Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные цели и принципы сертификации.

Основы сертификации.

Историческая справка.

Сертификация как процедура применяется давно термин «сертификат» известен сертификации девятнадцатого века. Знаменитые художники Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет. В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) прибора (весов, гирь). Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет сертификационным требованиям по его конструктивным и метрологическим характеристикам. Более 100 лет термин «сертификат» используется в международной межэкологической практике.

1879 г. – сопроводительный документ к полученному Россией прототипу Килограмма имел название «Сертификат Международного бюро мер и весов для прототипа Килограмма № 12, переданного Министерству финансов Российской Империи».

В течение нескольких столетий действуют «классификационные организации», которые, будучи неправительственными и независимыми организациями, оценивают безопасность судов для целей их страхования.

Пример классификационной организации регистр Лойда – международная организация, которая имеет представительства в 127 странах мира и в течение двух столетий является лидером сертификационных организаций. В России классификационная организация – Морской Регистр, созданный в 1913г (сертификация гражданских судов на безопасность). Сегодня Морской Регистр – одна из авторитарных организаций, занимающихся сертификацией систем качества.

1993 г. - начало сертификации в России в соответствии сертификации законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»..

1984 г. – Правительством СССР было принято Постановление о сертификации, экспортируемой продукции.

В России после ликвидации СССР аттестация продукции по категориям качества, государственная приёмка были официально отменены.

 

Основные понятия сертификации.

К объектам сертификации относятся продукция, системы качества, предприятия, услуги, системы качества, персонал, рабочие места и др. В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая, вторая и третья стороны.

Первая сторона - интересы поставщиков.

Вторая сторона - интересы покупателей.

Третья сторона - это лицо или органы, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО\МЭК2). Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавцы, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (закон РФ от 10.06.1993г № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг").

Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (правила по проведению сертификации в РФ).

Система сертификации формируется на национальном (федеральном), региональном и международном уровне. В нашей стране система сертификации создается специально уполномоченными на это органами исполнительной власти по стандартам России: ГОСТР, Министерство Здравоохранения РФ, ГосКом РФ по связи и информатизации (ГосКомСвязи) и пр. Система сертификации государственного стандарта России охватывает область народного потребления и услуги.

Сертификат соответствия (в пер. сертификации латинского «сделано верно»)- это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Декларация о соответствии - это документ, в котором изготовитель (продавец исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии устанавливается постановлением правительства РФ. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия. Кроме сертификата соответствия и декларации соответствия существует знак соответствия.

Знак соответствия - это зарегистрированный в установленном порядке знак, которым подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, сопро­водительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на тару при невозможности нанесения его непосред­ственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ).

Рис. 1. Знаки соответствия:

1. Знаки соответствия в системе ГОСТ Р (а - знак соответствия при обязательной сертификации; б - знак соответствия требованиям государственных стандартов; в - знак соответствия системы сертификации системе качества; г - знак соответствия при добровольной сертификации).

2. Знаки соответствия при обязательной сертификации национальных систем сертификации отдельных стран СНГ (а – Беларуси; б – Украины; в – Казахстана; г - Узбекистана).

3. Знаки соответствия систем обязательной сертификации отдельных федеральных органов исполнительной власти России (а - в области пожарной безопасности ГУ Государственной противопожарной службы МВД России; б - по экологическим требованиям Госкомэкологии России; в - по требованиям безопасности информации средств защиты информации Гостехкомиссии России; г - службы Морского флота Минтранса России при сертификации морских гражданских судов).

 

Хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 10) предусматривает единственными источниками информации о сертификации маркировку знаком соответствия и указание в технической документации сведений о проведении сертификации, правительственный документ (Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.) допускает и такой источник информации, как копии сертификатов.

В связи с многочисленными случаями фальсификации сертификатов и особенно их копий потребовались меры по эффективной защите этих документов. Правительство обязало Госстандарт ввести защиту копий сертификатов соответствия на товары, подлежащие обязательной сертификации, специальными голографическими знаками, защищенными от подделок. Право на получение голографических знаков имеет ОС, зарегистрированные в Госреестре, и ТО Госстандарта. Для маркирования копий сертификатов используются защищенные от подделки знаки, несущие голографическое изображение знака соответствия (ГОСТ Р 50460) и порядковый номер защищенного знака. Закрепление знака на копии осуществляется вручную при помощи клея. Знак разрушается при попытке его отделения. Руководство ОС (ТО) обеспечивает надлежащий учет, хранение, выдачу и использование знаков в соответствии с правилами хранения документов строгого учета. Госстандарт утвердил Инструкцию по применению голограмм безопасности.

С 1 июля 1999 г. реализация на территории Российской Федерации ряда товаров (аудио- и видеотовары, компьютерная техника) без наличия защищенных знаков соответствия запрещена.

 

 

Основные цели и принципы сертификации.

Цели сертификации.

· содействие потребителю в компетентном выборе продукции (услуги)

· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя)

· контроль безопасности продукции (услуги, работы) для определенной среды, жизни, здоровья и имущества

· подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем)

· создание условий для деятельности организации и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом научно-техническом сотрудничестве и международной торговле

 

Принципы сертификации.

 

1. Законодательная основа сертификации - закон РФ " сертификации продукции и услуг", закон "О защите прав потребителей" и др. нормативные акты.

2. Открытость системы сертификации (в работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения и др. независимо от форм собственности).

3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами.

4. Открытость и закрытость информации.

Открытость - информация всех её участников доступна.

Закрытость - должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющая коммерческую тайну.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...