Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смысл жизни и проблема смерти в духовном опыте человечества.

Бытие человека и его деятельность непосредственно предполагает необходимость рассмотрения данной проблемы, являющейся также предельно общим философским вопросом.

Таинственность жизни, ее величайшая сложность волновала человека с тех пор, как он стал осознавать себя как живое существо. Он издавна задумывался над тем, имеет ли его собственная жизнь и жизнь других людей какой-то смысл или человек и общество, как и все животные, живут только лишь для того, чтобы удовлетворять свои жизненные потребности.

С какой целью человек появляется на свет и чем он должен руководствоваться для реализации своей единственной, неповторимой и уникальной жизни, на которую отводится не так много времени?

В древнеиндийской философии, в брахманизме высшая цель жизни состояла в соединении души с богом, тогда как земные цели признавались суетными и недостойными. Для Сократа и Платона высшее благо жизни также заключалась в божественной мудрости. Аристотель, выступая против идеализма Платона, писал:»...Люди образуют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут ТНикомахова этика», 1,3; рус. пер. СПБ, 1908/. Вместе с тем, он истинное благо видел в созерцательной, теоретической деятельности, которая проводится ради нее самой.

В отличие от идеалистов, материалисты древности цель человеческой жизни и ее смысл выводили из конкретных потребностей и интересов жизни самих людей. Так, в Древней Индии чарваки высшую цель жизни видели в наслаждении земными благами. Эпикур, считавший целью человеческой жизни стремление к духовному наслаждению и дружбе, видел высшее благо в отсутствии страданий. «Благополучием и счастьем обладает не обилие денег, отмечал он, не высота положения, не должности какие-либо или сипы, но свобода от печали, умеренность чувств и расположение души, полагающее /всему/ пределы, назначенные природой» /см.: Античная философия. К., с.275/.

В последующем христианство осуществляет полный отрыв жизненных устремлений человека от земных благ. В сочинениях Августина и Ф.Аквинского жизненное предназначение человека определяется призывом к осуществлению начертанных Богом заповедей, смирения, терпения, отречения от земных радостей, вселенской любви к ближнему.

Развитие общественной жизни в новое время, появление нового класса буржуазии сопровождалось борьбой с христианской заповедью о святости и аскетической жизни человека. В этих условиях жизненной установкой человека признают правильно понятый личностный интерес, направленный к достижению земного счастья и общественного блага, а человеческая деятельность изображается в виде отношений полезности и использования. Гольбах, например, считая себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса существенной чертой человеческой природы, отвергал крайний эгоизм и защищал идею сочетания личного и общественного блага и интересов.

Как видно, осознание индивидом цели и смысла жизни - сложный и длительный процесс. Далеко не все люди способны сформулировать их, не все живут осмысленной жизнью, ибо мера осознанности - один из показателей развития духовного мира личности.

Исторически первой формой осознания проблемы смысла жизни явились религиозные представления /созерцание и воплощение божественного начала в вере, в стремлении к сверхчеловеческой святыне, в приобщении к истине и высшему благу, отказ от желаний и страстей, аскетизм, иногда доходящий до прововеди «духовного самоубийства в буддизме, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательство и торжества над силами зла, бессилия и тленности и возможность в краткой жизни приобщиться к Богу и заполнить им свою жизнь» /см.: Франк СЛ. Соч.,с. 105/.

В понимании сложных аспектов смысла жизни, проблем смерти определенный вклад внесли также мыслители атеистического направления. Особенно в России накоплена богатая традиция этики жизни, связанная с именами выдающимися, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.И. Пирогов, Н.Ф.Федоров, П.А.Кропоткин, Н.К.Рерих, К.Э.Циолковский, Д.П. Филатов, НАБердяев, B.C. Соловьев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г. Чернышевский, С.Н. Булгаков и многие другие.

Например, признать «бессмыслицу жизни» Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо».../ Толстой Л.Н. ПСОМ., 1936, т.26,с.369/. Жить так, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь «животная личность, не подчиняющаяся велению разума».

Вместе с тем надо отметить, что в отличие от высших нравственных идеалов, на которые ориентирует человека русская философия, к сожалению, идеалистические концепции Запада в XIX веке и в последующий период не смогли правильно ответить на проблемы жизни и ее смысла. Например, в теории самореализации /М.Колкинс, Р.Кейбот, Ф.Адлер/ откровенный индивидуализм доходит до прямой защиты эгоизма /моральное правило - «руководствуйся тем, чем ты являешься, следуй чертам своей натуры»/. Отсюда бесцельность существования, пренебрежение национальным традициям, крайний индивидуализм.

Среди теоретиков «забвения бытия» особое место занимают философы-экзистенциалисты, ставящие вопрос о том, как излечиться от опаснейшей болезни, поразившей западное общество, поставив его на путь жизненного реализма, на путь гуманизма. Такие философы, как Хайдеггер, Сартр, Камю заявляют о необходимости «очеловечить» свое бытие, иначе он не сможет выжить в этом мире.

В марксистской философии смысл человеческой жизни видится в самореализации сущностных сил человека через его активную преобразующую деятельность. При этом смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связан с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всего общества, всей человеческой истории. Примерно сходная позиция и у философа- психоаналитика Э.Фромма: смысл жизни в развитии человечности: разума, гуманизма, свободы мышления. При этом следует подчеркнуть, что эти два аспекта не противоречат друг другу, но раскрывают разные грани этого вопроса. Думается это важно в современных условиях, когда пограничная ситуация стала не только индивидуальной, но и общечеловеческой проблемой, когда возможны и гибель человечества, и его выживание.

 

 

Литература по теме:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:Учебник.- 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. - 4 изд., переработ – СПб.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

 

1. Сизов В.С. История философии. Учебное пособие. - М.: Экономист, 2008.

2. Философия. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Философия. Учебник/ Под редакцией проф. О.А.Митрошенкова. М.: Гардарики, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

Разработал: профессор кафедры философии

и социологии Джегутанов Б.К.

«» 2014 года

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...