Учебная деятельность подростка
Учебная деятельность занимает центральное место в жизни школьника. Хотя ко времени наступления подросткового возраста ученик находится в школе уже в течение 3 - 4 лет, однако переход из младших классов в средние представляет для него серьезный перелом. Ведь в младших классах он имел "деловую связь" с одним учителем. Лишь в некоторых школах уроки пения, физкультуры ведут специалисты. В средних классах он должен учиться у 5 - 6 разных учителей. У каждого из них свой стиль преподавания, своя манера обращении с учениками. Одни строги и чрезмерно требовательны, легко раздражаются и суровы в своих отношениях с ребятами; другие ласковы и стремятся помогать ученикам даже там, где этого и не требуется. Школьникам приходится приспосабливаться к каждому учителю, работать соответственно с его установками, задаваемым темпом, требованиями к самостоятельности, различными на разных уроках. Естественно, что на первых порах новые учителя и новые требования вызывают у ребят известную настороженность, они "примериваются", "присматриваются" к учителям, прежде чем у них устанавливаются спокойные деловые отношения с каждым педагогом. И все же они разные, эти отношения. Надо сказать, что их характер обычно складывается надолго, и подросток его меняет нелегко. Конечно, эти отношения в первую очередь определяются поведением самого учителя, его доброжелательностью, тоном обращения к классу и к отдельным ученикам, сильным и отстающим. Огромную роль играет его мастерство как преподавателя, степень владения своим предметом. Однако в привыкании подростка к работе в среднем звене школы очень велика и роль семьи. От поведения, суждения родителей может зависеть то отношение к отдельному учителю и к учению в целом, с которым ученик идет на уроки, с которым он работает дома над приготовлением домашних заданий. Очень важно, чтобы с самого начала родители создавали у своих детей уважительное, доверительное отношение к учителю. Хорошо, если о ком-то из педагогов кто-то в семье может сказать несколько слов: "У С.П. окончил школу знаменитый ныне летчик (такой-то), писатель, конструктор и т.п. Они до сих пор приезжают в школу в дни встреч с выпускниками". Родители должны внимательно выслушивать суждения своих детей и их товарищей об учителях. При этом они всегда найдут возможность выделить положительное качество учителя или по крайней мере побудить ребят воздерживаться от резких суждений, пока дети недостаточно познакомились с учителем.
Чаще всего ребята склонны критиковать учителей за поставленные им отметки, которые нередко признаются несправедливыми. К отношению родителей к этому подростки исключительно чувствительны. "Почему ты считаешь, что Н.П. несправедливая и злая? - спрашивает отец Володю. - Ведь ты сам сказал, что Сергей "бубнил" что-то непонятное, а на два вопроса вообще не мог ответить! Ну а если бы ты ставил отметки, что же, поставил бы пять?" "Вот ты обиделась, - говорит мать Светлане, - что тебе поставили тройку по географии. Но ведь, помнишь, вчера, когда мы разбирали урок, ты не могла правильно показать реки Сибири, а ведь это и было задано на дом! Ведь учитель отвечает за те знания, с которыми вы выйдете из школы!" Конечно, бывает и так, что учитель действительно допустил какую-то тактическую ошибку, был в чем-то несправедлив. Ученик обиделся. Родители не должны поддерживать критику детьми учителя. Отец поступит правильно, если скажет, что учитель - взрослый человек и имел, очевидно, основания сделать замечание. Ну а форму его недовольства никто, тем более ученики, предписывать ему не вправе.
Установление доверительных и уважительных отношений между учителями и учащимися является одним из важнейших условий успешной учебы подростков. Возникновение интереса к тому или иному школьному предмету стоит в прямой связи с отношением ученика к учителю, ведущему данный предмет. Если старшие подростки могут отделить свое отношение к учителю от его предмета: химии, литературы или математики, то у младших подростков такое разделение почти не встречается. Очень важно, чтобы родители поддержали интерес ученика к этой или иной области знания: пошли бы вместе в этнографический музей, нашли и почитали вечером книгу об открытиях в области биологии, подумали бы о применении математики в разных сферах человеческого труда. Ведь познавательные интересы становятся у подростков основными побудителями их усилий в учении, основными мотивами их учебной деятельности. К тому же формирование интересов имеет и далекую направленность: через несколько лет предстоит выбор профессии. У подростков такая профессиональная направленность еще лишь намечается. Она обычно имеет в этом возрасте случайный или очень изменчивый характер. В течение месяца ученик меняет свои устремления: то он заявляет, что будет только летчиком-испытателем, то, отказываясь от этой мечты, выбирает себе специальность музыканта в рок-группе, а через несколько дней с той же эмоциональностью утверждает, что будет геологом или бизнесменом. Над этими детскими желаниями не надо смеяться и иронизировать. Важно приоткрыть для ребят значимость и сложность каждой специальности, показать, какие высокие требования предъявляет каждое дело к специалисту, какой серьезной подготовки и усилий оно требует. Для учащихся 10 - 14 лет нередко мотивами учения бывают и более прозаические мечты: желание получить высокую отметку, стать отличником, получить похвалу от родителей и учителей. Некоторые ребята говорят, что учатся, чтобы все знать, чтобы приносить пользу и т.п. Конечно, очень важно, чтобы подросток видел, что его усилия в учении не проходят не замеченными родителями. И поэтому надо похвалить его за полученную им высокую отметку. Однако нельзя захваливать того, кому эти высокие результаты даются без всякого усилия. Необходимо, чтобы ученик понял, что главная ценность его труда - это старание, добросовестность, желание сделать больше, лучше, с более оригинальными вариантами ту работу, которую задал учитель.
В связи с ранним и недостаточно продуманным еще выбором будущей специальности у многих подростков складывается часто крайне избирательное и неровное отношение к разным учебным предметам. Они делят уроки на "важные" и "неважные". К последним относят те, использование которых, по мнению ученика, совершенно не пригодится ему в выбранной им специальности. "Ну зачем мне учить дарвинизм, если я буду архитектором" или "на геометрию я совсем не считаю нужным тратить время. Ведь я поступлю на факультет иностранных языков, и мне всякие теоремы совсем не будут нужны!" Родители должны убедить своих детей, что они уже не раз меняли желаемые специальности и скорее всего та, на которой они сейчас остановили свой выбор, тоже не последняя их предполагаемая профессия. А главное в том, что никто не может заранее предсказать, какие знания потребуются в будущей работе определенного специалиста: архитектор может получить задание оформить выставку и помещение для экспозиции животноводства, специалист по немецкому языку может оказаться в роли переводчика на каком-то конгрессе или просто при встречах с математиками-иностранцами и т.д. Важно убедить ребят, что наша средняя школа потому и называется общеобразовательной, что дает основы знаний по всем основным отраслям науки. Именно на базе этих общих знаний человек только и может стать хорошим специалистом в выбранной им области. Поэтому каждый ученик не только обязан освоить про грамму средней школы, колледжа или училища, но и должен ориентироваться в культурной и общественной жизни страны. Он должен быть знаком с важнейшими музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства, художественной литературы и других видов искусства. Без ориентировки, которая накапливается у школьников к окончанию среднего учебного заведения, человек современного общества не может быть хорошим специалистом ни в какой области.
Особенно важно довести до сознания подростков, что освоить богатство знаний можно тогда, когда каждый ученик сам будет активно стремиться к узнаванию, усвоению и последующему применению тех законов, правил, теорем, понятий, которые он изучает на уроках. Однако такая активность порой принимает у подростков особую форму: они сами ставят «опыты», которые кончаются нередко плачевными результатами - обожженными пальцами, испорченными вещами. Очень хорошо, если родители направят эту активность ребят на приобретение специальной литературы, на поиск в справочниках или словарях ответа на интересующий их вопрос, если предложат им составить классификацию или таблицу изучаемых растений, минералов или иностранных слов. Наиболее ценной является умственная активность человека. Она не отождествляется с многократным повторением заучиваемого материала до тех пор, пока ученик не сумеет верно воспроизвести текст правила или весь рассказ. Родителям, конечно, хорошо известны такие нерациональные приемы заучивания, которые сводятся к зубрежке. Как убедительно доказали психологи, такая "механическая" память оказывается наименее продуктивной. Материал заучивается долго и легко забывается. Главное же в том, что ученик оказывается совершенно не в состоянии им пользоваться, т.е. применять самостоятельно в работе над новыми заданиями. Между тем некоторые родители заставляют ребенка по 5 - 7 раз повторять текст какого-нибудь рассказа или параграфа из учебника. Ребенок быстро теряет интерес к такому стилю учения, и эффект получается только отрицательный. Даже при заучивании стихотворения, текста теоремы или закона, которые надо запомнить дословно, нельзя сводить заучивание к автоматическому повторению. Надо менять формы повторения, иногда повторять по частям, иногда в целом прослушать, как звучит текст в его воспроизведении другим человеком, и т.д. При запоминании исторического, географического материала важно учить ребят выделять главные мысли, делить большой текст на осмысленные его части, составлять план, которым легко можно воспользоваться для воспроизведения заученного, отвечать на задаваемые вопросы, находить общее и разное в новом и уже известном содержании. При этом запоминание становится смысловым, более продуктивным, прочным и объемным. В этих случаях в запоминании участвует высшая умственная деятельность человека, его мышление. Последнее характеризуется поиском решения какой-то задачи. Ученик сам ищет в тексте глаголы заданного вида, находит на географической карте истоки рек, определяет путь решения заданного уравнения, анализируя ряд предложений, сам выводит правило грамматики и т.п. Такое правило уже не требует его многократного повторения. Оно легко запоминается, потому что найдено, «открыто» самим учеником.
Очень важно, чтобы и родители, желая помочь подростку в выполнении заданного ему урока, не торопились подсказать нужное правило или тем более готовое решение. Гораздо полезнее предложить ученику придумать свой пример, разобрать его, найти, чем похож он на тот, который разбирался в классе, вместе с учеником идти путем рассуждения к поиску нужного решения. Если что-то не получилось, пусть ученик сам проверит шаг за шагом свое решение, а вы помогите ему самостоятельно найти свою ошибку, объяснить и доказать, как правильно написать (доказать, решить, вычислить) заданное. Надо иметь в виду, что работа над усвоением учебного материала, построенная на активной умственной деятельности, дает не только более прочные и осмысленные знания, но и обогащает школьников многими важнейшими умениями и навыками, необходимыми для всякой умственной работы, и ведет к общему умственному их развитию. Следует добавить, что активный поиск, усилия, которые ведут ученика к каким-то "открытиям", которые являются результатом его усилий, напряженной умственной работы, приносят подростку огромное удовлетворение. Учебная работа становится радостной и желанной. Она интересна, так как требует творческой активности и самостоятельности.
Одной из особенностей учебной работы в средних классах является необходимость частого переключения внимания учащихся с одного содержания на другое. Например, ученики седьмого класса имеют по 5 - 7 уроков ежедневно. Урок математики сменяется историей, затем физикой, английским языком, биологией и т.д. Такое частое и резкое переключение внимания представляет для людей инертного типа нервной системы огромный труд. Он усиливается тем, что такого же переключения требует от учеников и их самостоятельная работа по подготовке уроков к следующему дню. Детям с мало подвижной нервной системой подобная "гимнастика" внимания очень трудна. Конечно, строя расписание занятий, администрация школы не может считаться с особенностями нервной деятельности каждого ученика. Но в организации домашней работы своего сына или дочери родители имеют возможность учесть их индивидуальные особенности. Проследите, какова работоспособность вашего ребенка. Некоторые дети сразу, легко и с полной отдачей включаются в работу и в течение довольно длительного времени трудятся напряженно и сосредоточенно, а затем вследствие утомления их работоспособность падает. Это сказывается прежде всего в нарушении сосредоточенности. Внимание снижается, ученик все чаще и на большее время отвлекается от своего дела. Появляются ошибки, пропуски. Для подростков такого "падающего" типа работоспособности следует рекомендовать начинать свою работу с выполнения трудных заданий, оставляя более легкие на вторую половину подготовки. Наиболее рационально после 1 – 1,5 ч занятий делать короткие перерывы, минут на 10, во второй период работы делать перерыв более длительный, на 20 - 25 мин. Подросткам другого типа нервной деятельности, которые обычно очень медленно втягиваются в работу (этот тип и называется "втягивающимся"), целесообразно начинать приготовление уроков с более простых и легких заданий. Когда они втянутся в работу, тогда быстрее и с меньшим трудом выполнят более сложные задачи. Ученикам этого типа нерационально делать частые перерывы. После каждого из них им снова придется тратить время на "разбег". Для таких учеников выгоднее делать перерыв после 2 – 2,5 ч работы. Родителям следует обратить внимание ребят на то, что время отдыха ни в коем случае нельзя использовать для чтения журналов или художественной литературы. В этом случае снова будут работать те органы и системы, которые уже утомлены: мозг, зрительный аппарат. Гораздо эффективнее занять время короткого отдыха небольшой физической разминкой, а более длительного перерыва в занятиях выполнением какого-то несложного хозяйственного дела или физическими упражнениями. В учебной деятельности совершается не только умственное, но и нравственное и волевое развитие подрастающего человека. Учение - это серьезный, напряженный и достаточно длительный труд. Поэтому естественно, что он не сразу дает те положительные результаты, которые родители ожидают от своих детей. А ведь они еще должны научиться работать самостоятельно, организованно и упорно. Поэтому важно воспитывать у детей такую установку: "Ну что же, не сразу все получается, как хочется. Но ты научишься! Стоит только очень захотеть, а мы тебе будем помогать". Особенно важно, чтобы родители не ругали школьника за плохие отметки, за то, что он не сразу нашел правильное решение заданного. Совершенно недопустимо внушение ребенку мысли о том, что он неспособен, глуп, что "из тебя все равно ничего путного не выйдет" и т.п. Такие оценки подрывают веру подростка в свои силы и неизбежно тормозят его даже самые робкие попытки самостоятельно подготовить заданный урок. Помощь родителей - это прежде всего их внимательное и доброжелательное отношение к своим детям, это заинтересованность старших в работе не только своего сына или дочери, но и их друзей, интерес к жизни класса, школы. Огромную роль играет создание дома спокойной оптимистической и "организованной" обстановки, соблюдение режима, уважение к труду каждого члена семьи, в том числе и ученика, забота о его отдыхе, удобстве, благополучии. Дети очень чувствительны к эмоциональной атмосфере семьи. Доброжелательные, ласковые и спокойные взаимоотношения родителей друг с другом, старших и младших членов семьи, постоянная готовность оказать помощь, доверие друг к другу и хороший пример поведения самих родителей составляют ту атмосферу жизни ученика, которая является залогом его успешной и ответственной работы в школе. Ошибка, неудача, проступок, как и успех, не должны пройти незамеченными. Только, конечно, важно соблюдать известную "меру" как в поощрениях прилежного, так и в упреках ленивого. Главное, подумать вместе с подростком, что мешает ему в выполнении его работы, постараться вместе с ним улучшить его труд и сделать более радостной его учебную деятельность. Очень важно, чтобы ребята, особенно слабые, уже испытавшие горечь неуспеваемости или недисциплинированности, находили поддержку у родителей. Бывает и так, что в результате небрежности или лени ученика к нему складывается у учителей отрицательное отношение. Родители не должны подвергать критике и осуждению действия педагога даже в тех случаях, когда они не согласны с ним. Важно показать ученику, в чем недостатки его работы, а с учителем выяснить нужные, необходимые вопросы в отсутствии ученика. В подобных случаях очень полезно рассказать учителю о тех мерах, которые принимают в семье по отношению к нерадивому ученику, и установить тесный деловой контакт с педагогами или другими лицами, которые также трудятся над воспитанием вашего ребенка. Чем старше становятся дети, тем они хотят быть более самостоятельными и независимыми, тем меньше они переносят выговоры, насмешку, иронические замечания в свой адрес, когда считают их несправедливыми. Однако важно, где только возможно, предупреждать ошибки самостоятельного поведения подростков - еще очень неопытных в жизни. Отбирая меры и формы воздействия на них, в частности в их учебной работе, следует помнить, что положительная форма воздействия, проявление уважения даже к провинившемуся ученику, доверие к отстающему или недисциплинированному оказываются значительно более результативными, чем наказания, упреки, замечания, которые быстро "приедаются" ребятам и только обостряют их взаимоотношения со старшими. Для этого родители должны быть очень внимательными к жизни и переживаниям своих детей-подростков, быть рядом с ними, особенно тогда, когда им трудно, когда они попадают в сложные жизненные ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|