Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акт и его правовое значение




ЧИСТОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ ГАНСА КЕЛЬЗЕНА

 

 

Сб. пер. Вып. 1. М.: АН СССР ИНИОН, 1987*.

 

 

Перевод C.B.ЛЁЗOBA, Ю.С.ПИВОВАРОВА

Отв. ред. В.Н.КУДРЯВЦЕВ, Н.Н.РАЗУМОВИЧ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От редакции………………………………………………………………………………. 3

 

I. ПРАВО И ПРИРОДА

1. “Чистота”………………………………………………………………………………... 4

2. Акт и его правовое значение …………………………………………………………. 4

3. Субъективный и объективный смысл акта; его самоистолкование …………… 5

4. Норма…………………………………………………………………………………….. 6

5. Социальный порядок …………………………………………………………………. 19

6. Правопорядок ………………………………………………………………………….. 24

 

II. ПРАВО И МОРАЛЬ

7. Моральные нормы как социальные нормы………………………………………... 43

8. Мораль как регулирование внутреннего поведения……………………………... 44

9. Мораль как позитивный порядок без принуждения…………………………….. 46

10. Право как часть морали……………………………………………………………… 46

11. Относительность моральной ценности……………………………………………. 47

12. Разделение права и морали…………………………………………………………. 49

13. Оправдание права моралью………………………………………………………… 50

 

III. ПРАВО И НАУКА

14. Правовые нормы как предмет правоведения ……………………………………. 51

15. Статическая и динамическая теория права………………………………………. 51

16. Правовая норма и правовое высказывание……………………………………….. 52

17. Каузальная наука и нормативная наука………………………………………….. 55

18. Причинность и вменение. Закон природы и юридический закон…………… 55

19. Принцип вменения в мышлении первобытного человека…………………….. 59

20. Возникновение принципа причинности из принципа воздаяния…………… 60

21. Каузальная и нормативная социальные науки…………………………………. 61

22. Различия между принципом причинности и принципом вменения……….. 64

23. Проблема свободы воли……………………………………………………………... 65

24. Факты, отличные от человеческого поведения,

как содержание социальных норм………………………………………………… 70

25. Категорические нормы………………………………………………………………. 71

26. Отрицание долженствования; право как идеология……………………………. 72

 

IV. СТАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВА

27. Санкция: противоправное деяние и его последствие…………………………... 76

28. Правовая обязанность и ответственность ………………………………………… 81

29. Субъективное право: правомочие и полномочие ………………………………. 88

 

V. ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВА

34. Основание действительности нормативного порядка: основная норма…….. 102

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

Содержание настоящего издания определяется задачами подготовки информационных материалов к предстоящему в 1987 г. ХШ конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии, на котором одна из секций будет посвящена творчеству Ганса Кельзена. В первый выпуск включены четыре раздела главной работы Г. Кельзена “Чистое учение о праве”. Перевод выполнен по второму варианту этой книги, опубликованному Кельзеном в I960 г. Переработанный текст отражает развитие теоретической мысли Кельзена за четверть века, прошедшую после выхода в свет первого варианта книги (1934). Таким образом, перед нами последнее систематическое изложение "чистой теории" и итог творческой жизни ее создателя.

Текст дается с незначительными сокращениями: опущена большая часть развернутых примечаний, в которых Кельзен спорит со своими критиками и оценивает различные течения правовой теории, социальной и нравственной философии 30-50-х годов.

Во второй выпуск включены разделы "Динамический аспект права", "Право и государство", а также статья "Проблема справедливости", написанная Кельзеном в качестве приложения к новому варианту его книги.

Перевод выполнен по следующему изданию: H. Kelsen. Reine Rechtslehre. Wien: Verlag Franz Deuticke, 1960 (Vollstandig neu bearbeitete u. erweiterte Auflage).

Для контроля использовался авторизованный английский перевод, выполненный учеником и сотрудником Кельзена по Калифорнийскому университету Максом Найтом: H. Kelsen. Puretheory of law. Translation from the second (revised a. enlarged) German edition by Max Knight. University of California Press. Berkley, etc., 1967.

 

I. ПРАВО И ПРИРОДА

 

1. “Чистота”

Чистое учение о праве есть теория позитивного права: позитивного права вообще, а не какого-либо конкретного правопорядка. Это общее учение о праве, а не интерпретация отдельных национальных или международных правовых норм. Но оно дает теорию интерпретации.

Будучи теорией, оно стремится лишь к одному: познать свой предмет. Оно пытается ответить на вопрос, чтó есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться. Оно есть право-ведение, но не политика права.

Это учение о праве называется "чистым" потому, что оно занимается одним только правом и "очищает" познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле. Другими словами, оно стремится освободить правоведение от всех чуждых ему элементов. Таков основной принцип его методики. И он кажется самоочевидным. Однако даже беглого взгляда на традиционное правоведение, сложившееся в Х1Х-ХХ вв., достаточно, чтобы убедиться в том, сколь мало оно отвечает требованию чистоты. Юриспруденция совершенно некритично "расширилась" за счет психологии и социологии, этики и политической теории. Такое расширение можно объяснить тем, что эти науки имеют дело с предметами, которые, несомненно, тесно связаны с правом. И если чистое учение о праве желает отграничить познание права от смежных дисциплин, то вовсе не потому, что оно не замечает или даже отрицает эту связь, но потому, что оно хочет избежать методологического синкретизма, который затемняет сущность правоведения и смазывает границы, предназначенные ему природой его предмета.

 

Акт и его правовое значение

Если мы различаем естественные и общественные науки и, соответственно, их предметы – природу и общество, то возникает вопрос: правоведение – это естественная наука или общественная, право естественное явление или общественное? Но ведь общество нельзя противопоставить природе четко и однозначно, потому что общество, понимаемое как реальное общежитие, как совместная жизнь людей, можно представить себе и частью жизни вообще, следовательно — частью природы. И затем, так как право – или по крайней мере то, что принято называть этим словом,— одной из сторон своего существа, по-видимому, принадлежит к царству природы, то в существовании права есть чисто "природная" сторона. Так, если мы рассмотрим какой-нибудь из фактических составов (Tatbestände), воспринимаемых как "право" либо имеющих некоторое отношение к праву, например парламентское решение, административный акт, судебное решение или приговор, сделку, правонарушение, то сможем различить в нем два элемента: первый из них — происходящий в пространстве и времени, чувственно воспринимаемый акт или ряд таких актов, внешний ход человеческого поведения; второй элемент – его правовое значение, т.е. то значение, которое этот акт имеет в силу права (von Rechts wegen). В зале собираются люди, произносят речи, одни поднимают руку, а другие нет; таков внешний ход событий. Его значение в том, что принимается закон, создается право. Здесь мы встречаем хорошо знакомое юристам различие между законодательным процессом и его результатом – законом. Другой пример: человек, одетый в мантию, с возвышения говорит одному из стоящих перед ним людей определенные слова. Это внешнее действие означает с точки зрения права, что был вынесен судебный акт (решение или приговор). Один коммерсант пишет другому письмо определенного содержания – тот в свою очередь отвечает ему письмом; в силу права это означает, что они заключили договор. Некто причиняет какими-либо действиями смерть кому-либо другому; с точки зрения права это означает умышленное убийство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...