Философия эпохи Возрождения: основные периоды и идеи.
Термин «Возрождение», в культурологическом смысле, означает возобновление тех великолепных достижений культуры греко-римской античности, которые были утрачены в эпоху средневековья. Философия Возрождения представляет собой переходную эпоху от схоластики к философии Нового времени. Специфика ренессансной философии выражается в том, что она оперирует интуитивно-художественными категориями, а не абстракциями, проработанными строгой систематической рефлексией. Поэтому философская мысль эпохи Возрождения в основных своих направлениях не достигла завершенного синтеза и системно-аналитического выражения. Хронологические рамки философии Возрождения охватывают период от раннего гуманизма XIV века до натурфилософии XVI – начала XVII веков. В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три периода: 1. гуманистический (антропоцентрический), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку (с середины XIV века до середины XV века; представители – Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола); 2. неоплатонический, связанный с постановкой онтологических проблем в платоновской Академии во Флоренции (середина XV – XVI вв.; М. Фичино); 3. натурфилософский (XVI – начала XVII веков; Джордано Бруно, Бернардино Телезио). Под натурфилософией мыслители этой эпохи понимали не только предмет своего исследования – философию природы, но и естественный (натуральный) подход к познанию законов мироустройства. Деление на указанные периоды, в известном смысле, условно, и носит не столько хронологический, сколько типологический характер, выражающий главные тенденции философской мысли каждого исторического периода. К специфическим чертам философского мышления эпохи Возрождения можно отнести следующие:
1. Возрождение классической древности, давшее наименование всей эпохе, определило решающую роль античного философского наследия; 2. Философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую картину мира, которая отрицает божественное творение, обожествляет природу и человека. В ренессансной картине мира Бог тождественен природе. Бог философии Возрождения – это не Бог ортодоксальной религии. Он лишается свободы, он не творит мир «из ничего», он «со-вечен» миру и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в первоначало всех вещей. Наиболее последовательным выражением этой тенденции становится натуралистический пантеизм Джордано Бруно; 3. Философию эпохи Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм: человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Философская мысль Возрождения вырабатывает свою, особую ренессансную картину мира, которая упраздняет средневековую иерархическую картину мира. На смену учению о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечного Бога конечности мира, приходит новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной. Специфически ренессансный характер этой новой картины мира заключается и в ее пластичности. Понимание мира как живого, одушевленного организма определило пластичность, образность ренессансного философского мышления. Материя для мыслителей Возрождения – не абстракция, она исполнена внутренней жизненной силы, одушевлена. Упразднение средневековой картины мира, опирающейся на ценностную иерархию и аристотелевскую физику, послужило главной предпосылкой перехода к новому, экспериментально-математическому естествознанию, к эпохе классической механики и новой философии XVII века. В этом смысле ренессансная философия – переходная. Поворот к проблемам человеческого бытия, пусть и ценою отказа от универсальных онтологических проблем, обозначил одновременно и разрыв с традицией схоластической философии университетов, и определил предмет и содержание гуманистического философствования.
Внутренний мир человека, комплекс этических проблем – вот предмет напряженного интереса гуманистов. Гуманизм зарождается не только вне традиционных средневековых центров ученой деятельности, но и вне самой этой деятельности. Название этого духовного движения связано с преимущественным вниманием к «человеческому» кругу наук, к изучению человека, человеческого общества и цивилизации. Гуманистическая антропология строится на определенном понимании природы человека – «то, что присуще нам от природы, менее всего достойно осуждения». Человек есть неразрывное природное единство души и тела, и осуществление человеком своего предназначения требует не борьбы с собственной природой, а, напротив, – следования природе. Место конфликта занимают поиски согласия и гармонии. Средневековому презрению к миру гуманизм противопоставляет принятие мира и радостей земного существования, умерщвлению плоти – гимн красоте человеческого тела, страданиям во имя спасения – культ наслаждения и пользы. Природа в философии гуманизма не только получает оправдание, но и сама служит первейшим доводом для оправдания этики наслаждения.
Литература по теме: Основная: 1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013. 2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014. 4. Философия. Учебник для юридических вузов. Издание 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010. Дополнительная: 1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008. 2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008. 3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008. 4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
[1] Августин Блаженный. Творения. Ч. I-VII. – Киев, 1901-1912. – Ч.IV, С. 148. [2] Антология мировой философии. Т.1,Ч. II.– М., 1969. – С. 38.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|