Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причинителем вреда (должником) признается лицо, противоправным поведением которого кому-либо причинен вред. В качестве причинителя вреда могут выступать физические и юридические лица.




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

по дисциплине «Судебная защита земельно-имущественных прав»
для специальности 080114 «Земельно-имущественные отношения»
2 курс

 

1. Понятие, способы и принципы осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей.

2. Понятие и источники правового регулирования земельно-имущественных отношений.

3. Осуществление прав и исполнение обязанностей через представителя. Представительство.

4. Понятие, признаки, виды и правовая природа доверенности.

5. Юрисдикционные и неюрисдикционные способы защиты гражданских прав, краткая характеристика.

6. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей, их краткая характеристика.

7. Способы защиты гражданских прав, их краткая характеристика и особенности.

8. Понятие, признаки и классификация сроков осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.

9. Понятие, виды и правила применения исковой давности в гражданском праве.

10. Общие условия наступления гражданско-правовой ответственности как способ защиты гражданских прав.

11. Понятие и виды убытков в порядке гражданского законодательства.

12. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения законодательства в сфере использования и охраны земель.

13. Понятие права собственности как юридическая категория.

14. Понятие и основания возникновения права собственности на земельный участок.

15. Понятие и основания прекращения права собственности на земельный участок.

16. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

17. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

18. Понятие и правила установления сервитута на земельный участок.

19. Понятие, признаки и формы собственности на земельный участок.

20. Вещно-правовые средства защиты права собственности на земельный участок: общая характеристика виндикационного иска.

21. Вещно-правовые средства защиты права собственности на земельный участок: общая характеристика негаторного иска и иска о признании права собственности.

22. Правомочие и компетенция государственных органов, осуществляющих государственное земельное управление.

23. Понятие, виды и краткая характеристика сделок с землей.

24. Особенности купли-продажи земельных участков.

25. Порядок государственной регистрации сделок с землей.

26. Понятие и судебные способы защиты прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.

27. Понятие и административные способы защиты прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.

28. Понятие и признание права на земельный участок.

29. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

30. Претензионный порядок урегулирования земельных споров.

31. Порядок возмещения вреда, причиненных гражданину или юридическому лицу.

32. Общие правила возмещения имущественного вреда.

33. Понятие и виды подсудности и подведомственности дел судам общей юрисдикции.

34. Понятие, элементы и виды искового заявления, рассматриваемого в судах общей юрисдикции.

35. Форма и содержание искового заявления, рассматриваемого в судах общей юрисдикции.

36. Общие правила рассмотрения земельных споров в судах общей юрисдикции.

37. Понятие и виды подсудности и подведомственности дел арбитражному суду.

38. Понятие, элементы и виды искового заявления, рассматриваемого в арбитражном суде.

39. Форма и содержание искового заявления, рассматриваемого в арбитражном суде.

40. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления в области использования и охраны земель.

 

Преподаватель Е.В.Савич

 

 

Председатель

методической комиссии

Е.В.Савич

..2012

 

 

8. Срок – это момент или период времени, наступление или истечение которого влечет возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

По степени определенности сроки делятся на:

- императивные, которые не могут быть изменены по соглашению сторон (например, исковая давность);

- диспозитивные, которые устанавливаются по соглашению сторон (например, срок исполнения обязательства).

По правовым последствиям, которые порождает наступление или истечение сроков, последние делятся на:

- правоустановительные;

- правоизменяющие,

- правопрекращающие.

Так же выделяют сроки абсолютно определенные, относительно определенные и неопределенные. Абсолютно определенные сроки устанавливаются указанием на какой-либо период времени либо календарную дату. Относительно определенные сроки устанавливаются менее точно (например, указанием на примерный период времени, событие, которое должно произойти, либо определение срока оценочными понятиями "немедленно", "в разумный срок" и т.п.). Неопределенные сроки имеют место тогда, когда, несмотря на предполагаемую срочность обязательства, срок вообще не устанавливается (например, бессрочная аренда имущества).

Началом течения срока является следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, исчисляемыймесяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. При этом, если последний месяц срока не имеет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Эти правила применяются и к срокам, исчисляемым в полугодиях или кварталах. Срок, определяемый в полмесяца, исчисляется в днях и равен 15 дням. Срок,исчисляемый в неделях, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Если последний день срока выпадает на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. Действие, для выполнения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока, за исключением случаев выполнения таких действий в определенных организациях – срок исполнения в этом случае истекает в тот час, когда в организации в соответствии с установленными правилами прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в организациях связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

 

12.юридическая ответственность применяется за совершение экологического правонарушения.
Экологическое правонарушение - противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Экологическое правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной и субъективной сторонами правонарушения. Ответственность за правонарушение, как и в иных отраслях права, может наступать только при наличии всех четырех элементов, а отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (природные объекты) являются предметом правонарушения. Объективную сторону экологических правонарушений составляют: действия или бездействия, нарушающие общеобязательные правила природопользования и охраны окружающей природной среды; вред экологическим интересам личности, общества или государства либо реальная угроза причинения такого вреда; причинная связь между экологически опасным деянием и наступившим вредом. Субъектом экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица. Экологические правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Вина в форме умысла имеет место тогда, когда из поведения лица видно, что оно сознательно направлено на правонарушение. В случаях совершения правонарушения по неосторожности в поведении лица отсутствуют элементы намеренности. Оно не направлено сознательно на правонарушение, но в то же время в поведении человека отсутствует должная внимательность и осмотрительность;
2) юридическая ответственность за экологические правонарушения - это обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия, определенные лишения;
3) меры, применяемые к правонарушителям могут быть как собственно эколого-правовые, так и предусмотренные в законодательных актах других отраслей законодательства;
4) юридическая ответственность возлагается в определенной процессуальной форме: уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т.д., установленной в законодательстве.
Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов экологического права. Основанием для юридической ответственности является правонарушение в области охраны окружающей среды (экологическое правонарушение). Состав правонарушения - это фактическое основание для ответственности, а норма права - правовое.
В комментируемой статье закреплены следующие виды ответственности:
- имущественная;
- дисциплинарная;
- административная;
- уголовная.

13.

Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права экономических отношений земельной собственности, то есть отношений по присвоению и хозяйственному использованию земли. В объективном значении - как правовой институт - право собственности на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей как объектом хозяйственной эксплуатации. Институт права собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения земельной собственности определяют характер земельного строя. В тоже время отношения собственности на землю неотделимы от отношений собственности вообще - на другие природные объекты, движимые и недвижимые вещи. Поэтому право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт, за счет норм различных отраслей права - конституционного, административного, гражданского, земельного. Так, конституционные нормы (ст.13 Конституции Республики Беларусь) определяют приоритет государственной собственности на землю. Нормы административного права (Закон Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении”) устанавливают полномочия органов местного управления по распоряжению находящимися в их ведении землями. Гражданское право определяет правовую природу права собственности на землю, пределы оборотоспособности земли, закрепляет множественность форм собственности на землю, содержание правомочий собственника и способы их защиты, то есть механизм рыночного оборота земли. Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений земельной собственности с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности. Этот механизм предусматривает ограничения права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния. Право собственности на землю в субъективном смысле представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом. Содержание этого субъективного права зависит от состава участников соответствующего правоотношения земельной собственности.

 

 

 

14. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 25 ЗК права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами. В гражданском законодательстве перечень таковых приводится в статье 8:

- из договоров и иных сделок как предусмотренных законом, так и не предусмотренных им, но не противоречащих ему;

- из актов государственных органов и органов местного самоуправления;

- из судебного решения;

- в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

- в результате причинения вреда другому лицу – так называемые деликты;

- вследствие необосновательного обогащения;

- вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

- в следствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Иначе говоря, основаниями возникновения земельных правоотношений (изменения и прекращения) являются юридические факты-действия и юридические факты-события, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Рассмотрим их более подробно применительно к земельным правоотношениям. Кроме того следует отметить, что для одних видов земельных правоотношений достаточно наличие простого юридического факта, то для других видов необходима совокупность двух или более фактов – юридические составы. В первом случае это, например, совершение земельного правоотношения. Во втором случае – принятие решения государственного органа о предоставлении земельного участка, учет земельного участка и его отвод натуре, оформление прав на земельный участок.

В зависимости от последствий юридические факты можно разделить на три вида:

Правоустанавливающие. При этих юридических фактах происходит возникновение земельных правоотношений. Например, заключение договора залога земельного участка или договора аренды.

Правоизменяющие. При их наличии в земельных правоотношениях происходит изменение в субъекте, объекте или содержании самого правоотношения.

Правопрекращающие. С возникновением этих обстоятельств, происходит прекращение правоотношений. Пример – истечение срока аренды, прекращение деятельности предприятия-владельца земельного участка и т. д.1

Рассмотрим наиболее частые основания возникновения земельных правоотношений. Их два – это ненормативные акты индивидуального значения и сделки по распоряжению земельными участками. Самым распространенным основанием из указанного перечня является акт индивидуального значения, который порождается административными актами государственных органов местного самоуправления, предусмотренными законом и иными правовыми актами в качестве основания возникновения гражданских правоотношений. Эти акты по своей сути являются ненормативными и непосредственно направлены на возникновение гражданских прав и обязанностей у вполне конкретного субъекта – адресата акта2.

К их числу относятся, прежде всего, решения органов исполнительной власти о предоставлении земельного участка конкретному лицу (равно как и о его изъятии).

На основании указанных актов органов государственной и муниципальной власти предоставляются земельные участки, в том числе и для целей строительства, в собственность граждан и юридических лиц, в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду и в безвозмездное срочное пользование. Так же указанными актами устанавливаются публичные сервитуты (публичные сервитуты могут так же возникать и в силу закона).

Кроме того, к их числу можно отнести административные акты юридических лиц – предприятий, учреждений, организаций. Например, предоставление своим работникам служебного надела. Также решения судебных органов власти – признание права наследования земельного участка, решение о разделе земельного участка между супругами.

15. Земельное законодательство устанавливает следующий перечень оснований прекращения права собственности на землю:
1) отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам;
2) отказ собственника от права собственности на земельный участок;
3) принудительное изъятие земельного участка у собственника.
Таким образом, основания прекращения права собственности на землю можно разделить на добровольные и принудительные.
1. Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам.
Конституция РФ устанавливает право каждого распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с земельным законодательством распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Гражданское законодательство говорит о праве собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Отчуждение земельных участков другим лицам осуществляется путем совершения сделок в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, но с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков, а также специальных норм, предусмотренных земельным законодательством в отношении отдельных видов договоров (например, специальные нормы установлены в отношении договора купли-продажи земельного участка). Распорядиться дальнейшей юридической судьбой своего земельного участка гражданин может также в результате совершения им односторонней сделки - завещания.
2. Отказ собственника от права собственности на земельный участок.
С 23 октября 2008 г. вступил в силу новый порядок отказа от права собственности на земельный участок, установленный Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений". Ранее при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретал правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи. При этом момент прекращения права собственности конкретно определен не был.
Теперь отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

16. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Согласно ст.266 ГК РФ земельные участки на таком праве иметь только граждане, которые в случае приобретения земельного участка на таком титуле наделяются передаваемым по наследству правом владения и пользования земельным участком. При этом гражданин не имеет права продавать, отдавать в залог и совершать иные сделки, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение земельного участка.

 

19. Право собственности на землю – урегулированное нормами различных отраслей права, общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Формы земельной собственности напрямую зависят от потреб­ностей экономического развития производительных отношений об­щества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собст­венности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил мно­жественность форм земельной собственности.

Гос собственность- косм,нефтянные,газовые обьекты, историко-культ. Наследия, нац.парки.

Мун.собтвенность- емельные участке занятые объектами муниципальной собственности, а так же признанные муниципальной собственностью в период разделения земель по уровням собственности. Пример: больницы, дед. сады, мэрия, с/х предприятия (СВХЗ Прогресс), а так же земли общественного пользования (улицы, дороги, скверы, парки)

21. Негаторный иск направлен на защиту правомочий собственника в отношении пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Нарушения в этой области разнообразны; наиболее часто они возникают при использовании смежныхземельных участков

и объектов общей собственности, прежде всего домовладений. Примерами являются возведение модных ныне высоких заборов, затемняющих соседний участок, невозможность нормального прохода и проезда вследствие затянувшихся ремонтных работ, создание неудобств при пользовании оборудованием, общим для совладельцев жилого дома.
В названных и аналогичных случаях собственник вправе требовать по суду устранения созданных препятствий, не позволяющих ему нормально пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Предметом негаторного иска могут быть также требования о прекращении чрезмерных шумов, нарушающих нормальный ход жизни и неблагоприятно влияющих на возможности собственника сдавать внаем жилье. В западноевропейских государствах такие иски распространены, в том числе против крупных авиационных и строительных компаний, и удовлетворяются в форме обязания возвести антишумовые стены или выплатить денежную компенсацию за причиненные собственнику неудобства.
При выявлении препятствий в использовании собственности иск должен быть удовлетворен независимо от наличия вины в поведении лица, нарушающего права собственника. Собственник может также требовать возмещения причиненных ему убытков при условии их доказанности. Исполнение вынесенного судом решения обеспечивается применением процессуальных штрафов, предусматриваемых законодательством об исполнительном производстве.
Видом негаторного иска является требование собственника об освобождении его имущества от ареста (исключении из описи). Арест на имущество может быть наложен в силу различных правовых оснований: обеспечения предъявленного иска (п. 1 ст. 140 ГПК, п. 1 ст. 91 АПК), предстоящей продажи имущества для погашения задолженности (ст. 51 Закона об исполнительном производстве), решения о реквизиции или конфискации имущества (ст. 242, 243 ГК). Действительные собственники, имущество которых по разным причинам оказалось в числе арестованного, вправе требовать его освобождения из-под ареста.
Иски об освобождении имущества от ареста нередки, и Пленум Верховного Суда РСФСР принял 23 апреля 1985 г. специальное постановление N 5 "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)"*(272). Судам предложено тщательно проверять, соблюдены ли при наложении ареста требования закона, и, если имущество, по поводу которого возник спор, уже реализовано или обращено в переработку, присуждать истцу вырученную сумму.
Важная особенность негаторной защиты, предоставленной собственнику, состоит в том, что на такие требования исковая давность не распространяется, о чем имеется прямое указание в ст. 208 ГК.

22. Систему государственного земельного управления образуют органы государственной исполнительной власти, объектом управленческой деятельности которых выступают земельные правоотношения, включая вопросы собственности на земли, предоставление государственных земель в пользование, организацию рационального использования и охраны земель, учет и контроль за землепользованием. Иными словами, система государственного земельного управления – система высших органов исполнительной власти в РФ, министерств и ведомств, в компетенцию которых входит обеспечение исполнения земельного законодательства. В систему государственного земельного управления могут входить также местные органы самоуправления, в той степени, в какой им переданы (делегированы) полномочия государственного земельного управления. сходя из смысла Конституции РФ, государственное земельное управление входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Соответственно органы государственного земельного управления расположены на двух уровнях исполнительной власти – федеральном и субъектном, образуя единую систему исполнительной власти в РФ. Государственное земельное управление может осуществляться также на третьем, местном уровне, если местным органам самоуправления передана часть государственных управленческих полномочий в области регулирования земельных отношений.

Государственный контроль за использованием и охраной земель возложен также на МПР (Росприроднадзор) России, которое в результате реорганизации получило статус специально уполномоченного государственного органа в данной области. В его компетенцию входит также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам ведения государственных кадастров в области природопользования и охраны окружающей среды, т.е. включая государственный земельный кадастр.

23. а) купля-продажа земельных участков и земельных долей (паев);

б) передача органами местного самоуправления за плату земельных участков приватизированным государственным и муниципальным предприятиям, в том числе при расширении и дополнительном строительстве, гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности; иным собственникамнедвижимости

, иных объектов и прав производится в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством области.

в) продажа земельных участков, права аренды земельных участков, права застройки земельных участков с аукциона или конкурса;

г) продажа с аукциона земельных участков и прав на земельные доли (паи) органами местного самоуправления;

д) залог земельных участков и земельных долей;

е) наследование земельных участков и земельных долей;

ж) мена земельных участков и земельных долей;

з) дарение (безвозмездная передача) земельных участков, земельных долей;

и) передача земельных участков и земельных долей (паев) или прав на них в качестве вклада в уставный капитал коммерческих и некоммерческих организаций;

к) передача земельных участков, земельных долей (паев) по договору ренты или пожизненного содержания;

л) иные сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству области.

Итак, собственники земельных участков вправе их продать, подарить, передать в залог, в уставные фонды (капиталы), в аренду и срочное пользование, обменять на любое недвижимое имущество, заключить договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением, добровольно отказаться от земли. Такие участки наследуются по закону или в соответствии с завещанием

24. В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса (ГК) к недвижимым вещам (недвижимое имущество,недвижимость) относятся, в том числе и земельные участки. Наряду с ГК, особенности купли-продажи земельных участков устанавливает и Земельный кодекс (ЗК).
Согласно п. 1 статьи 37 ЗК объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный земельный кадастр согласно статье 70 ЗК представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка (п. 2 статьи 37 ЗК):

  • устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;
  • ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
  • ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.


В соответствии со статье 550 ГК договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

К договору купли-продажи земельных участков (купчей) должен быть приложен план продаваемого участка. При отсутствии такового договор купли-продажи не подлежит регистрации. Если отсутствует план участка, он изготавливается за счет средств продавца или покупателя по соглашению между ними.

Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

25. Представленные на регистрацию права на землю и сделки с землей подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведется в соответствии со статьей 12 Закона и постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним” которым утверждены правила заполнения данного реестра, его структура, заполнения его разделов, а также записи о прекращении, ограничении (обременении) прав и об изменениях, не влекущих за собой прекращения или перехода прав, а также структура и форма удостоверения государственной регистрации прав и сделок.

Данный реестр содержит информацию о существующих и об прекращенных правах на землю, данные об указанных и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью реестра являются дела с правоустанавливающими документами и книги учета документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия наступившими со дня внесения записи о праве или сделке в Единый государственный реестр.

Регистрация прав на недвижимость будет проводиться учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимости. Они будут проверять действительность поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у лица или органа власти, подготовивших документы, а также существование ранее зарегистрированных и заявленных прав. На них возложена выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, а также информации о зарегистрированных правах.

Регистрация происходит в последовательности, которая определяется порядком поступления документов в учреждение юстиции и их регистрации в книге учета документов. Статья 13 Закона устанавливает порядок регистрации, последовательно определяя ее стадии в следующем виде:

прием документов необходимых для государственной регистрации и отвечающих требованиям Закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установления отсутствия возможных противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект;

при отсутствии противоречий и других оснований для отказа в регистрации либо её приостановления - внесение записей в Единый государственный реестр прав;

26. Как и любые другие права и обязанности, права и обязанности землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков возникают из юридических фактов. Юридическими фактами называют такие обстоятельства, при наступлении которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности. В правовой науке выделяют два вида юридических фактов – события и действия. События наступают независимо от воли субъектов (граждан и организаций) и являются, как правило, непреодолимыми и непредотвра­тимыми. К числу событий относят, например, рождение и смерть человека, стихийные бедствия и иные чрезвычайные обстоятельства.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

- признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, по­влекших за собой нарушение права на земельный участок;

- самовольного занятия земельного участка;

- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Особенности различных способов защиты зависят от особенностей субъектов, которые обращаются за защитой своих прав. Для сельскохозяйственных организаций и предпринимателей, например, характерны такие способы, как признание права, восстановление положения, суще­ствовавшего до нарушения, взыскание неустойки и возмещение убытков.

Защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в двух основных формах – административной и судебной.

У лица, чье право нарушено, есть возможность обратиться как в вышестоящую организацию, так и в суд. В настоящее время не требуется обязательный досудебный порядок защиты права, т.е. обращения сначала в вышестоящую инстанцию, а потом уже в суд. Граждане и организации обращаются за защитой своего права в вышестоящую в порядке подчиненности организацию. Такими организациями могут являться органы государственной власти и местного самоуправления (для государственных и муниципальных организаций), а так­же специальные отделы (или иные подразделения) этих органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции за деятельностью государственных, муниципальных и частных предприятий. В области землепользования к таким органам относятся прежде всего специализированные управления (отделы) администраций субъектов Российской Федерации.

Заинтересованные лица могут обращаться за защитой своих прав также в специально уполномоченные органы, действующие в той или иной сфере государственной деятельности. Например, в территориальные органы Министерства по налогам и сборам, Федерального казначейства, Центрального банка, в органы прокуратуры.

Информацию о вышестоящих организациях можно получить в той организации, действия или акты которой оспариваются или в которой работает должностное лицо. Некоторые организации в силу закона обя­аны сообщать сведения о вышестоящих организациях для публичного ознакомления. Например, это обязаны делать торговые организации и организации, оказывающие бытовые услуги населению, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

В случае отказа в предоставлении информации о вышестоящих организациях и органах заинтересованное лицо может обратиться в органы государственной регистрации соответствующей организации.

Обращение в вышестоящий орган или специально уполномоченный орган должно осуществляться, как правило, в письменной форме и подписываться руководителем организации (или лицом, его заменяющим) либо гражданином собственноручно. Письменное обращение составляется в неск

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...