Keywords: Culturology, Michelangelo Merisi da Caravaggio, Baroque, Nicola Poussin.
Караваджо и Пуссен: конфликт антагонистов. Шестопалова Ю.С., 1 курс научный руководитель: к и.н. Антохина Е.А. В статье рассмотрена проблема сопоставления различных аспектов творчества двух художников эпохи итальянского барокко: М. Караваджо и Н. Пуссена. Ключевые слова: история культуры, культурология, Микеланджело Меризи да Караваджо, барокко, Никола Пуссен. The conflict between the antagonists of Caravaggio and Poussin. J.S. Shestopalova The article considered question of the difference between the creations of two Baroque artists: Keywords: Culturology, Michelangelo Merisi da Caravaggio, Baroque, Nicola Poussin. Одним из определяющих стилей и основной составляющей образа мышления в европейской культуре является барокко. Основная идея этого стиля в красочности и свободной композиции; его можно так же охарактеризовать как «яркий и пёстрый». Именно в таком стиле писали свои творения Микеланджело Меризи да Караваджо и Никола Пуссен. Очевидно, что из-за колоссальных различий в написании картин и видении того, как должно выглядеть искусство, оба художника находились в состоянии творческой конфронтации. До сих пор различные ученые и искусствоведы проводят параллели между ними. Творчество Караваджо являлось образцом некоего неореалистического искусства, образцом барочной живописи, а Пуссен, напротив – один из главных приверженцев классицизма. Для того что бы лучше понять их сходства и различия, следует рассмотреть их отношение к некоторым аспектам жизни, проблемам новоевропейского социума. Одной из показательных тематик в их творчестве является религиозная. Пуссен, являясь истинным фанатиком античности, рассматривал даже христианство как порождение античной культуры. Именно картины на мифологические или религиозные темы принесли ему наибольший почет. Его картины масштабны, гармоничны, в основном выполнены в темных, холодных тонах. В персонажах Пуссена, какие бы деяния они не совершали, не чувствуется чего-то животного, все его герои являются высшим эталоном человечности.
Религиозные мотивы в картинах Караваджо монументальны и обладают исключительным драматическим эффектом. Если Пуссен делал акцент на композицию, то Караваджо делает акцент на своих героях. Его не редко обвиняли в излишней приземлённости святых. Его жажда реализма во всем, делала их похожими на простых людей, натурщиков, с которых он рисовал свои картины. Его вдохновляла сама действительность, сама живая натура. Поэтому люди, видевшие его картины, так сильно изумлялись: им казалось, что персонаж живой. Караваджо писал своих героев настолько буднично, что любые его картины, даже на религиозную тематику, не содержали в себе ничего мистического и были практически неотделимы от реального мира. Что бы понять насколько велико их видение библейских рассказов, достаточно сопоставить их картины. Сравнения я проведу на одной из самых популярных картин Караваджо «Положение во гроб» и чуть менее известным произведением Пуссена «Оплакивание Христа». Сцена оплакивания Христа происходит перед стеной, окружающей сад. По всей вероятности, это оливковые деревья. Действие происходит под открытым небом, которое Пуссен написал в темных тонах. Пасмурное, хмурое, оно как бы оплакивает Христа вместе с персонажами картины. Смотря на картину Караваджо, можно предположить, что действие происходит в темном помещении, где из растительности есть только маленький, невзрачный цветок, находящийся на переднем плане, но от этого не становящийся более приметным. Эффект гробовой темноты везде – один из приемов художника. Благодаря ему, все внимание зрителя фокусируется на персонажах, на переднем плане. Представляется, что данный эффект придает картине еще больший драматизм.
Главные персонажи одинаковы, меняются лишь второстепенные роли и фон. Тем не менее, художники передают одинаковый смысл – горе от потери человека, в рассматриваемом случае - сына божьего. Таким образом, две данные картины прекрасно вписываются в стиль своего времени – в стиль барокко. Во-первых, все персонажи расположены максимально близко. Одна из черт барокко – тонкая грань между картинным миром и реальным. На картине Караваджо эта грань почти незрима, сильно размыта, однако произведение Пуссена разграничивает оба мира. Различные оттенки серого и контрасты голубого и красного создают ощущение напыщенности и яркости, что так же является одной из черт барочной культуры. Картина Караваджо завлекает зрителя в свой мир, заставляя смотреть на нее не отрываясь, ведь тело Христово выглядит действительно мертвым. Творение кисти Пуссена наоборот вовлекает нас в однородную и в то же время разную эмоциональную окраску чувств персонажей в трагическую минуту. Второй, позволяющей хорошо раскрыть сущности двух художников-антагонистов темой, является природа. Оба художника свято её почитали, сита вершиной гармонии. Однако пользовались они совершенно различными приемами и техниками. Работы Караваджо были настолько тщательно прорисованы, что если убрать с них людей, то вся остановка, будь то фрукты, приборы, музыкальные инструменты - все будет жить своей жизнью. Подтверждение этому мы можем увидеть на его картине, явившейся первым натюрмортом в истории итальянской живописи. Это полотно называется «Корзина с фруктами». Поразительно, насколько реалистично и детально прорисован каждый фрукт, каждый листочек. Присутствие в корзине нескольких гнилых фруктов лишь усиливает эффект натуральности и придает натюрморту некий философский оттенок. У зрителя создается такое ощущение, что стоит только протянуть руку, что бы взять какой-нибудь фрукт. Пуссен свою природу строго подчиняет законам античности. Она – совершенна и представляет собой идеал красоты. Он наполняет её глубоким философским содержанием, идеализирует и постоянно связывает с человеком.
На примере его произведения «Пейзаж с Евангелистом Матвеем» мы можем увидеть, насколько величественно и монументально он изображает природу. На этом пейзаже зелень вызывает ощущение покоя и невозмутимости. Расположенные на переднем плане Евангелист Матвей и ангел создают атмосферу умиротворения и безмятежности. Величественный пейзаж, скалы, создающие ощущение некой постройки, подчеркивают величие природы, и представляют зрителям человечество как малую, но неотъемлемую часть природы. Третьей проблемой является отношение к смерти. Оба художника искали в ней особый философский смысл, намекая на тщетность бытия. Тем не менее, Пуссен обращался к изображению смерти более деликатно, используя различные метафоры иносказания. Он показывает водоворот жизни в цикле картин «Времена года», где отражает концепцию жизни человека, написанную по принципу зарождения, старения и гибели. Произведения написаны в холодных тонах, становящихся все мрачнее и мрачнее от картины к картине. Первой он написал «Весну». По сравнению с остальными картинами – она самая яркая и живая. Здесь он показывает зарождение жизни – первых людей на земле – Адама и Еву. В последней же картине пейзаж настолько мрачен и несчастен, что зритель сразу понимает, что хотел донести до мира Пуссен. Он, на наш взгляд, хотел уловить и передать философию смерти. Примечательно, что это самая последняя картина в жизни художника. В отличие от Пуссена Караваджо писал смерть прямо, поражая своим драматическим контекстом современников. Его картины смущали своей жесткостью и слишком реалистичным изображением смерти. Караваджо подает смерть как реальный факт, не пытаясь выразить ее метафорично, как характерно было это в его время. Он ставит перед собой цель показать то настроение, которым охвачены люди, чувствующие приближение смерти или же увидевшие ее. Наилучшего изображения смерти он добился в своем произведении «Успение Марии», где она показана действительно мертвой, а не уснувшей. Богослов и искусствовед Т. Китнис развенчал факт того, что смерть Богородицы написана без малейшего намека на духовную составляющую, как ранее говорили современники Караваджо. Он указал на поток света, изображенный на холсте, который прорезал тьму. Один из лучших приемов автора заставляет нас задуматься о том, что же будет пару мгновений спустя.
В заключении хочется подчеркнуть значимость Пуссена и Караваджо для истории мировой культуры. Каждый из этих мастеров, изображая на холсте какую-либо проблему, обращались, прежде всего, к образам окружающей жизни, индивидуально соотнося мир и реальность. Сравнивая Караваджо и Пуссена, мы можем увидеть все разнообразие барокко. Их картины показывают, что в искусстве нет черно-белых оттенков, нет классификаций, оно не поддается им. Исходя из анализа картин, сравнения их, мы видим, что художники, в принципе не противоречат друг другу, они придерживаются одних и те же мотивов в написании картин, выбирают схожие темы. Даже ведя друг с другом некое соревнование, их темы и мысли переплетаются друг с другом. Произведения двух барочных художников как двуликий Янус, как две стороны одной медали: это и борьба противоположностей и слияние в одно целое. Вклад обоих художников в историю мировой живописи невозможно преувеличить. Каждый из них создал свою живописную манеру, свой собственный жанр. Караваджо был блестящим примером реалистической живописи, Пуссен – образцовый представитель классики. Их искусство оказало в равной мере влияние на творчество многих европейских художников XVII в.
Список источников и литературы: 1. "Entretiens sur les vies et les ouvrages des plus excellents peintres anciens et modernes", Paris, 1666 — 1688 // пер. А. И. Бенедиктова по публикации в журн. "Paragone", 1951, N. 19, pp. 62 — 63 2. Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие. Издательство "Проспект", 2013 г // https://books.google.ru/books?id=DQ1PAQAAQBAJ&pg= 3. Махов Александр. Караваджо. Молодая гвардия, 2009г. 4. Митрофанова Алла. Караваджо: «Успение Марии» (Успение Божией Матери). 24 августа 2016 // URL: http://foma.ru/karavadzho-uspenie-marii-uspenie-bozhiej-materi.html.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|