Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии развития детской художественной одарённости

Таблица 1.

1. Эстетическое отношение действительности.  
1. 1. Восприятие действительности (включая искусство), его выражение в вербальных характеристиках (эмоционально-оценочная характеристика предмета восприятия – степень увлечённости, любования им, восприятие его эмоционального тона)  
Низкий уровень Преобладание безоценочно-описательных характеристик    
Средний Преобладание эмоционально-оценочных характеристик  
Высокий   Преобладание образных описаний предметов (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картины)  
1. 2. Проявление эстетической эмпатии по отношению к миру, искусству, предметам, людям  
Низкий уровень Ребёнок негативно или безразлично относится к окружающим его людям, природе, не способен к сочувствию, состраданию, диалогическому общению с людьми, природой, игрушками, предметами. В художественной деятельности изображает или выражает негативные отношения между героями  
Средний   Ребенок одушевляет предметы и эмоционально выражает к ним своё отношение, отзывчив на чужую боль или радость, любит общаться с друзьями  
Высокий   Ребенок отличается чуткостью, отзывчивостью, стремлением помочь, поделиться с окружающими тем, что имеет. Общителен и коммуникабелен, может уступить в споре, чтобы не создать конфликтную ситуацию. В творчестве фиксирует эмоциональные отношения между героями  
1. 3. Способ построения образов восприятия  
Низкий уровень   Преобладает аналитическое восприятие. Ребёнок выделяет в предмете отдельные его свойства. В творческом акте представляет отдельные части целого, не ощущая целостную форму  
Средний   Ребёнка отличает обобщённое восприятие. Он воспринимает то, что находится в его зрительном поле. В воображении преобладает видение обобщённой формы предмета отображения без детальных подробностей  
Высокий   Ребёнка отличает целостное видение предмета – синтез аналитического и обобщённого восприятия, которое становится основой образа, развивающегося в процессе разработки и реализации замысла. Ребёнок в воображении видит целое прежде его частей, которые в дальнейшем выявляются в рождающемся образе  
1.4. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей  
Низкий уровень Ребёнок не проявляет интереса к работам других детей    
Средний Проявляет интерес к работам других детей, чтобы сравнить их со своей работой с целью обнаружить в них недостатки  
Высокий   Проявляет большой интерес к творческой деятельности других детей. Может оценить качество работ – своих и других людей, радоваться их успехам  
2. Развитие воли к выражению (творческой компетентности)  
2.1. Проявление самостоятельности в решении поставленной задачи
Низкий уровень   Не понимает или не принимает поставленную педагогом задачу, действуя по собственному желанию, реализуя свой замысел на уровне возрастной нормы
Средний Понимает поставленную задачу и строго следует инструкции педагога, стараясь выполнить ею лучшим образом. Если не хватает знаний, умений, способов действия, обращается за помощью к педагогу и другим детям
Высокий   Понимает и принимает задачу, выходит за рамки задания, обогащая первоначальное образное решение
2. 2. Творческая инициатива в формировании замысла
Низкий уровень Творческая инициатива отсутствует, ребёнок действует по образцу, выполняя заданный минимум
Средний Ребёнок использует известные ему варианты, предложенные педагогом в качестве возможного решения поставленной задачи
Высокий     Проявляет творческую инициативу в трактовке предложенной темы, развивает её в серии работ, сделанных по собственному желанию
2. 3. Оригинальность замысла и его содержательность
Низкий уровень Замысел создаётся в соответствии с усвоенными способами художественной деятельности. Герой (персонаж) представлен лишь внешними чертами
Средний Ученик выходит за рамки стереотипных решений с помощью педагога. В творчестве наличествует «внешне-внутренний герой», в описании которого акцент сделан на его внутреннем мире
Высокий Сюжеты и образы оригинальны. В содержании работ наличествует сложный герой с индивидуальным внутренним миром
2. 4. Гибкость замысла.
Низкий Ребёнок реализует единственный вариант замысл.
Средний Ребёнок предлагает несколько вариантов замысла, трансформируя первоначальный вариант
Высокий Имеет большое количество вариантов решения художественной задачи, как в словесной форме, так и виде эскизов
3. Владение материалом и художественной формой  
3. 1. Самостоятельность в выборе материала  
Низкий   Ребёнок не обнаруживает инициативы в выборе материала, использует материал, предложенный педагогом  
Средний Выбирает материал в соответствии с поставленной педагогом задачей или собственным замыслом  
Высокий Выбирает материал, руководствуясь замыслом и чувством материала, стремясь к максимальному выражению образа  
3. 2. Отражение «образа мира» в содержании (эмоционально-ценностное отношение к предмету отображения, художественные эмоции, богатство ассоциаций, универсализм мышления) и структуре творческого продукта  
Низкий уровень В содержании работ не выражено эмоционально-ценностное отношение к предмету отображения; бедность ассоциаций и художественных эмоций; структура в её процессуальном или пространственном виде не отвечает требованиям замысла; слабое владение способами построения формы  
Средний В содержании работ наличествует эмоционально-ценностное отношение к отображаемому предмету; замысел получает оформление в соответствующем материале, структуре, способах его развития  
Высокий В содержании работы ярко выражены позиция ребёнка к отображаемому предмету, эмоционально окрашенное отношение к нему посредством художественных эмоций, данных в различных модальностях, владение способами построения формы, необходимым набором выразительных средств и техник  
  3.3. Волевая активность в достижении результата деятельности  
  Низкий уровень Для завершения работы необходима практическая помощь взрослого; у ребёнка отсутствует стремление увидеть законченный результат своих творческих усилий, осваивать новые способы деятельности  
  Средний   Для завершения работы необходим дополнительный стимул, моральная поддержка окружающих. Ребёнок осваивает новые способы, если они не требуют значительных волевых усилий  
Высокий Ребёнок стремиться закончить работу, получить художественный результат; проявляет настойчивость в стремлении выполнить работу как можно лучше; с удовольствием осваивает новые способы деятельности, техники и технологии в создании художественной формы  
  3.4. Уровень владения знаниями, умениями и навыками  
Низкий уровень Знания, умения и навыки не носят инструментальный характер, не соотносятся с замыслом и образным выражением. Ученик начинает оперировать имеющимися знаниями и навыками только после подсказки педагога  
Средний   Ученик умело пользуется знаниями, умениями навыками, но в пределах имеющегося опыта с использованием стандартных способов деятельности  
Высокий Ученик творчески пользуется имеющимися знаниями, умениями, стратегиями и способами деятельности, обогащает их, трансформирует, создаёт собственные способы действии; обладает чувством материала, формы на основе чёткого видения внутренней – идеальной формы; с удовольствием демонстрирует свои достижения другим людям  
         

 

Для измерения уровня развития индивидуальной детской художественной одарённости применима ниже предлагаемая методика со следующим алгоритмом действий:

1) тестирование детей по вышеприведённым таблицам критериев детской художественной одарённости для определения уровня развития по каждому критерию её компонентов;

2) графическое выражение уровня по каждому критерию (см. рисунок данный ниже);

3) суммирование баллов, выведенных в результате тестирования ребёнка по критериям каждого компонента детской художественной одарённости;

4) выведение среднего балла по каждому компоненту детской художественной одарённости;

5) суммирование баллов по каждому компоненту и выведение в баллах уровня развития художественной одарённости каждого ребёнка.

Наблюдение за развитием учащегося позволяет получить количест-нный – цифровой результат. Каждый критерий оценивается по трёхуровне-вой шкале. Максимальный балл по каждому уровню составляет 2 балла, мак-симальная сумма баллов по этой шкале равняется 6 баллам.

Графическое выражение результатов тестирования каждого ребёнка может быть отражено в рисунке, подобном тому, что дан ниже, представляющем собой круг, разделённый на 12 секторов (по числу критериев в трёх компонентах детской художественной одарённости). Секторы в круге объединены в три блока по 4 сектора в каждом. Первый ряд секторов – с 1 по 4 – относится к личностному компоненту, ориентированному на выявление уровня развития эстетического отношения к действительности; второй ряд – с 5 по 8 – относится к творческому компоненту; третий ряд с 9 по 12 секторы – к творчески-исполнительскому.

Внутри большого круга располагается еще два круга. Малый круг, расположенный близко от центра окружности, относится к низкому уровню развития; средний круг – к среднему уровню; большой круг – к высшему. В соответствии с результатами тестирования вычерчивается график, охватывающий все секторы круга, соотносящиеся с основными компонентами детской художественной одаренности. Ниже приведён в качестве примера результат тестирования одного из учащихся дошкольного возраста Центра эстетического воспитания детей г. Хабаровска Пети Д.:

Рис. 1. Результат тестирования Пети Д.

Согласно полученному графику, наиболее ярко выражен у мальчика третий компонент детской художественной одарённости – исполнительский, где все четыре критерия показывают достаточно высокий средний балл) – 4,42 балла (3 + 5,7 + 4 + 5 = 17,7: 4 = 4,42). Это показатель выше среднего уровня. Менее всего выражен второй – творческий компонент, средний балл которого 3. Первый компонент выражен средним баллом 3,7. Суммируя итоговые баллы трёх компонентов, мы получаем показатель уровня развития детской художественной одарённости, равный 3,7, что говорит об уровне, приближающемся к среднему (4 балла).

 

Литература

 

1. Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие / Т.А. Барышева. – СПб., 2002.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991.

3. Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб, Речь, 2009.

4. Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5. – С. 6.

5. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора наук /А.А.Мелик-Пашаев. – М.: 1994.

6. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: 1995.

7. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина, А.А., Кудина, Г.Г., Чубук, Н.Ф. Психологические основы художественного развития

/ А.Мелик-Пашаев. – М.: МГПУ, 2006.

1. Никитин, А.А. Художественная одарённость. Монография / А.А. Никитин. – М.: Классика-ХХ1, 2010.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...