтом Кампучии, в котором значительную роль играли партийные структуры и вооружённые формирования местных коммунистов. Итогом войны стало падение центрального правительства и приход к власти «красных кхмеров», провозгласивших курс на радикальное переустройство камбоджийского общества с опорой на маоистские концепции. Гражданская война в Камбодже, наряду с боевыми действиями в Лаосе и Южном Вьетнаме, считается частью Второй Индокитайской войны.
18. Рост советско-американского соперничества на периферии международной системы привел американскую администрацию к мысли о необходимости оказывать давление на СССР с окраинных точек международной системы. Такой точкой был Дальний Восток. Игра на советско-китайских и советско-японских противоречиях - характерная черта американской дипломатии на рубеже 1970-х и 1980-х годов. Правительство КНР, учитывая раздражение Токио после неудачной попытки договориться с Москвой по территориальному вопросу в 1973 г., предлагало японской стороне подписать договор о партнерстве. КНР стремился усилить давление на СССР посредством развития отношений с Японией. Результатом китайско-японского сближения стал китайско-японский договор о мире и дружбе от 1978 г., который носил умеренно антисоветскую направленность. На протяжении 1978 г. Вашингтон устранил препятствия для установления дипломатических отношений с КНР.. В результате вьетнамо-китайского конфликта осложнились отношения между США и КНР, тем не менее в 1979 г. между двумя державами были установлены дипломатические отношения. В то же время, после смены власти в КНР новое руководство Китая попыталось начать диалоге СССР о нормализации отношений, используя как повод истечение срока действия советско-китайского договора от 1950 г. Но ввод советских войск в Афганистан помешал этому процессу. КНР продолжала стремиться к модификации внешней политической стратегии и отходу от ориентации на США.
19. Советско-афганская война длилась более девяти лет с декабря 1979 по февраль 1989. Повстанческие группы «моджахедов» сражались во время неё против Советской Армии и союзных ей афганских правительственных сил. От 850 тысяч до 1,5 миллиона мирных жителей было убито, миллионы афганцев бежали из страны, в основном в Пакистан и Иран. Ещё до прихода советских войск власть в Афганистане путём переворота 1978 года захватили коммунисты, посадив президентом страны Нур Мохаммада Тараки. Он предпринял ряд радикальных реформ, которые оказались крайне непопулярными, особенно среди приверженного национальным традициям сельского населения. Режим Тараки жестоко подавлял всякую оппозицию, арестовав многие тысячи и казнив 27 000 политзаключенных. По стране стали формироваться вооружённые группы с целью сопротивления. К апрелю 1979 многие крупные районы страны восстали, в декабре правительство удерживало под своей властью лишь города. Оно само раздиралось внутренними распрями. Тараки был вскоре убит Хафизуллой Амином. В ответ на просьбы афганских властей союзное им кремлёвское руководство во главе с Брежневым вначале послало в страну тайных советников, а 24 декабря 1979 двинуло туда 40-ю советскую армию генерала Бориса Громова, заявив, что делает это во исполнение условий договора 1978 о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве с Афганистаном. Советская разведка имела данные, что Амин делает попытки сношений с Пакистаном и Китаем. 27 декабря 1979 около 700 советских спецназовцев захватили главные здания Кабула и устроили штурм президентского дворца Тадж-Бек, в ходе которого Амин и двое его сыновей были убиты. Амин был заменён соперником из другой афганской коммунистической фракции, Бабраком Кармалем. Тот возглавил «Революционный совет Демократической республики Афганистан» и запросил дополнительной советской помощи. В январе 1980 министры иностранных дел 34 стран Исламской конференции одобрили резолюцию с требованием «немедленного, срочного и безусловного вывода советских войск» из Афганистана. Генеральная Ассамблея ООН 104 голосами против 18 приняла резолюцию с протестом против советского вмешательства. Президент США Картер объявил бойкот московской Олимпиады 1980 года. Афганские боевики стали проходить военную подготовку в соседних Пакистане и Китае – и получать огромные объемы помощи, которую финансировали в первую очередь Соединенные Штаты и арабские монархии Персидского залива. В проведении операций против советских сил ЦРУ активно помогал Пакистан. Советские войска заняли города и главные линии коммуникаций, а моджахеды вели партизанскую войну небольшими группами. Они действовали почти на 80% территории страны, не подчинённых контролю кабульских правителей и СССР. Советские войска широко использовали авиацию для бомбардировок, разрушали деревни, где моджахеды могли найти убежище, уничтожали арыки, устанавливали миллионы наземных мин. Однако почти весь введённый в Афганистан контингент состоял из призывников, не обученных сложной тактике борьбы с партизанами в горах. Поэтому война с самого начала пошла для СССР тяжело. К середине 1980-х годов численность советских войск в Афганистане возросла до 108.800 солдат. Боевые действия пошли по всей стране с большей энергией, однако материальная и дипломатическая стоимость войны для СССР была весьма высокой. В середине 1987 Москва, где к власти теперь пришёл реформатор Горбачев, объявила о намерении начать вывод войск. Горбачёв открыто называл Афганистан «кровоточащей раной». 14 апреля 1988, в Женеве, правительствами Пакистана и Афганистана при участии США и СССР в качестве гарантов были подписаны «Соглашения по урегулированию ситуации в Республике Афганистан». Они определили график вывода советского контингента – тот прошёл с 15 мая 1988 до 15 февраля 1989. Моджахеды не принимали участие в Женевских соглашениях и отвергли большинство их условий. Вследствие этого после вывода советских войск гражданская война в Афганистане продолжилась. Новый просоветский лидер Наджибулла едва сдерживал натиск моджахедов. Его правительство раскололось, многие его члены вошли в сношения с оппозицией. В марте 1992 Наджибуллу перестали поддерживать генерал Абдул Рашид Дустум и его узбекская милиция. Через месяц моджахеды взяли Кабул. Наджибулла до 1996 скрывался в столичном здании миссии ООН, а
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|