Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи экономики таможенного дела

ЛЕКЦИЯ

 

на тему: «ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК ПРАКТИКА И КАК НАУКА»
  (полное наименование темы лекции)
Дисциплина: «Экономика таможенного дела»
  (наименование дисциплины)
Авторы: канд. экон. наук, доц., Павлова А.В.
  (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы автора)

 

 

Рассмотрена
на заседании кафедры,
протокол от ___________ № ___

 

Москва


СЛАЙД 1

Лекция 1

Экономика таможенного дела
как практика и как наука

 

СЛАЙД 2

В лекции будут рассмотрены следующие учебные вопросы:

1. Цель, сущность, структура, содержание и задачи экономики таможенного дела.

2. Экономическая деятельность таможенных органов как составная часть экономики таможенного дела.

3. Экономические аспекты функций, реализуемых таможенными органами в процессе их деятельности.

Переходим к рассмотрению первого учебного вопроса.

 

СЛАЙД 3

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

«Цель, сущность, структура, содержание и задачи
экономики таможенного дела»

ФТС России в соответствии с ее предназначением обеспечивает экономическую безопасность государства.[1]

Для достижения этой цели государство формирует таможенную политику, на основе законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование всех участников внешнеэкономической деятельности.

По оценке специалистов Минэкономразвития и Минфина России при создании этой базы важная роль отводится экономике таможенного дела.

При этом разные исследователи[2] вкладывают в данное понятие различный смысл. Исследования, проведенные в Российской таможенной академии, показывают, что это не способствует:

1) слаженной и целенаправленной работе органов государственной власти по формированию всесторонне обоснованной таможенной политики Российской Федерации.

2) формированию содержания преподаваемой учебной дисциплины «экономика таможенного дела».

Вследствие этого вопрос о сущности и содержании понятия «экономика таможенного дела» имеет важное профессиональное значение.

СЛАЙД 4

Родовым для понятия «экономика таможенного дела» являются понятия:

Экономика

Таможенное дело

В соответствии с Современным экономическим словарем[3] под «экономикой» понимается

«1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда;

2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов».

Первое определение характеризует экономику как практику, а второе – как науку.

Г лавное содержание таможенного дела - перемещение товаров через таможенную границу государства или союза государств.

Инструменты таможенного дела - таможенные органы, органы соответствующих министерств и ведомств,

С редство реализации таможенной политики - вся таможенная система, включающая персонал таможенных органов и средства труда (механизмы).

Объект труда - товар, перемещаемый через таможенную границу.

Основной процесс - процесс таможенного контроля.

Главный инструмент реализации таможенной политики:

1) тарифное (по своей сути это экономическое регулирование);

2) нетарифное (административное регулирование) регулирование.

С учетом обозначенных цели и содержания (элементов) дадим определения экономики таможенного дела как практики и как науки.

СЛАЙД 5

Т.О.

Для формирования понятия «экономика таможенного дела» (ЭТД) как практики необходимо определить цель экономики таможенного дела как явления и наполнить таможенным содержанием все элементы, входящие в него.

Основная цель экономики таможенного дела - формирование таможенной политики в интересах обеспечения экономической безопасности государства.

Экономика таможенного делакак практика – это системно структурированная совокупность средств, объектов, процессов и инструментов, используемых органами государственной власти для обеспечения экономической безопасности государства через реализацию таможенной политики путем регулирования внешнеторговой деятельности.

Структурно-логическая схема формирования ЭТД представлена на

Слайде 5.

Рис. Структурно-логическая схема формирования
экономики таможенного дела

 

Экономика таможенного делакак наука – логически организованная система знаний о деятельности органов государственной власти (в том числе таможенных органов) и отношениях, складывающихся между участниками внешнеэкономической деятельности в процессе перемещения товаров через таможенную границу государства (таможенного союза).

СЛАЙД 6

Задачи экономики таможенного дела

Исследования, проведенные в работах[4] показали, что основными задачами экономики таможенного дела как науки являются:

1) сбор, накопление, обобщение и анализ результатов работы таможенных органов по экономическим аспектам таможенного дела;

2) определение тенденций в развитии экономики таможенного дела;

3) выявление закономерностей в развитии экономики таможенного дела;

4) обоснование принципов развития экономики таможенного дела;

5) разработка практических рекомендаций по совершенствованию экономики таможенного дела.

СЛАЙД 7

Для решения этих задач учеными РТА ведутся исследования:

1) Связанные с оценкой степени необходимости влияния государства на осуществление внешнеэкономической деятельности, в частности на осуществление экспортно-импортных торговых отношений в интересах развития определенных отраслей промышленности.

2) Потребность таможенных органов в сотрудниках и работниках, их заработная плата, обеспеченность техническими средствами, материальными и информационными ресурсами и проч.).

3) Таможенная и околотаможенная инфраструктура (здания, сооружения, складские помещения, транспортные средства, связь, интернет-ресурсы, базы данных);

4) деятельность бизнес-структур, прямо или косвенно связанных с внешнеэкономическими операциями (работа таможенных представителей, отслеживание лиц, осуществляющих контрабандные операции и уклоняющихся от уплаты таможенных пошлин, взаимодействие с предпринимательскими союзами и ассоциациями, торгово-промышленными палатами, страховыми и банковскими структурами и т.д.).

Т.О. Рассмотренные задачи составляют содержание экономики таможенного дела как науки и позволяют определить ее объект и предмет.

СЛАЙД 8

Объект исследования экономики таможенного дела - отношения, связанные с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности (ВЭД), формированием таможенной политики в интересах обеспечения экономической безопасности государства.

Предмет исследования – совокупность экономических отношений в сфере таможенного дела.

Предмет является неотъемлемой частью объекта и влияет на функционирование объекта.

 

В работе, выполненной в РТА,[5] предложено содержание предмета исследования рассматривать на нескольких уровнях:

1) микроуровень (функционирование таможенных органов);

2) мезоуровень (взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД);

3) макроуровень (взаимодействие ФТС России и других государственных органов);

4) мегауровень (международные отношения в области таможенной политики).

СЛАЙД 9

На микроуровне, осуществляются процессы, которые обеспечивают нормальное функционирование таможенной системы на мезо и макро уровнях. К ним относятся:

1) подбор, отбор, подготовка и переподготовка кадров для таможенных органов; расстановка кадров по рабочим местам и определение их функциональных обязанностей;

2) формирование материально-технических ресурсов таможенных органов; капитальное строительство зданий таможен, постов, терминалов, складов, сооружений;

3) финансирование деятельности таможенных органов;

4) управление этой деятельностью в соответствии с поставленными целями и задачами; контроль и ревизия деятельности таможенных органов и т.п.

СЛАЙД 10

На мезоуровне:

а) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности начисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

б) таможенное оформление и таможенный контроль;

в) ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ, обеспечение опубликования таких решений;

г) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;

д) принятие в установленном порядке предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, о происхождении товара из конкретной страны;

е) ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

ж) ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

з) ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

и) выдача лицензий на учреждение свободного склада;

к) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

л) информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

м) валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Результатами вышеизложенных действий является:

1) начисление таможенных платежей,

2) формирование доходной части государственного бюджета,

3) реализация фискальной, правоохранительной, функции защиты национальной безопасности.

СЛАЙД 12

Определяющим в экономике таможенного дела является макроуровень. На макроуровне в результате взаимодействия Федеральной таможенной службы и других государственных органов в области таможенного дела формируется таможенная политика.

Мегауровень создает международные ограничения для формирования таможенной политики государства.

Общий выводы по вопросу:

ЭТД прикладная наука – т.к. изучает экономические и хозяйственные отношения в сфере внешнеэкономических операций, в сфере ответственности таможенной службы, а также в инфраструктурах тесно работающих и взаимодействующих с таможенной системой.

ЭТД междисциплинарная наука по своей сути и сфере ответственности, т.к. охватывает вопросы функционирования различных министерств и ведомств, формирующих таможенную политику, непосредственно реализующей ее (политику) ФТС России и стран – участниц Таможенного союза, внешней торговли, статистики, валютного регулирования и др. вопросы.

ЭТД тесно связана с микроэкономикой: организацией производства, экономикой и управлением предприятиями, менеджментом и маркетингом.

Все науки, изучающие внешнеэкономическую деятельность и таможенные процедуры и операции, являются теоретической и методологической основой для ЭТД.

Сама ЭТД является универсальным инструментом совершенствования внешнеэкономической и таможенной деятельности.


СЛАЙД 12

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

«Экономическая деятельность таможенных органов как
составная часть экономики таможенного дела»

СЛАЙД 13

Э кономику таможенного дела отождествляют с экономической деятельностью таможенных органов (ЭДТО).

Как показали проведенные исследования, это мешает развитию теории и практики ЭТД. Поэтому это понятие необходимо всесторонне рассмотреть.

Для этого обратимся к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, (ОКВЭД) [6] в котором указано, что экономическая деятельность «как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг».

Опираясь на данное утверждение и на то, что таможенные органы осуществляют (производят) услуги, целесообразно предложить следующее определение ЭДТО:

экономическая деятельность таможенных органовэто сочетание действий, которые объединяют ресурсы с процессом реализации таможенными органами своих функций и обеспечивают таким образом получение определенного перечня таможенных услуг участниками внешнеэкономической деятельности (рис. 1.2).

 

 

 

Рис. 1.2. Структурно-логическая схема взаимосвязи экономики таможенного
дела с экономической деятельностью министерств и ведомств в части
формирования и реализации таможенной политики

 

СЛАЙД 14

Экономическую деятельность таможенных органов структурно можно представить в виде 3-х составляющих:

1. Ресурсного обеспечения,

2. Реализуемых на его основе функций

3. Производства (предоставления) услуг.

Основные структурные элементы, составляющие ЭДТО, приведены на схеме слайда 15. Рассмотрим их более подробно.

 

 


Рис. 1.3. Структура экономической деятельности таможенных органов

 

СЛАЙД 15

Р есурсное обеспечение таможенных органов:

1) основные фонды;

2) тыловое обеспечение таможенных органов;

3) кадровое обеспечение;

4) финансовое обеспечение;

5) информационное обеспечение;

6) организационно-правовое обеспечение.

Основные фонды.

В соответствии с утвержденной в «Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01» классификации к основным фондам таможенных органов относятся:

1) здания;

2) сооружения;

3) рабочие и силовые машины и оборудование;

4) измерительные и регулирующие приборы и устройства;

5) вычислительная техника; транспортные средства;

6) инструмент;

7) производственный и хозяйственный инвентарь,

8) принадлежности и бытовая техника; рабочий,

9) продуктивный и племенной скот;

10) многолетние насаждения;

11) внутрихозяйственные дороги;

12) прочие соответствующие объекты.

 

Тыловое обеспечение - снабжение таможенных органов необходимым:

‒ топливом,

‒ материалами,

‒ продовольствием,

‒ вещевым обеспечением,

‒ создание (строительство) основных фондов,

‒ организацию ремонта зданий и сооружений.

Эта часть деятельности таможенных органов находится в компетенции Главного управления тылового обеспечения ФТС РФ (ГУТО).

Обеспечение таможенных органов указанными средствами осуществляется на плановой основе посредством выполнения установленных нормативных показателей.

Обеспечение таможенных органов основными фондами и их тыловое обеспечение создают необходимые условия для работы персонала.

 

К адровое обеспечение таможенных органов - деятельность таможенных органов, направленная на подбор, подготовку, расстановку кадров, контроль их работы в части инспектирования.

Исследованию этой категории посвящено множество работ. Обусловлено это тем, что она охватывает широкий круг вопросов, начиная с подбора и подготовки и заканчивая социальным обеспечением и охраной труда.

В последнее время очень активно изучаются вопросы качества труда должностных лиц таможенных органов, а также способы его оценки.

Вопросы кадрового обеспечения:

- организуются Управлением государственной службы и кадров ФТС России,

- осуществляются системой кадровых подразделений таможенных органов.

 

Ф инансовое обеспечение.

Согласно Большой советской энциклопедии, финансы – это «совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств».[7]

В отличие от промышленных предприятий ФТС России осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета при условии их целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств.

В практике работы ФТС РФ:

- финансовая деятельность - обеспечение финансами работы таможенных органов,

- экономическая деятельность – перечисления денежных средств.

Финансовая и экономическая деятельность:

- организуется главным финансово-экономическим управлением ФТС России (ГФЭУ).

- осуществляется системой финансовых и экономических подразделений таможенных органов.

И нформационное обеспечение

включает:

- информацию, хранящуюся в базах данных

- процесс создания условий, необходимых для эффективного управления экономическими процессами (т.е. обеспечение таможенных органов необходимой информацией, средствами поиска, накопления, хранения, обработки, передачи).

Сегодня это одно из наиболее перспективных направлений повышения эффективности деятельности таможенных органов.

И нформационное обеспечение:

- организуется:

Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ)

Главное управление информационных технологий (ГУИТ) ФТС России,

- осуществляется региональным техническим управлением (ГУИТ) и системой структурных информационно-технических подразделений таможенных органов.

 

О рганизационно-правовое обеспечение:

- организуется правовым управлением ФТС России и управлением по законотворческой деятельности,

- обеспечивается посредством подготовки нормативно-правовых актов (приказов, распоряжений и др.).

Практика показывает, что

1) в организационное обеспечение целесообразно включить делегирование полномочий (например, получение или передача полномочий на уровень РТУ по принятию предварительного классификационного решения).

2) важна правовая поддержка, например, в форме консультирования, разъяснения проблемных вопросов, рассмотрения проблем, возникающих при применении приказов и распоряжений и подготовка предложений о внесении изменений, рассмотрение жалоб.

СЛАЙД 16

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

«Экономические аспекты функций, реализуемых таможенными
органами в процессе их деятельности»

Полное и своевременное обеспечение деятельности таможенных органов ресурсами является залогом эффективной реализации ими возложенных на них функций.

Функция таможенных органов как процесс – это совокупность действий персонала таможенных органов по преобразованию имеющихся ресурсов в результаты в заданном количестве, качестве и в определенные сроки.

В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[8] приведены функции, часть из которых следует отнести к экономической деятельности таможенных органов, а именно:

1) таможенный контроль,

2) валютное регулирование,

3) защита прав собственности на объекты интеллектуальной собственности,

4) таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности,

5) научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в таможенном деле.

СЛАЙД 17

1. Таможенный контроль

важнейшая составная частью процесса реализации таможенными органами своих функций.

Таможенный контроль подразумевает реализацию персоналом таможенных органов форм таможенного контроля:

1) - проверка документов и сведений;

2) - устный опрос;

3) - получение объяснений;

4) - таможенное наблюдение;

5) - таможенный осмотр;

6) - таможенный досмотр;

7) - личный досмотр;

8) - проверка маркировки товаров специальными марками и наличие на них идентификационных знаков;

9) - таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности.

Таможенный контроль осуществляется с учетом системы управления рисками (СУР) (используется для выбора форм контроля), а также с учетом зоны таможенного контроля (создаются для целей его проведения).

СЛАЙД 18

2. Валютное регулирование

Задачи процесса валютного регулирования:

1) контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов,

2) достоверностью сведений, представляемых в целях валютного контроля.

Валютный контроль - реализуется посредством регламентации международных расчетов и порядка совершения операций с валютой и валютными ценностями.

Таможенные органы относятся к числу государственных структур осуществляющих валютный контроль.

Таможенные органы в рамках своей компетенции осуществляют контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается - в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...