Каковы же основные педагогические принципы поведения взрослых в кризисный период?
Тема: «Аукцион полезных советов по кризису трех лет» Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по активным для них вопросам взаимодействий с трехлетним ребенком. Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возростных особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении; сформировать представление о кризисе трех лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций; выробатывать новые навыки взаимодействия с ребенком. Л.С.Выгодский отметил, что развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. Критические периоды перемежаются стабильными. Кризис, не что иное, как период на новый, более высокий уровень развития. Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от0 до7лет, каждый стабильный период завершается кризисом: в 1 год, в 3 года и в 6-7- летнем возрасте. По словам Л.С.Выгодского, «личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негатевизм, капризность, своеволие». Негативные формы могут закрепится, став устойчивыми к концу учебного года, поэтому в кризисный период многое зависит от взрослых. Первый симптом кризиса трех лет, который получил название «негатевизм». Заключаются они в том, что все поведение ребенка идет в разрез с тем, что ему предлагают родители, взрослые. Причем, это отрицательная реакция не на содержание действия. А на само предложение взрослых. Упрямство - еще одно проявление кризисного периода. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого требует. Мотивом упрямства является принятое ребенком решение.
Строптивость - направлен против норм воспитания. Он выражается в детском недовольстве, в желании настоять на своем, добиться своего любыми средствами. Своеволие - выражается в том, что ребенок все хочет сделать неправильно сам, отказывается от помощи взрослых. Протест- бунт против окружающих проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, иногда достаточно агрессивный.
Таким образом, кризис трех лет- это «бунт против авторитарного воспитания, требующего самостоятельности, Переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».
(Воспитатель предлагает родителям поделиться советами, своим опытом в период детского кризиса) Что могут родители в период кризиса: - Не нужно постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности; - Не надо любыми путями сгладить кризис, помня, что проживание периода кризиса- неизбежный процесс. - Не придавайте большого значения упрямству и капризности ребенка. Примите это как необходимость. - Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его любите и понимаете. - Не подчеркивайте свою силу и превосходство над ребенком, кризис не должен перейти в войну, где каждая сторона упрямо стоит на своем. Научитесь договариваться, старайтесь находить компромиссы. - Капризы ребенка- это его способ определить степень своей свободы, поэтому лучше заранее выработать короткий свод непререкаемых законов и придерживаться их. - Будьте в поведении с ребенком настойчивы и последовательны, если вы сказали «Нет», Оставайтесь при этом же мнении. Вырабатывайте единую стратегию поведения для всех членов семьи, в том числе, бабушек и дедушек. - Запретов должно быть не много, чтобы у ребенка осталась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознании ребенка).
- Чтобы переломить ситуацию, предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности. Покажите ребенку, что вы ему доверяете и что вы с ним равны. Расширяйте права и обязанности ребенка в пределах разумного - Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика. - Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно. - Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций. - Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок становится более самостоятельным, независимым от окружающей среды, он осознает себя как отдельную личность. Каковы же основные педагогические принципы поведения взрослых в кризисный период? -Терпение. - Выдержка. -Включение ребенка в игру. Помочь ребенку или включение его в действия взрослого(«Помоги мне!»). Соревнование («Кот быстрее- ты или я?»). -Предоставление большей самостоятельности растущему человеку.
Таким образом, чем внимательнее, терпимее, доброжелательны к ребенку в период кризиса будем мы, взрослые, тем мягче и безболезненней пройдет для него этот период. От благополучного или, наоборот, неблагополучного проживания периода дошкольного детства зависит будущее взрослого человека. Успешность развития вашего ребенка во многом зависит от вас, родители! Неодходимо заметить, что главную роль в воспитании ребенка играет его семья. Ее жизненный уклад, приоритеты и ценности уваиваются ребенком с раннего детства. И чем младше ребенок, тем ответственней должна быть роль взрослого. (Предложить родителям рассмотреть проблемные ситуации) «Не будешь спать- бабайка(серый волк, баба- яга, страшная девочка, Джагурда и пр.) придет!» Никогда не используйте тактику запугивания. Из подобного устрашения малыш усвоит только часть про бабайку, остальное от страха просто пролетит мимо. «Будешь от меня убегать, тебя схватит страшный дядя (арестует полицейский, заберет ведьма и пр.)
Предупреждайте ребенка об опасностяхнужно, но не методом запугивания, а подробными объяснениями- что опасно и почему. «Не даешь кашу- останешься маленьким и слабым» (Будешь есть кашу- станешь умным и сильным как папа» И не забудьте после этого подвига (съеденной каши) обязательно взвесить кроху и измерить рост- наверняка, он после завтрака успел возмужать и подтянуться. «Будешь кривляться(косить глаза, показывать язык, грызть ногти и пр.)- таким и останешься» или «Будешь ковырять в носу- палец застрянет» Спокойно объясняем малышу- почему не стоит кривляться и ковырять в носу, а после рассказываем, что «Из культурных и послушных малышей всегда вырастают настоящие герои и великие люди».Можно продемонтрировать фото бравого генерала, который тоже когда- то был маленьким мальчиком, но не ковырял в носу. «В кого ты такой неуклюжий!», «Из какого места у тебя руки растут», «Не трогай! Я сама сделаю!» Эти слова принижают детскую самооценку- потом не стоит удивляться, что малыш растет адаптивным, боится социума, и в 8-9 лет вы еще завязываете ему шнурки и водите в туалет. «Твой друг уже давно оделся, а ты все сидишь», «У всех дети, как дети, а ты…» Никогда не сравнивайте своего ребенка ни с кем. В родителях ребенок должен видеть поддержку и любовь, а не упреки и принижение его достоинства. Ребенок может замкнуться в себе. Разувериться в вашей любви и даже «отомстить другу» за его «идеальность». «Ты у меня самая красивая, лучше всех» Нужно говорить « Тебе идет это платье » Чрезмерная похвала затуманивают ребенку адекватную оценку реальность. «Твоя подделка- самая лучшая» Нужно говорить «У тебя получилась замечательная подделка, но можно сделать ее еще лучше» Хвалить нужно, но не переоценивать. И ваше одобрение должно относиться к поступку малыша, а не к его личности. «С таким грязнулей я никуда не пойду, «Такого я тебя не люблю» и пр. Любовь мамы- это явление незыблемое.. Для нее не может быть никаких условий «если». Мама любит и все. Всегда, в любой момент, любого- грязного, больного, непослушного.
Любовь с условиями подрывает уверенность ребенка в истинной этой любви. Кроме обиды и страха (что разлюбят, бросят, и пр.), такая фраза ничего не принесет. Мама- это гарантия защиты, любви и поддержки в любой ситуации. А не продавец на рынке- «будешь паинькой, буду тебя любить». «У меня от твоих криков голова болит» Ищите разумные аргументы, чтобы «прекратить безобразие» малыша. Нужно говорить «Кричать нельзя, потому что в соседней квартире спит грудной ребенок. Нельзя играть в футбол вечером в квартире, потому что снизу живут старенькие люди. Нельзя кататься на роликах по новому полу, потому что папа потратил немало сил и времени, чтобы эти полы постелить. «Да на, на, только отстань» Понять маму, конечно, можно. Когда ребенок уже третий час подряд говорит «ну мам, ну дай»- нервы сдают. Но сдавшись, вы открываете малышу «новые горизонты»- маму можно «сломать» капризами и нытьем. «Еще раз услышу такое слово - лишу мультиков». Нет смысла в этих фразах, если вы не держите слово. Ребенок просто перестанет воспринимать ваши угрозы всерьез. Малыш должен четко понимать, что за нарушение определенных правил всегда следует определенное наказание. «Замолчи, я сказала!», «Закрой рот», «Быстро сел на место», «Убери руки!» Ребенок- не ваша собачка, которой можно дать команду, надеть намордник и посадить на цепь. Это человек, которого нужно уважать. Следствие такого воспитания- равнодушное отношение к вам в будущем. На вашу просьбу «прийти домой пораньше» вы однажды услышите- «отстань», а на просьбу «принеси водички»- «сама возьмешь». Хамство вернется хамством в квадрате. «Денег нет не куплю 20 машинку (5 шоколадку). Ребенок поймет лишь, что мама с папой- два практических нищих человека, у которых никогда и ни на что нет денег. А если бы деньги были- то купили бы и 20 машинку и 5 шоколадку. А отсюда уже начинается зависть к детям более «успешных» родителей и пр. Будте благоразумны- не ленитесь объяснять и горовить правду. «Какой ты плохой мальчик!», «Фу, какой нехороший ребенок», «Ах ты грязнуля!», «Ну ты и грязнуля!» Осуждение- худший метод воспитания. Избегайте осуждающий слов даже в порыве гнева.
Таким образом, чем внимательнее, терпимее, доброжелательны к ребенку в период кризиса будем мы, взрослые, тем мягче и безболезненней пройдет для него этот период. От благополучного или, наоборот, неблагополучного проживания периода дошкольного детства зависит будущее взрослого человека. Успешность развития вашего ребенка во многом зависит от вас, родители! Необходимо заметить, что главную роль в воспитании ребенка играет его семья.
Ее жизненный уклад, приоритеты и ценности усваиваются ребенком с раннего детства. И чем младше ребенок, тем ответственней должна быть роль взрослого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|