Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды социального страхования

 

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.

Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе.

Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия.

Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит “обложению”.

Размер взносов по обязательному государственному пенсионному страхованию составляет 17,7% от дохода, который подлежит обложению взносами. Возраст для получения пенсии по старости, как правило, составляет 65 лет, но женщины и безработные получают право на такую пенсию при достижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, для домохозяек, самозанятых предусматривается добровольное пенсионное страхование. Государственная пенсия по старости составляет примерно 45-60% от последнего “чистого” дохода: подразумевается доход, не превышающий предела, с которого исчисляются взносы. Такой же размер пенсий назначается по нетрудоспособности, по утрате же профессиональной трудоспособности пенсия, как правило, равняется 30-45% от прежнего “чистого” дохода. Повлиять на размер пенсии при обязательном государственном пенсионном страховании практически невозможно, разве что увеличением своего дохода, и то здесь предусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании размер пенсий прямо зависит от размера уплачиваемых взносов.

Другой вид обязательного государственного социального страхования — страхование на случай болезни. Функции страховщика осуществляются больничными кассами, подобными тем, которые существовали в дореволюционной России. Они являются “правовыми корпорациями самоуправления”.

О страховании от несчастных случаев население в целом мало информировано, так как взносы по нему уплачиваются исключительно работодателем за работающих по найму. Задачами этого вида социального страхования являются: предотвращение несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.

В мировой практике чаще используются дифференцированные нормы страховых выплат, которые исчисляются в зависимости от уровня травматизма и профессиональных заболеваний, полученных вследствие вредности производства, и определяются для каждого конкретного предприятия, помимо норм, разрабатываемых для отрасли в целом. Такой подход оказывает стимулирующее действие на руководство предприятия: чтобы снизился размер страховых взносов, должны улучшаться условия труда, уменьшаться вредность производства и число несчастных случаев.

Для получения права на выплаты по страхованию по безработице безработный должен пройти регистрацию на бирже труда как ищущий работу. Но можно подать заявление заранее, при получении извещения предприятия об окончании вашей работы на нем по различным причинам (это, как правило, осуществляется). В результате увольняющийся получает возможность зарегистрироваться на бирже труда и тем самым избежать перерыва в получении средств для существования.

Таким образом, наблюдается определенное сходство системы социального страхования с той, которая существовала в начале ХХ в. в России и которую необходимо возрождать сегодня.

 


Исторические аспекты развития социального страхования в России

 

 

Для того, чтобы проанализировать тему данной работы глубже, обратимся к отечественному опыту социального страхования. По временной протяженности он занимает около столетия. Но по внутренней сути - это, пожалуй, наиболее значительный опыт в сравнении с опытом других стран. Ибо периоды реформ, революций, реконструкций выявили как внутренние структурные особенности системы социального страхования в России, так и ее функциональную зависимость от состояния и изменения государства в целом. Вместе с тем, опыт организации отечественного социального страхования на начальном этапе вполне соотносим с мировым, обращение к которому стало довольно частым в последние десятилетия.

В истории развития системы социального страхования в России условно можно выделить три основных этапа.

Первый этап -

- с 80-х годов прошлого века до 1917 г. В этот период социальное страхование в России развивалось в едином русле с аналогичными системами других стран (Гер­мании, Франции, Австрии).

Необходимо отметить, что обязательное устройство касс страхования восходит еще к 1861 году, когда в России был при­нят закон о «вспомогательных товариществах» при казенных горных заводах. В более развернутом виде принципы социаль­ной защиты нашли свое воплощение в законодательном акте or 15 мая 1901 г. «Временные правила о пенсиях рабочим казен­ных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 г. был принят за­кон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях, который в основание пра­ва на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на производстве положил понятие о профессиональном риске.

Базовые основы социального страхования были заложены в стране в 1912 г., когда Третьей Государственной Думой был принят пакет законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам стра­хования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болез­ни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на произ­водстве». Принятая в 1912 г. система социального страхования была построена на тех же принципах и методологических под­ходах, которые были характерны для аналогичных систем в Ав­стрии, Германии, Франции. С этого периода Россия влилась в строй цивилизованных стран с передовой для того времени, до­статочно широкой системой обязательного социального страхо­вания.

Общее руководство деятельностью в этой области осуществ­лял Совет по делам страхования рабочих, созданный в Петер­бурге при Министерстве торговли и промышленности. В губер­ниях и крупнейших городах действовали страховые органы,. носившие имя Страховых Присутствий и наблюдавшие за испол­нением страховых законов. Основными рабочими органами на местах были больничные кассы и страховые товарищества. Основную роль в управлении страховыми кассами играли на паритетных началах рабочие и работодатели. Страховые то­варищества объединяли в страховых целях предпринимателей по округам, границы которых устанавливались Советом по де­лам страхования рабочих (несколько губерний). В дореволю­ционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.

“Необходимо отметить, что вопросы социального страхова­ния (обсуждение и принятие Думных законопроектов) было в центре общественного внимания, по ним развернулась оживлен­ная политическая дискуссия. На Ше­стой (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП важней­шим вопросом было определение отношения большевиков к думским законопроектам о социальном страховании. В. И. Ле­нин разработал альтернативную страховую программу, кото­рая впоследствии получила название ленинской страховой прог­раммы. Прежде всего, Ленин отмечал, что «наилучшей формой страхования рабочих является государственное страхование их». Использование Лениным слова «страхование» в со­четании со словом «государственное» означало применение принципиально иного подхода к способам формирования стра­ховых фондов для нетрудоспособных лиц. Выдвигались серьез­ные задачи, в частности: «все расходы по страхованию долж­ны падать на предпринимателей и государство»; «страхование должно охватывать всех лиц наемного труда»; «повышение до­ли компенсаций до среднего заработка»; «перевод управления страховых организаций на начала полного самоуправления за­страхованных».” [5]

Провозглашенные принципы организации «государственно­го страхования» на самом деле не являются страховыми. Это скорее социальная помощь или социальное обеспечение из государственного бюджета. Реализация таких подходов при со­ветской власти показала наряду с несомненными их достоинст­вами (широта охвата, государственная гарантированность) и их органические пороки.

 

Второй этап -

- 1918—1933 гг. В этот период сделана попытка претворить большевистскую программу социального страхования, разработанную Пражской конференцией (1912 г.). Первым шагом советской власти по реформированию социального страхования стало принятие декларации Народным Ко­миссариатом Труда (НКТ) о введении в России полного соци­ального страхования и Положения о социальном обеспечении трудящихся (31 октября 1918 г.) в соответствии с которым со­циальное страхование заменялось социальным обеспечением, а все органы, ведающие страхованием, ликвидировались.

Это положение законодательно распространяет социальное обеспечение на всех без исключения трудящихся, источником существования которых является собственный труд, независи­мо от того, работают они по найму или самостоятельно.

Ориентация на такую модель социальной защиты подкреп­лялась идеологизированными установками «немедленно осуще­ствить социализм в области социального страхования» путем.введения «бесплатного» социального страхования для трудящих­ся, необходимые финансовые средства предлагалось взимать с предприятий и предпринимателей, а в необходимых случаях и из государственного бюджета. «Сущность социального обеспе­чения сводилась к всеобщему для всего населения, равному для всех, проводимому органами государства и за счет государст­ва».

Примерно через полгода после издания Положения пред­приятия и учреждения были освобождены от уплаты страховых взносов за рабочих и служащих, а с работников самостоятель­ного труда соответствующие взносы взимались через налоговые органы Наркомфина. В связи с «национализацией обеспечения» подверглась изменению вся организационная система, «остав­шаяся в наследство от периода социального страхования». Про­ведение такой реформы подкреплялось следующими аргумента­ми: «Если работающие по найму обеспечиваются на равных на­чалах со всеми нуждающимися, и если обеспечение проводится для всех нуждающихся Советской властью рабочих и крестьян, то ненужными делаются специальные, выделенные из общей советской системы органы, осуществляющие обеспечение рабо­тающих по найму. На место социально страховых организаций рабочего класса становится государственный аппарат социаль­ного обеспечения».

Период «социального обеспечения» длился до 1921 г., когда с переходом к НЭПу наметилась необходимость возврата к со­циальному страхованию, что мотивировалось ренессансом частого предпринимательства и частичной денационализацией промышленности. «Подобно тому, как раньше из акта национали­зации всего производства и последовательного проведения принципа всеобщей трудовой повинности логически вытекало требование обеспечения эсех занятых в производстве за счет государства, так теперь, с переходом к новой экономической политике, государство, перестав быть единственным хозяином промышленности, не могло взять на себя бремя обеспечения всех работающих по найму».

В соответствии с декретом Совнаркома от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, то есть из фондов социального страхования, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всеми предприятиями, хозяйствами и учреждениями, пользую­щимися наемным трудом.

Причины возврата к социальному страхованию на этом эта­пе обусловлены «переходом государственных предприятий на хозрасчет», на что указывается в «Тезисах о социальном страхо­вании», утвержденных ЦК РКП (б) 4 сентября 1922 г.

В дальнейшем (конец 20-х начало 30-х годов) вопросы со­циального страхования становятся объектом политической борь­бы и политических спекуляций. Ученых, отстаивающих необхо­димость развития системы социального страхования при социа­лизме, учета и снижения социальных рисков, подвергают кри­тике, остракизму и гонениям.

Система социального страхования максимально упрости­лась, финансовые системы социального страхования всех видов объединились, что фактически означало отход от принципов страхования, а значит, «ненужность» всего механизма опреде­ления и учета социальных рисков.

 

Третий этап -

- 1933—1990 г.г. В 1933 г. социальное страхо­вание в СССР передается профсоюзам, а страховые кассы и все наработки, связанные со страховой медициной и дифферен­циацией тарифов в зависимости от социальных рисков, ликви­дируются. В 1937 и 1938 г.г. профсоюзы были освобождены от выплаты пенсий неработающим пенсионерам. Эти расходы взял на себя государственный бюджет, а бюджет социального стра­хования консолидировался с государственным.

Таким образом, в отличие от подавляющего большинства промышленно развитых государств в нашей стране долгое вре­мя применялась неразвитая модель формирования фондовнасоциальное страхование по принципу «единого котла» без уче­та социальных рисков.

“С переходом к такой модели социальное страхование утра­чивает страховой характер. Отказ от уплаты взносов самими страхуемыми резко снижает мотивацию работников по личному формированию своей социальной защиты. Принципы, опреде­ляющие ответственностьза возмещение ущербаот утраты трудоспособности, трансформируются: со страхования на возме­щение ущерба предприятием или его причинителями. Большую часть страхового бремени несут предприятия, не имеющие ника­ких прав на распоряжение фондами социального страхования, хотя размер взносов по всем видам социального страхования достигал 38% фонда заработной платы. Для них страховые платежи превратились в государственную повинность, в обяза­тельный налог. В то же время предприятия, проводя соответст­вующую ценовую политику, могут перекладывать бремя финан­совой нагрузки по страхованию на потребителей их продукции, что вполне достижимо, особенно если иметь в виду государство.” [5]

Социальное страхование становится инструментом перерас­пределительной политики государства, утрачивает свои основ­ные черты и трансформируется в социальное обеспечение. Стра­ховая защита в результате эволюции возвращается к далекому от совершенства первоисточнику социального страхования - к организованной взаимопомощи, приобретшей общегосударст­венный характер.

Принимаемые законодательные акты каких-либо принципиальных изменений не вносили. Государственная собственность на средства производства привела к упрощению всей процеду­ры расчетов тарифов, что в свою очередь повысило дотационность бюджета государственного социального страхования. Так, согласно ст. 6 Закона о государственных пенсиях, принято­го ВС СССР 14 июля 1956 г. «выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по госу­дарственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взно­сов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо "вычетов из-заработной платы».

Значительная финансовая дотационность системы социаль­ного страхования за счет государственного бюджета заклады­валась еще в первые годы советской власти. В послевоенное время она была «связана также и со стремлением государства поддерживать неизменной систему оптовых цен. Вот почему, начиная с 1956 г., для возмещения возросших расходов на пен­сионные выплаты государство стало направлять средства из го­сударственного бюджета.

Длительное применение низких страховых тарифов, не по­крывающих расходы по социальному страхованию, привело к занижению в себестоимости продукции совокупных затрат тру­да и искажению действительного соотношения издержек произ­водства и прибыли. Предприятия утратили верные представле­ния о реальной величине расходов на воспроизводство рабочей силы, а государство под предлогом финансирования социально­го обеспечения из государственного бюджета продолжало изымать большую часть прибыли трудовых коллективов, оставляя предприятиям крайне мало возможностей как для улучшения условий труда, создания социально-оздоровительных инфра­структур, так и для развития автономных (на уровне отраслей, регионов и предприятий) систем социального страхования.

Важно подчеркнуть, что в итоге из средства реализации целенаправленной политики дотационный метод превратился в явление, вызывающее негативные социальные последствия. Стратегическая установка на дотационность социального стра­хования идеологически подкрепляет миф о благодетельной ро­ли государства в обеспечении граждан всеми видами социаль­ного страхования и обеспечения. Это нашло отражение в нор­мах трудового законодательства. Так, ст. 237 КЗоТ РСФСР (до недавнего времени) декларировала: «Государственное социальное страхование рабочих и служащих осуществляется за счет государства». В результате в сознании не только широких масс трудящихся, но и руководителей предприятий и ведомств проч­но укоренился ошибочный стереотип относительно источников финансового обеспечения выплат по социальному страхованию и обеспечению.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...