Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Половозрастные особенности развития физических качеств, необходимых в тренировке юных волейболистов




РЕФЕРАТ

Иванов Е.Ю. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК, С УЧЕТОМ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: Дипломнаяработа /ДИТИ НИЯУ МИФИ, №030501.65–020. Димитровград, 2015. – стр. 57, рис. 0, табл. 5, библ. назв. 50, приложений 0.

 

Ключевые слова: волейбол, половозрелые изменения, этапы подготовки волейболистов, техническая подготовленность, теоретическая подготовленность, психологическая подготовленность, тактическая подготовленность.

 

Объект исследования: Тренировочный процесс юных волейболисток.

Цель работы: Изучение особенностей организации тренировочного процесса юных волейболисток, с учетом половозрастных изменений.

 

 

Методы исследования: При написании работы были использованы следующие основные методы научного познания: метод дедукции, метод аналогии, метод сравнения, метод наблюдения и другие методы.

 

 

Полученные результаты и их новизна: Достигнуты средние результаты при технике подачи и при нападающем ударе, из этого следует что необходима дополнительная работа над этими приемами. Некоторые игроки «выпадают» из игры, т.е. не внимательны. Также важно учитывать особенности психического и физического развития детей, занимающихся волейболом, на каждом возрастном этапе.

 

 

Область применения: Дипломная работа может быть использована в учебном процессе по изучению темы по дисциплине.

 

Количество публикаций по теме исследования: 0

Участие в конференциях по теме исследования: 0

Акт внедрения

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО–ПРАКТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ, С УЧЕТОМ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.. 6

1.1 Половозрастные особенности развития физических качеств, необходимых в тренировке юных волейболистов. 6

1.2 Этапы подготовки юных волейболисток. 17

1.3 Техническая подготовленность. 21

1.4 Теоретическая подготовленность. 32

1.5 Психологическая подготовленность. 35

1.6 Тактическая подготовленность. 39

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 42

2.1 Объект и организация исследования. 42

2.2 Методы исследования физической подготовленности. 43

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 45

3.1 Контрольные измерения технических приемов. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 53

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Трудно найти коллектив физической культуры, в котором не было бы волейбольной секции. Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач.

Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием; небольшая площадка, мяч да сетка на двух стойках. Немного времени уходит и на то, чтобы усвоить суть и правила игры. Отсюда, однако, часто делаются неправильные выводы о том, что волейбол – простая и доступная всем игра и, чтобы научиться играть в волейбол, нужны всего лишь сетка, мяч и площадка.

Главным отличием игры в волейбол является возможность начать играть без всякой подготовки. Это неправильное мнение. Нельзя смешивать внешний характер игры, её сущность и правила с процессом овладения навыками игры. Овладение техникой и тактикой в совершенстве – процесс сложный и трудоёмкий, он требует больших совместных усилий тренера и обучающегося. Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся.

Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно–тренировочного процесса с юными волейболистами. Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие.

Объектом исследования в работе является тренировочный процесс юных волейболисток.

Предметом исследования половозрелые изменения волейболисток.

Целью работы является: Изучение особенностей организации тренировочного процесса юных волейболисток, с учетом половозрастных изменений.

Задачи исследования:

1) Изучить научную и научно–методическую литературу;

2) Выявить уровень формирования техники основных игровых приемов, с учетом половозрастных изменений юных волейболисток;

3) Определить проявление технической подготовленности в игровой деятельности.

При написании работы были использованы следующие основные методы научного познания: метод дедукции, метод аналогии, метод сравнения, метод наблюдения и другие методы.

Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка используемых источников.

 


Анализ теоретико–практических положений в методике подготовки юных волейболистов, с учетом половозрастных изменений

 

Половозрастные особенности развития физических качеств, необходимых в тренировке юных волейболистов

 

Спортивный волейбол охватывает возраст с 9 до 30 лет; в сфере массовой физкультуры волейболом занимаются с 7–8 лет (мини–волейбол) и практически без ограничения возраста. Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их возможно только на основе системного подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе его развития[1].

Понятие «подготовка волейболистов» включает совокупность мероприятий, обеспечивающих подведение волейболиста к высшим спортивным результатам, с одной стороны, и массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с другой. При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения между ними. Можно выделить три составные части системы подготовки волейболистов (подсистемы): подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в сфере массовой физкультурно–спортивной работы[2].

Для того чтобы стать волейболистом, необходимо овладеть соответствующими двигательными навыками. В период от 11 до 14 лет наблюдается особенно большой рост показателей быстроты движений. В этом возрасте должны закладываться основы будущих высоких достижений в волейболе, где решающее значение имеет быстрота, тонкая координация и не требуется выносливости в монотонных действиях.

В возрасте 13–16 лет ярче проявляются черты индивидуальных особенностей детей, типы нервной системы, что заметно влияет на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, на уровень и устойчивость общей работоспособности. Это вызывает необходимость с самых начальных этапов обучения детей движениям широко использовать индивидуальный подход к ним. В 12–15 лет кисть руки приобретает прочность и устойчивость, значительно увеличивается диаметр мышечных волокон. В волейболе все действия с мячом производятся кистями рук, поэтому необходимо учитывать данные возрастного развития кистей рук для правильной организации занятий по волейболу с детьми[3].

Таким образом, если в течение школьного возраста у детей в достаточной степени развиваются физические качества и повышаются функциональные возможности их организма, то это в известной степени создаёт благоприятные возможности для проведения занятий по волейболу с детьми среднего школьного возраста. Для того чтобы подготовить волейболистов, начинать обучать волейболу целесообразно с 11–12 лет. Если же отодвинуть начало обучения на более поздний возрастной период, то овладеть в совершенстве современной техникой волейбола за короткий промежуток времени невозможно, тем более что с возрастом несколько ухудшаются возможности для овладения техникой[4].

Современный волейбол – атлетическая игра, которая предъявляет высокие требования к двигательным способностям спортсмена и его функциональным возможностям. Игра, продолжающаяся до часа, изобилует множеством технических приемов, внезапных, быстрых перемещений, прыжков, падений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств. Совершенное владение техникой игры возможно при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств волейболистов в процессе общей и специальной физической подготовки.

Так, было проведено исследование – влияние занятий волейболом на развитие физических качеств школьников и достижение ими определенных физических кондиций. Было установлено, что у школьников, регулярно занимающихся волейболом, отмечаются повышенные показатели физических качеств. Волейбол является одним из универсальных средств, обеспечивающих разностороннее физическое развитие и физическую подготовленность юных спортсменов[5].

Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует развитию силы, быстроты, выносливости, ловкости и воспитанию морально–волевых качеств, укреплению здоровья детей. Волейбол как игра широко доступна и притягательна для всех возрастов. Занятия волейболом оказывают положительное воздействие на организм, не перегружая его основные системы и органы[6].

Игра в волейбол способствует развитию мышечного аппарата; помогает выработке таких жизненно важных качеств, как быстрота реакции, ловкость, выносливость; укрепляет дыхательную, сердечно–сосудистую и мышечную системы; снимает умственную усталость; улучшает общий обмен веществ. Заметное влияние оказывает волейбол на центральную нервную систему. Занятия волейболом положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. Многообразие движений при игре способствует повышению двигательной активности детей и взрослых.

На занятиях в спортивных кружках, отмечает С.М. Зверев решаются следующие основные задачи:

1) укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию детей;

2) обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

3) подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов;

4) воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений[7].

Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует развитию силы, быстроты, выносливости, ловкости и воспитанию морально–волевых качеств, укреплению здоровья детей.

Сила–это способность преодолевать мышечное сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий. Основной задачей силовой подготовки является пропорциональное развитие всех мышечных групп человека. Для этого подбираются физические упражнения на основные группы мышц: верхнего плечевого пояса, туловища, мышц таза и нижних конечностей.

Основным методом, позволяющим воспитывать силу, является метод повторного упражнения с использованием непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых до отказа. Этот метод позволяет одновременно улучшать показатели силы и увеличивать мышечную массу, что особенно важно для молодого растущего организма[8].

Подбираются упражнения на различные группы мышц, вес отягощения которых не превышает 10–12 П.М. (П.М. – повторный максимум, т.е. количество по­вторений, которое может выполнить занимающийся в данном упражнении). Сначала прорабатывается одна группа мышц (2–3 подхода в одной серии. Между подходами – полный отдых), количество серий – 3 – 4. Отдых между сериями 10–15 мин. Затем переходят к другой мышечной группе и аналогичным образом прорабатывают ее. В одном занятии можно проработать 3–4 мышечные группы. Упражнения на силу рекомендуется сочетать с упражнениями на растягивание[9].

По мере того как вес отягощения становится привычным и с ним уже можно выполнить 15–18 повторений, его увеличивают, чтобы можно было сделать с этим весом 10–12 повторений. В дальнейшем переходят к методам специальной силовой подготовки.

Другим методом, который можно использовать для воспитания силовых способностей, является метод круговой тренировки. Он позволяет в одном занятии проработать все группы мышц человека. Подбирается 8–10.ушражнений на все группы мышц, начиная от верхнего плечевого пояса и заканчивая мышцами нижних конечностей, которые выполняются на 8–10 станциях, последовательно расположенных. Вес отягощения 10–12 П.М. Упражнения могут выполняться без интервалов отдыха с интервалами отдыха между ними. Между каждым кругом дается отдых 10 –15 минут[10].

Сила мышц тесно связана с ростом костной и мышечной ткани, формированием суставно – связочного аппарата. Наибольший рост силы наблюдается в 14 лет. Причем чрезмерно силовые нагрузки отрицательно влияют на развитие двигательного аппарата подростка, на рост костей в длину.

Ловкость – это способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями, способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выра­жается в умениях быстро овладевать новы­ми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигатель­ной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

1) осваивать координационно сложные двигательные задания;

2) быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с

изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);

3) повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий[11].

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требую­щих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единобор­ства, спортивные игры)[12].

Упражнения должны быть сложными, нетра­диционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способнос­тей тесно связано с совершенствованием специализированных воспри­ятии: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют уме­ние занимающегося эффективно управлять своими движениями.

Для воспитания ловкости в основном используется метод повторного упражнения. Подбираются упражнения, которые способствуют развитию ловкости: изучение совершенно новых форм движений; выполнение освоенных движений, но в различных необычных условиях (обычный прыжок в длину с места, правым (левым) боком, спиной вперед, из приседа, со взмахом рук и без и т.п.). Упражнения можно разделить на 5 групп:

1. упражнения на совершенствование точности движений в пространстве, во времени и по усилиям (прыжки с места на точность, бросание набивного мяча различного веса, метание малого мяча в цель, выполнение упражнения в заданное время);

2. упражнения на совершенствование чувства равновесия в различных условиях опоры (выполнение упражнений на широкой плоскости гимнастической скамейки, а затем на узкой; прыжковые упражнения на одной ноге, двух, попеременно с одной на другую и т.п.);

3. упражнения, в которых в зависимости от создаваемой ситуации или сигнала необходимо быстро менять направление движения;

4. упражнения, в которых расслабление сменяется быстрым напряжением мышц и наоборот;

5. упражнения, предъявляющие высокие требования к координации движений (жонглирование, прыжки на малых батутах, упражнения с различными предметами, акробатические упражнения и т.п.)[13].

Быстрота – способность человека совершить двигательные действия в минимальной отрезок времени. Наиболее эффективный процесс в воспитании быстроты движений происходит в детские и юношеские годы, особенно в 13 – 14 лет. В этом возрасте тренирующиеся дети значительно отличаются от нетренерующихся.

Выносливость – способность организма противостоять утомлению или способность к длительному выполнению какой – либо работы, будь то бег, прыжки, ходьба, игра т. д. Наибольший рост выносливости наблюдается в 10 – 13 лет и 16 – 18 лет[14].

Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно спо­собствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезией у детей школьного возраста, усугубляющейся акселерацией физического развития[15].

Волейбол является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоничному развитию. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функцио­нальными возможностями сердечно–сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем.

Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние ко­ординация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена. Одним из основных критериев выносливости является время в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятель­ности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и кос­венным способами.

Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять зада­ние и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего использу­ют косвенный метод. Косвенный метод – это когда выносливость определяется по времени преодоления какой–нибудь достаточно длиной дистанции. В практике различают 2 вида выносливости: общую и специальную[16].

Общая выносливость – это способность длительно проявлять мышеч­ные усилия сравнительно невысокой интенсивности, аэробная выносливость. Общая выносливость на 50–70% спортивный результат. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способ­ность к широкому переносу, т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжной гонке, ходьбе. Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости. Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности рабочих движений) и от способности спортсмена «терпеть», т.е. противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий[17].

Биологической основой общей выносливости являются аэробные воз­можности организма спортсмена. Основной показатель потребления аэроб­ных возможностей – это максимальное потребление кислорода (МПК) в лит­рах в минуту.

Специальная выносливость – это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализированного упражнения.

Гибкость – способности выполнять движения с большой амплитудой. Наибольший прирост в развитии гибкости наблюдается в 7 – 10 лет. Недостаточная гибкость ограничит ваши движения, вы будете больше подвержены травмам и мышечным болям[18].

Большинство людей не в состоянии достичь гибкости балерин или чемпионов по гимнастике, однако правильные физические упражнения все–таки немного ее развивают. Ваша гибкость зависит от подвижности суставов и мускулов. Суставы различны по форме и позволяют нам проделывать самые разнообразные движения.

Шарообразная головка на верху бедренной кости вставлена в соответствующую ямку таза. Связки – это крепкие веревкообразные волокна, натянутые между костями. Они поддерживают сустав и ограничивают его движения так, чтобы он не отклонился слишком сильно и не травмировался. Сустав смазывается внутрисуставной жидкостью, и кости не трутся друг о друга. На каждом конце кости есть хрящ. Он защищает кость при движении от удара и как бы поглощает его при столкновениях сустава с чем–либо. Суставы поддерживаются мышцами. Чем крепче мышцы, тем крепче суставы. Мышцы приводят в движение сухожилия, которые крепятся к костям и позволяют суставам двигаться[19].

Чем растяжимее ваши мышцы и сухожилия, тем вы более гибки. Связки растягиваются несильно, однако у некоторых людей они длиннее и разболтанней, чем обычно. У людей с так называемыми двойными суставами очень растянутые связки. Это плохо, потому что сустав не удерживается на месте[20].

Регулярные упражнения для растяжки мышц помогают вытягиваться тканям, окружающим их, и мышцы тоже растягиваются. Такая зарядка улучшает снабжение суставов кровью и расширяет круг ваших движений. У негибкого человека околосуставные мышцы постепенно становятся жестче. Это может вызвать скованность в движениях и давить на суставы при выполнении упражнений. Если сустав повернулся слишком сильно, связки могут растянуться и даже порваться[21].

Вы можете также потянуть мышцу. Случается, что при растяжении связок мышцы не возвращаются в прежнее натянутое состояние, и сустав лишается прочной опоры. Некоторые виды спорта, например бег трусцой и езда на велосипеде, сводятся к бесконечному повторению одних и тех же движений. Ваши мышцы привыкают работать в одном и том же направлении и соответственно растягиваться[22].

Укрепляясь, они укорачиваются, что ограничивает вашу гибкость. На следующей странице даны упражнения, предотвращающие это. Большинства травм можно избежать, если как следует разогреться и не перенапрягаться. Непосильные тяжести и плохая осанка излишне давят на мышцы и суставы. Гибким нужно быть по нескольким причинам. Однако старайтесь никогда не перенапрягаться.

1) Гибкость суставов помогает приобрести хорошую осанку. Негибкие суставы мешают выпрямиться.

2) Гибкий человек знает пределы возможностей своего тела. Это снижает риск перегрузок и улучшает координацию движений.

3) Гибкость суставов помогает приобрести хорошую осанку. Негибкие суставы мешают выпрямиться.

4) С приобретением гибкости ваши движения становятся плавными и уверенными. Напряженность и неуклюжесть исчезает.

5) Наклоны и упражнения на растяжку помогают расслабится[23].

Прыгучесть – это сила и быстрота мышечных сокращений с оптимальной амплитудой движений. Благоприятный период развития прыгучести – 10 – 18 лет лет. Самый значительный период – 10 – 12 лет. Прыгучесть – очень важное в волейболе качество. Прыгучесть является скоростно–силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления[24].

Для развития прыгучести используются:

1) упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание

2) упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра

3) упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений

приземления – схождение и спрыгивание с возвышения отталкивания

4) пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы полетной фазы

5) прыжковых поз

6) прыжки в глубину

7) упражнения на высоту или длину отталкивания

8) упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой. В практике работы школьных учителей физической культуры и тренеров уровень развития прыгучести можно определять с помощью трех основных тестов.

9) выпрыгивание вверх из упора присев со свободным движением рук;

10) прыжок в длину с места;

11) выпрыгивание вверх из основной стойки[25].

Однако по показателям объективности результатов, лучшим является прыжок вверх из упора присев со свободным движением рук. В практике работы с детьми и подростками чаще применяется прыжок из основной стойки, как более простой и удобный[26].

Если вы обратили внимание, то заметили, что у волейболистов пропорционально развиты все части тела, так как они постоянно нагружаются, и происходит это одновременно.

Волейбол – спортивная игра. Развивает быстроту и точность реакции, ловкость, глазомер, улучшает координацию движений. В игре много разнообразных движений, которые способствуют общему физическому развитию, улучшению осанки. Во время тренировок мы также должны чувствовать свой организм. Работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние[27].

Во время игры в команде у волейболиста активно формируются нравственно – волевые качества: настойчивость, выдержка, смелость, целеустремленность. Игроки испытывают чувства радости, горечи, приобретают умение умеренно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды, что необходимо как в игровых, так и в жизненных ситуациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...