Система ресурсных баз данных
Проблемы природных ресурсов занимают особое место в развитии любого государства, определяя степень его независимости и процветания. Полная, достоверная информированность в данном вопросе с целью контроля, анализа и прогнозирования состояния ресурсов является одной из приоритетных потребностей в интересах объективных, научно-обоснованных оценок возможных путей развития общества. Существующее положение с данными о ресурсах экономики РФ можно охарактеризовать наличием разрозненных информационных массивов в отдельных ведомственных и отраслевых системах (некоторые республик и отраслей), а также в базах данных отдельных предприятий и организаций. Большое количество фактографической информации о при родных ресурсах сосредоточено в базах научно-технической информации. Отсутствует централизованный учет этих информационных массивов и их систематизация. Можно утверждать, что сейчас в стране нет полных и достоверных данных о земельных и водных ресурсах (полноценных централизованных кадастров), о растительном и животном мире, о состоянии лесов; нет данных о нетрадиционных энергоресурсах и вторичных ресурсах, крайне разрозненна и неполна информация по экологической обстановке и т.п. Требует систематизации и пополнения информации по топливно-энергетическим ресурсам, необходимо обновление базы данных по гидроэнергетическим ресурсам. Систему БД природных ресурсов отличает ряд особенностей, в том числе: - разнообразие видов объектов ресурсов БД; - взаимозависимость и взаимозаменяемость различных видов ресурсов, а следовательно, необходимость обеспечения информационной взаимосвязи и сопоставимости информации о них;
- существование большого числа как централизованных, так и региональных и ведомственных источников информации; - различные формы представления информации в информационных потоках (цифровой, текстовой, графической, картографи ческой и т.д.); - большой диапазон объемов и временных параметров ин формационных потоков, получаемых как с помощью датчиков, так и ручным вводом; - влияние состояния ресурсов и окружающей среды одного региона на другие. В соответствии с изложенным систему БД о ресурсах целесообразно проектировать в виде распределенной сети БД как в разрезе регионов, так и видов ресурсов и их совокупностей. При этом возникает необходимость обеспечения взаимодействия БД в процессе их функционирования. При этом должна учитываться многоаспектность классификаций как регионов, так и вмдов ресурсов, а следовательно характер информационных взаимосвязей. Необходимо определить ряд общесистемных требований для возможностей интеграции и информационной целостности совокупности ресурсных БД во времени. Одним из системных требований является регламентирование процесса актуализации информации во времени. Целесообразно выделить два режима: регламентированный и нерегламентированный, обеспечивающий актуализацию БД в реальном времени. Для обеспечения взаимодействия и сопоставимости данных необходимо создание и ведение баз данных, содержащих сведения о конкретных БД системы и структурах и режимах данных. Подводя итог изложенного можно сформулировать следующие основные положения концепции построения ресурсных баз данных: 1.Ресурсные БД должны создаватьвся как территориально-распределенные с интеграцией в общую сеть БД по признакам назначения, взаимозаменяемости, взаимозависимости. Это обуславливает следующую группировку ресурсных данных по направлениям:
- земли, воды и водные источники, атмосфера; - биоресурсы (животный и растительный мир, биопродуктивность земли и вод; - гидрометеорология; - полезные ископаемые и энергоресурсы; - вторичные ресурсы и отходы; - экологическая обстановка; - технология производства (добыча) и использования ресурсов. Приоритетность направлений определяется на местах в зависимости от преобладающих видов ресурсов и технологий. 2.Формирование ресурсных БД целесообразно осуществлять силами регионов, имея в виду развивающуюся заинтересован ность местных мунициполитетов в определении имеющейся собственности. При этом на первой стадии данные о ресурсах могут быть включены в более информационные массивы, например, массивы паспортов территорий, городов, предприятий. Финансирование работ по БД должно осуществлятся в основном за счет средств местных органов власти (нецентрализованных источников).Финансирование работ по интеграции БД в сеть должно осуществлятся в основном за счет нецентрализованных источников (межрегиональные связи заинтересованных регионов), так и за счет централизованных (связи регион-центр). При этом ассигнования из центральных источников могут выделяться в рамках соответствующей научно-технической программы и/или как плата за пользование региональной информацией. 3.При формировании и развитии сети источников информации для ресурсных БД необходимо использовать наряду с имеющимися источниками возможности конверсии.При этом имеется в виду как создание и тиражирование первичных средств сбора информации (датчики, сигнализаторы, другие средства контроля), так и использование некоторых систем наблюдения и связи и транспортных средств. 4.Интегрированные БД по регионам должны создаваться с максимально возможным использованием сложившихся ведомственных информационных систем ресурсных, экологических и других служб и организаций, но общую ответственность за эти БД должны взять на себя региональные органы. 5.На общегосударственном уровне целесообразно создавать специализированные БД, содержащие данные о проблемах и объектах, имеющих международное, общероссийское, межрегиональное значение, а также об уникальных объектах природы и ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|