Морской транспорт. Перспективы развития морского транспорта РФ.
Морской транспорт является самым выгодным и востребованным видом транспорта для перевозки грузов в межконтинентальном сообщении. Основная специализация морского транспорта - транспортировка крупных партий разнообразных по своим физико-химическим и другим не менее важным характеристикам грузов: генеральных грузов, грузов практически являющихся стратегическими для отдельных государств, крупногабаритных, наливных и насыпных грузов, грузов в морских и универсальных контейнерах, грузов требующих соблюдения определенных обязательный условий перевозки (температурный режим, отсутствие вибраций и др.) Особый акцент можно сделать на перевозке морским транспортом грузов являющихся особо опасными и ядовитыми, а также на перевозке вооружений и взрывчатых веществ. При наступлении аварийных ситуаций при перевозке данных грузов, последствия могут быть катастрофическими. Поэтому в соответствии с международными стандартами и законодательством, для перевозки различных грузов, строятся и используются различные виды морского транспорта и типы судов. Наиболее распространенными типами судов являются: - Сухогруз - Танкер - Контейнеровоз - Балкер - Ролкер - Паром
Учитывая важное значение морской экономики в развитии страны, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919 утверждена Федеральная целевая программа «Мировой океан». Основной целью ФЦП «Мировой океан» является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ.
Принята «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 27 июля 2001 г. № Пр-1387). Морская доктрина Российской Федерации стала основным документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности[7]. В 1999 г. был принят новый Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. В связи с нарастанием кризисных явлений в морском транспорте России для их преодоления в 2001 г. Министерством транспорта РФ была разработана и утверждена Правительством РФ Федеральная целевая программа (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России», реализовать которую предполагается в 2002-2010 гг. Подпрограмма «Морской транспорт» входит в состав ФЦП «Модернизация транспортной системы России». Она является продолжением Федеральной целевой программы «Возрождение торгового флота России», разработанной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1992 г. № 1513 «О мерах по возрождению торгового флота России» и утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. № 996 «О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России». Установленный срок действия программы охватывал период с 1993 г. по 2000 г. В связи с тем, что в указанный период российская экономика находилась в состоянии кризиса программу, в полном объеме выполнить не удалось. Так, ею предусматривалась поставка морскому флоту в 1993-2000 гг. 589 судов общим дедвейтом 8427 тыс. т. Реальное пополнение же составило всего около 25% по числу судов (т. е. 147 судов) и 5% по дедвейту от намеченного в Программе. Поэтому подпрограмма «Морской транспорт» включает многие мероприятия, предусмотренные ранее программой «Возрождение торгового флота России». В подпрограмме «Морской транспорт» указывается, что «общее положение в российской экономике оказало существенное влияние на состояние отечественного морского транспорта. Отсутствие денежных средств, как у предприятий отрасли, так и в федеральном бюджете привело к старению материально-технической базы отрасли, в частности, износу гидротехнических сооружений, превышению нормативных сроков службы подъемно-транспортного оборудования в портах, увеличению среднего возраста судов транспортного и обеспечивающего флота. Кроме того, на работе морского транспорта отрицательно сказываются последствия раздела отрасли между бывшими союзными республиками, в результате которого отрасль лишилась значительной части специализированного флота и ряда перегрузочных комплексов».
Далее перечисляются следующие достаточно устойчивые негативные тенденции: «- из-за нехватки производственных мощностей в морских портах, особенно в Балтийском и Черноморско-Азовском бассейнах, около 30% российских внешнеторговых грузов переваливается в портах стран Балтии и Украины. Причем в Балтийском бассейне эта величина составляет 58%, в том числе по наливным грузам - 82%; - 62% морского транспортного флота, контролируемого Россией, работает под иностранным флагом, в результате чего государство с этой части флота не получает налогов; - отечественный флот вытесняется с перевозок российских внешнеторговых грузов на перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), где он в силу своей низкой конкурентоспособности работает недостаточно эффективно. В настоящее время из всего объема грузов, перевезенных флотом морских пароходств в заграничном плавании, внешнеторговые грузы составляют чуть более 3%; остальные перевозки приходятся на ГИФ; - средний возраст судов под российским флагом превысил 19 лет, в то время как средний возраст судов под иностранными флагами в составе контролируемого Россией флота равен 9,5 годам. Таким образом, под российским флагом работает наиболее старый и неконкурентоспособный флот; - обеспечивающий флот в количественном и качественном отношениях не соответствует современным требованиям, что снижает уровень безопасности мореплавания и экологической безопасности на морском транспорте.
В настоящее время Правительством РФ разрабатывается федеральная целевая программа «Развитие транспортного комплекса России на период 2010-2015 годы». В отношении морского транспорта предусматривается строительство и реконструкция объектов систем управления движением судов, станций приема и обработки информации Международной системы поиска и спасания «КОСПАС-САРСАТ». Будет создана Глобальная система связи при бедствии, обеспечивающая безопасность на подходах к морским портам России. Успешно работает глобальная автоматизированная система мониторинга и контроля за местоположением судов в Мировом океане «Виктория». Она станет основой системы дальней идентификации и контроля за местоположением судов в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74. В скором времени Россия создаст резервный центр обмена данных названной системы и тем самым своевременно выполнит требования конвенции. Поднять отечественное судостроение призвана и Стратегия судостроения, рассчитанная на период до 2020 года. Данная стратегия утверждена приказом Минпромэнерго № 354 от 6 сентября 2007 г. и призвана обеспечить повышение международной конкурентоспособности отрасли. Программные мероприятия Стратегии предусматривают совершенствование научно-технического и производственного потенциала отрасли, оптимизацию ее структуры и законодательное обеспечение развития судостроения. Для реализации стратегии планируется затратить около 300 млрд. рублей. Предполагается, что спрос на морские транспортные средства для освоения российского морского шельфа к 2020 г. увеличится в 3,1 раза по сравнению с 2006 г. Российские судостроители должны занять до 2% мирового рынка гражданского судостроения и принести существенные доходы в федеральный бюджет. Реализация Стратегии развития судостроительной промышленности до 2020 г., по мнению экспертов, позволит также изменить структуру производства отрасли за счет опережающего роста гражданского судостроения по сравнению с военным; увеличить объемы производства к 2015 г. в 2,2 раза; сохранить объемы экспорта продукции военного судостроения на уровне 15-20% мирового рынка; обеспечить удовлетворение российских потребителей в основной номенклатуре специальных судов и морской техники, в том числе и для освоения прибрежного шельфа.
Минпромэнерго России также проводится работа по возможным направлениям развития производственной базы в направлении создания мощностей для строительства судов и морской техники водоизмещением до 140 тыс. т. 8 ноября 2007 г. Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Основные направления развития морской техники до 2016 г.», на выполнение которой предусмотрено финансирование в размере 136,4 млрд. руб. из них 91 млрд. руб. - из федерального бюджета. В судостроении, кроме строительства обычных судов, предусматривается также строительство газовозов и буровых платформ для освоения морского шельфа. В результате к 2015 г. строительство морских судов на российских верфях должно увеличиться в два раза, а объем внутреннего рынка гражданского судостроения составить 570 млрд. рублей. Таким образом, указанные решения органов государственной власти России призваны обеспечить не только выход из кризиса морского транспорта страны, но и его дальнейшее инновационное развитие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|