Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный руководитель: М.Ю.Горохова, к.пс.н., доцент кафедры педагогической и прикладной психологии СФ ГАОУ ВО МГПУ

Психологические особенности субъективного ощущения счастья и самооценки психологической активности

У пожилых людей

Жамшед Ахмедов, студент 3 курса направления подготовки бакалавриата «Психология» СФ ГАОУ ВО МГПУ

Научный руководитель: М.Ю.Горохова, к.пс.н., доцент кафедры педагогической и прикладной психологии СФ ГАОУ ВО МГПУ

В жизни и психологии существуют социальные стереотипы, которые является устойчивыми на протяжении десятков лет. Однако жизнь стремительно меняется и медленно, но верно вносит коррективы в динамику социальных представлений, порою в самом неожиданном направлении. В России таким примером может быть старость, представляющая собой печальный период в жизни человека, который пессимистично называют возрастом дожития. Отношение общества и государства к пожилым людям амбивалентно: с одной стороны, декларируется уважение и благодарность им, с другой, пожилые люди воспринимаются «обузой» и их потребности игнорируются, а права ущемляются.

Чем же пожилой возраст отличается от периода зрелости в когнитивном, личностном и эмоциональном планах?

Сначала определим возрастные границы обозначенных периодов.

Возрастная психология дает следующее определение зрелости - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности (Гамезо М. В., 2001). Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость(20-30гг.), расцвет(30-40 гг.), собственно зрелость(40-55 гг.) и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции (Гамезо М. В., 2001).

Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:

1) развитое чувство ответственности;

2) потребность в заботе о других людях;

3) способности:

а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей;

б) к психологической близости с другим человеком;

с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации.

Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации (Гамезо М. В., 2001).

Социальная ситуация развития в период зрелости по Бодалеву, связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личности индивидуальности в воспитании детей, творчества, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности (Бодалёв А.А., 1998). А.А. Бодалев говорив об особенностях зрелого возраста подчеркивает:«…для науки важно проследить связи между особенностями акме человека (то есть высшей для каждого человека уровень в его развитии) и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного пути, важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его жизни и когда она явно у него будет просматриваться» (Бодалёв А.А., 1998, стр.13).

Таким образом, с позиции акмеологии ведущей деятельностью в зрелом возрасте считается максимальная реализация сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. А под реализацией сущностных сил следует понимать социальные, профессиональные, физические, нравственные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитие взрослого человека.

К. Роджерс находит пять черт, общих для «полноценно функционирующих людей»: открытость к переживанию новых ситуаций, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода и креативность (Крайг Г., 2001).

1. когда достижения (нравственные, гражданское самопожертвование, победа над неблагоприятными обстоятельствами жизни и т.д.) максимально выявляют сущность человеческой природы, когда достижительность становится синонимом человечности;

2. когда реализация человеческой жизни осуществляется по достижительным критериям (состоиться как человек);

3. когда акматические противоречия и преграды «уводят» человека от его сущности;

4. когда акматически-познавательные преграды не дают возможности индивиду, этносу, региональной общности «вычитать» своевременно и правильно свою будущую судьбу в обстоятельствах своей жизни и способностях качественно «поднять» целепологание;

5. когда акматически-волевые преграды не позволяют осилить индивиду (родителю, супругу, профессионалу, современнику) сложившуюся костную среду для того, чтобы утвердить более высокие идеалы жизни и культуры (Крайг Г., 2001).

Достижение акме – это, прежде всего, личностный процесс, когда человек совершает поступок или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высокоразвитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые, если судить по его поступкам, стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями (Крайг Г., 2001).

По мнению отечественных и зарубежных психологов, личность в зрелом возрасте способна к развитию. По мнению Л.А. Петровской, это связанно с процессом социализации. Социализация взрослого – это, прежде всего, обращенность внутрь себя, это самопознание. В рамках данного подхода расширение сферы осознания самого себя – наиболее существенная предпосылка достижения самоактуализации (Гамезо М. В., 2001).

Таким образом, социализация взрослого субъекта по своей сути, это саморазвитие через осуществление выборов – кем быть, каким быть, с кем быть и т.д. Здесь имеется ввиду, способ жизни в целом, саморегуляция в самом широком смысле слова.

В психологии выделяют такие характеристики зрелой личности, как развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. Очевидно, что социальная ситуация развития значительно определяет характерные черты зрелой личности (Гамезо М. В., 2001).

Так, М.В. Гамезо с соавторами отмечает, что решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо – это личность, отвечающая за содержание своей жизни и отвечающая прежде всего перед собой и другими людьми. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступающими в пору старости, и своими детьми, которые в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни (Гамезо М. В., 2001).

Зарубежные психологи: Г.Олпорт, зрелая личность должна обладать свойством самопротяженности. Человек должен быть способен участвовать в широком круге разнообразных деятельностей и радоваться им. Зрелая личность обладает единой жизненной философией(Бодалёв А.А., 1998).

По Эриксону, основной характеристикой зрелой личности является генеративность, проявляющаяся в стремлении повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества, в потребности заботиться о других людях, в ответственности за свою судьбу, за свои поступки, а также за судьбы близких, в способности к участию в жизни общества.

А.А. Бодалев говорит о том, что понятие взрослость и зрелость не тождественны. Можно достичь зрелого возраста и не обладать зрелой личностью (Бодалёв А.А., 1998).

В отечественной психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее

- активность;

- направленность;

- глубинные смысловые структуры, которые обуславливают сознание и поведение личности;

- степень осознанности отношений к деятельности, а также характерную структуру отношений, установок и диспозиций личности.

Как полагает С. Пако, оптимум интеллектуальных функций достигается на рубеже юности — первых этапов ранней взрослости (ранней молодости) человека, а интенсивность их инволюции зависит от двух факторов: внутреннего и внешнего.

По мнению ПакоС.,в качестве внутреннего фактора выступает уровень одаренности индивида. Известно, что у более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одаренных (Бодалёв А.А., 1998.).

В качестве внешнего фактора выступает совокупность условий, зависящих от социально-экономических и культурных условий. Таким внешним фактором в первую очередь является образование, которое, по мнению С. Пако, существенно противостоит старению, затормаживая инволюционный процесс (Бодалёв А.А., 1998.).

Однако если обучение в школе носит всеобщий и обязательный характер, то повышение уровня образования после окончания школы имеет не только объективную — социально-экономическую, но и личностную обусловленность. Тенденция к самореализации и саморазвитию у многих молодых людей выступает в качестве важнейшего стимула к повышению уровня образования и формированию познавательных интересов. Поэтому развитие когнитивной сферы людей в возрасте 20—40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности. Проведенные исследования особенностей мышления у взрослых людей позволили установить, что у большинства людей при достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов.

Теперь обратимся к характеристике психологических особенностей пожилых людей. Определим границы пожилого возраста: по классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) пожилыми людьми считаются люди, которые находятся в диапазоне от 60 лет до 75-80 лет.

В пожилом возрасте происходят изменения в развитии когнитивной сфере. Например,в пожилом возрасте существенно ухудшается большинство сенсорных функций, ухудшается память, внимание, слух и пр.Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. Имеются и положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом, в связи с этим мышление пожилых людей весьма развито.Но не у всех лиц, достигших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости.

Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. С каждым десятилетием происходит корректировка целей, мотивов и потребностей (А. А. Реан, 2010).

Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте. К ним относятся: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и/или материального) следующему поколению, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него (А. А. Реан, 2010).

После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает (А. А. Реан, 2010).

Особое значение для пожилых людей приобретают семейные отношения, которые дают им ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

Среди всего разнообразия жизненных позиций людей пожилого возраста можно Краснова О.В. выделяет пять основных, которых предложила в своей работе Бромлей Д.Б.:

-«Конструктивная» позиция характерна для спокойных людей, которые в предыдущие возрастные периоды отличались веселым нравом и удовлетворенностью жизнью. Такие качества сохраняются и с возрастом. Они нормально относятся к старости и смерти. Не делая трагедии из собственного возраста и различных заболеваний, люди с такой позицией хорошо контактируют с другими, и оказывают им помощь. Человек с такой позицией благополучно проживает завершающий жизненный этап.

-«Зависимая» позиция наблюдается у людей пожилого возраста, которые и раньше отличались недоверием к себе, имели пассивную жизненную позицию и слабую волю. С возрастом они требуют помощи и ищут признания, а если не находят этого, то выбирают образ обиженного и несчастного человека.

-«Защитная» позиция присуща людям, которым иногда называют «толстокожими». Им характерна замкнутость, нежелание принимать чью-либо помощь и скрытость чувств. Ненависть к старости заставляет их продолжать активный образ жизни и приводит к нежеланию отказываться от работы.

-«Враждебность к миру» проявляют «гневные люди», которые во всех собственных реальных и придуманных неудачах склонны винить общество и свое окружение. Пожилые люди с такой позицией отличаются повышенной подозрительностью, недоверием к другим и агрессивностью. Они также испытывают высокую степень отвращения к старости и стремятся продолжать профессиональную деятельность.

-«Враждебность к себе и своей жизни». Эту позицию занимают люди с депрессивным складом характера, лишенные интересов, они склонны к фатализму. Пожилые люди такого типа имеют обостренное ощущение одиночества и «ненужности». Собственная жизнь для них представляется неудачной, а факт приближающейся смерти ими расценивается как избавление от своих несчастий (Краснова О. В., 2010).

Как отмечает Краснова О.В., психология пожилых людей носит индивидуальный характер. Особенности протекания старости находятся в зависимости от наследственных факторов, соматических заболеваний, сильных психологических стрессов и других моментов (Краснова О. В., 2010).

Есть и общие закономерности, характерные для данного возрастного периода, касающиеся эмоциональной сферы. Это:неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными (Краснова О. В., 2010).

В старости ослабление аффективной сферы человека лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда — привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.

Следует отметить, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.

Таким образом, не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит, прежде всего, от личных установок человека. Если следовать концепции Э.Эриксона, на данном жизненном этапе разрешается противоречие: целостность эго или отчаяние.
На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Вопрос в том, сколько пожилых людей приходят к ощущению целостности и удовлетворенности жизнью, а сколько к отчаянию.

Целью нашего исследования является выявление специфики переживания счастья пожилыми людьми в сравнении с людьми зрелыми, находящимися в расцвете сил и в процессе личностной самореализации, а также особенности субъективной оценки их психофизических показателей (психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности) опять же в сравнении с последними.

Выборку настоящего исследования составили 20 пожилых людей в возрасте от 63 лет до 84лет и 20 зрелых людей в возрасте от 27 лет до 47 лет. Первые находятся в процессе трудовой деятельности, вторые уже на заслуженном отдыхе.

Для исследования были использованы такие методики, как «Шкала субъективного счастья» С.Любомирски в адаптации Е.С.Осина и Д.А.Леонтьева (Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. 2008) и «Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Л.А. Курганского и Т.А. Немчина (Барканова О.В. 2009).

По нашей гипотезе, построенной в соответствии с данными научно-практических исследований и существующими социальными стереотипами, активно формируемыми СМИ, пожилые люди должны быть значительно менее активными, ощущать меньший комфорт, испытывать меньший интерес к жизненным событиям,проблемы со здоровьем и неважное физическое состояние не позволяет им чувствовать себя вполне счастливыми.

Для установления достоверных различий в данных нами был использован критерий Манна-Уитни.

Начнем с того, что при помощи этого критерия мы убедились, что по возрастной шкале группы испытуемых существенно различаются, для чего и был сделан разрыв в выборке между «зрелыми» и пожилыми в 16 лет.

Утверждениям о том, что жизнь «во многих отношениях близка к моему идеалу», «условия моей жизни прекрасны», «я удовлетворен (а) своей жизнью», «до сих пор я получал (а) важные вещи, которые я хочу в жизни» и «если бы можно было прожить жизнь заново, я бы почти ничего не изменил (а)» пожилыми людьми были даныболее высокие оценки, чем людьми более молодого возраста. Об этом свидетельствуют графики на Рис.1.

 

Рисунок 1. Усредненные профили показателей субъективного ощущения счастья в разновозрастных группах

 

Все оценки профиля пожилых людей выше среднего уровня (между пятью и шестью баллами из семи возможных), что свидетельствует о значительной степени их удовлетворенности жизнью.

Достоверно значимые различия подтверждены относительно второго и четвертого утверждения при р<0,05, относительно первого и третьего очень близки к значимым. Это позволяет нам предположить, что внутреннее ощущение удовлетворения и счастья пожилые однозначно переживают более сильно, чем зрелые.

Таблица 1.

Показатели различий методом Манна -Уитни

           
Mann-Whitney U 132,500 107,500 135,000 112,000 149,000
Wilcoxon W 342,500 317,500 345,000 322,000 359,000
Z -1,858 -2,604 -1,806 -2,464 -1,411
Asymp. Sig. (2-tailed) ,063 ,009 ,071 ,014 ,158
ExactSig. [2*(1-tailed Sig.)] ,068(a) ,011(a) ,081(a) ,017(a) ,174(a)

 

По методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности выявлено, что оценки всех оттенков психического состояния на момент исследования практически совпадают у зрелых испытуемых и пожилых, незначительно лучше самочувствие и выносливость у более молодых испытуемых, а с отдыхом благополучнее у пожилых (см.Рис.2).

Однако по критерию Манна-Уитни ни одного достоверно значимого различия в оценке психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортностине выявлено.

Все оценки находятся в диапазоне «выше средних значений» (3,5-5 баллов).

Рисунок 2.Усредненные профили показателей субъективнойоценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортностив разновозрастных группах

 

Что показывает проведенное нами исследование?

ВЫВОДЫ

1) Всем испытуемым пожилого возраста свойственно переживание достаточно высокой степени удовлетворенности жизнью, ощущения самореализованности и реализации своих жизненных планов, т.е. счастья. В этом их отличие от испытуемых зрелого возраста.

2) Субъективная оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности пожилыми не отличается от субъективной оценки обозначенных характеристик у зрелых испытуемых.

Иными словами, пожилые люди отличаются целостным интегрированным отношением к жизни и своему месту в ней, а свое состояние оценивают не хуже, чем более молодые.

Результаты мы считаем достаточно неожиданными, не подтверждающими наше изначальное предположение, и вызывающими трудности в интерпретации. Но относительно достоверности полученных данныхмы не сомневаемся.Та часть выборки настоящего исследования, в которую входили пожилые люди, носила стихийный характер, иными словами, формировалась из наиболее доступных нам респондентов.Мы полагались на принцип принадлежности респондента к проектируемой генеральной совокупности. Другая часть выборки, в которую входили так называемые зрелые люди, напротив, имела гнездовой характер и формировалась из студентов заочного отделения СФ МГПУ, работающих в различных сферах, находящихся на разных этапах личностного и профессионального самоопределения. Эта разнохарактерность на наш взгляд является одним из факторов, определяющим объективность и надежность результатов.

Тот факт, что по субъективному ощущению счастья и оценкам своего психофизического состояния зрелые респонденты уступают пожилым, мы предположительно можем объяснить различной ментальностью людей этих поколений, различными ценностями, определяющими ценностно-смысловую сферу представителей различных возрастных периодов и обусловленными ценностными ориентирами современного и прошлого общества, различным характером трудовых нагрузок напроизводствах сейчас и в прошлом, изменением в сфере семейно-личностных отношений. Тем не менее, эта интерпретация нуждается в дополнительном подтверждении. Но это уже другое перспективное исследование.

 

Литература:

1.Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы. Психологический практикум. Серия «Библиотека актуальной психологии», - Красноярск, 2009.

2.Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998.

3.Гамезо М. В., Возрастнаяпсихология: личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999. 155стр.

4.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001.

5.Краснова О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - Обнинск: Принтер, 2010. - 231 с.

6.Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – М.: Прайм-Еврознак, 2010. – 656 с.

7.Социальная геронтология: современные исследования. - М.: РАН, 2008. - 259 с.

8.Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия. В кн.: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, 2008.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...