Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема лекции №1: «Экономика как наука»

План:

1. Предмет и методы экономики,

2. Основные разделы экономики,

3. Функции экономики как науки,

4. История развития экономики.

 

1. Экономика – сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях развития экономической сферы общества.

Основная задача экономики - дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.

При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ. Соответственно, различают позитивную и нормативную экономику. Если позитивная экономика изучает явления так, как они есть (или то, что есть в действительности, фактическое состояние дел), то нормативная экономика предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть.

Объектом исследования экономической науки являются экономические явления, субъектом – человек, группа людей, государство, предметом – жизнедеятельность людей и проблемы эффективного хозяйствования.

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования.

Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

(1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

(3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

(4) Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

(5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

(6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Графические методы (графики, принципы их построения и значение в экономической теории) рассмотреть самостоятельно с использованием учебной литературы.

 

2. Разделы экономики:

· Микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

· Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные агрегированные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.

· Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно) предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе.

· Мегаэкономика, или супермакроэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

Экономический закон — это внутренне необходимые, устойчивые, существенные связи между противоположными сторонами, свойствами явлений, процессов, элементов материальной системы.

Система экономических законов можно классифицировать, она включает четыре их типа:

· Первый тип — всеобщие экономические законы, свойственные всем общественным способам производства (законы соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил; роста производительности труда; экономии рабочего времени и др.), отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, присущие различным технологическим способам производства, процессу взаимодействия человека с природой, соединению личных и вещных факторов в процессе труда.

· Второй тип — законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях и отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, свойственные нескольким технологическим способам производства в их взаимодействии с некоторыми однородными элементами различных общественных форм. Это особые экономические законы. Например, законы товарного производства: стоимости, спроса и предложения и др.

· Третий тип — специфические экономические законы, действующие только в пределах одного общественного способа производства. Важнейший из них — основной экономический закон, выражающий наиболее глубинные связи между производительными силами и производственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии с развитием производительных сил, а также основную цель общественного способа производства. К таким формационным законам можно, например, отнести закон капиталистического накопления.

· Четвертый тип законы, действующие лишь на одной из стадий (восходящей или нисходящей) общественного способа производства (например, закон зарождения монополии из концентрации производства). Так, на государственно-корпоративной стадии постиндустриальной эволюции расширяется сфера действия закона планомерности экономического развития.

Экономические категории — это теоретическое выражение, мысленные формы реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов.

Потребности (economic needs)- это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Экономический интерес - это форма проявления экономических потребностей.

Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность, саморазвитие.

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

В экономической литературе есть и другие определения блага. А.Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.

Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы.

Для понимания благ большое значение имеет их классификация.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

1. Материальные блага включают:

a. естественные дары природы (земля, воздух, климат);

b. продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие - форма присвоения полезности;

c. внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.);

d. внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д.

Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Экономические блага делят на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе "свободно", в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

Среди благ выделяют:

Взаимозаменяемые (субституты). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д.

Взаимодополняемые (комплементарные). Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.

Экономические блага могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, а также зависит от их редкости, интенсивности их потребления, количества благ. При этом предполагают, что любая потребность может быль удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей.

 

Экономические ресурсы

Ресурс (от франц. ressource - ценность, запас, источник средств).

Мобильный фактор производства – это ресурс, который можно использовать в любом производстве вне зависимости от его направленности и его легко переместить из одного производства в другое.

Труд и капитал являются мобильными факторами производства, земля - специфическим.

Производственные ресурсы делятся на воспроизводимые и невоспроизводимые.

К воспроизводимым производственным ресурсам принадлежат те, что создаются и восстанавливаются природой (водные бассейны, грунт, флора, фауна) и обществом (средства производства). К воспроизводимым одновременно и природой, и обществом принадлежат трудовые ресурсы: люди появляются на свет как биологические существа и приобретают в обществе необходимые знания и привычки для производственной деятельности.

К невоспроизводимым принадлежат полезные ископаемые, которые потребляются как сырье.

Экономические ресурсы - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.

Все экономические ресурсы можно разделить на:

1. материальные ресурсы (земля, капитал);

2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);

3. информация.

Такие экономические ресурсы, как земля, капитал, труд и предпринимательская способность, называют также в экономической науке факторами производства.

Земля как экономический ресурс – это все блага природы, которые применяются в производстве: пахотные земли, пастбища, леса, растения, животные, залежи природных ископаемых, водные ресурсы, ветер, климатические условия и т. д.

Основными природными условиями, которые существенно влияют на развитие страны, являются: климатические условия, богатство природных ископаемых, характер земной поверхности, географическое расположение.

Капитал – все изготовленные производственные орудия: машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспортные средства, и т. д.

Свойства ресурса-капитала:

1. капитал всегда есть результатом предыдущей работы человека, поэтому он ограничен;

2. капитал предназначен не для непосредственного употребления, а для дальнейшего участия в процессе производства.

В экономике часто капитал называют физическим капиталом или средством производства.

Капитал как фактор производства делят на:

1. основной – к нему относят то, что может служить на протяжении многих лет (здания, сооружения, машины, и т. д.);

2. оборотный – сырьё, дополнительные материалы, топливо, и т. д.

Деньги не относят к физическому капиталу, так как они ничего не производят. Деньги – это финансовый капитал.

Труд включает в себя совокупность всех физических и умственных способностей человека, которые применяются в производстве жизненных благ. Труд – источник всех действий, направленных на превращения даров природы в вещи, удовлетворяющие потребности человека. Развитие национальной экономики и её результативность зависят от количества и качества труда.

Количества труда зависит от численности населения, его возрастного и полового состава, уровня физического здоровья и хозяйственной активности.

Качество труда определяется образовательным и профессиональным уровнями работников, общественным и техническим разделением труда, степенью личной свободы, психолого-физиологичными условиями.

Все факторы, которые влияют на качество труда, повышают его продуктивность.

Под продуктивностью труда понимают количество продукции, которую производят за единицу времени; чем больше производят, тем выше продуктивность.

Предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Предприниматель выполняет такие функции:

1. организовывает объединение ресурсов – земли, труда, капитала – в один процесс производства товаров и услуг;

2. принимает решения в процессе ведения бизнеса;

3. предприниматель – это новатор, который стремится запустить в производство новые товары или технологии;

4. предприниматель – это человек, который рискует. В рыночной экономике результатом предпринимательской деятельности может быть как прибыль, так и убыток.

Информация (от лат. Informatio – разъяснение, изложение, сведения, знакомство) – означает совокупность некоторых сведений, данных, знаний.

Основные свойства информации:

1.полнота – мера представления информации об объекте, необходимая для принятия правильного решения;

2. ценность (полезность) – максимально возможная полезность, которую способна дать информация для достижения цели;

3.достоверность (объективность) – правдивость представлений об источнике информации;

4.доступность (ясность, понятность) – способность адресата к восприятию информации;

5. актуальность – получение информации в нужный момент.

Общим свойством всех экономических ресурсов является их ограниченность, вследствие чего и объём производства продуктов ограничен. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.

Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.

 

3. Функции экономической теории:

1. познавательная или научная;

2. практическая или прикладная;

3. прогностическая;

4. воспитательная.

Как всякая наука, экономическая теория имеет дело с фактами, явлениями, условиями в сфере экономики. Описание, обобщение и объяснение экономических процессов составляют познавательную функцию экономической теории (например, уровень безработицы, инфляции). В этой функции экономическая теория изучает то, что есть в экономике, дает научные представления об экономических процессах. Но в отличие от естественных наук экономическая теория изучает процессы, которые реализуются через поведение людей в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. Отсюда другая - практическая функция экономической науки. Она обосновывает необходимость определенных действий, определенного экономического поведения людей, т. е. какие конкретные действия человека смогут обеспечить ему наилучший результат. Следовательно, в практической функции экономическая наука определяет не то, что есть, а то, что должно быть, т. е. какие конкретные условия экономики желательны или нежелательны для общества (например, уровень безработицы и инфляции следует сократить).

Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Эта функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей. Особое значение она имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.

Иногда выделяют воспитательную функцию, которая заключается в формировании экономического образа мышления. Раньше также выделяли идеологическую функцию, однако надо учитывать, что чрезмерная идеологизация может воспрепятствовать установлению объективных законов экономического развития.

 

4. Экономические школы

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

· Томас Мен (1571-1641)

· Антуан де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

· Франсуа Кенэ (1694-1774)

· Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...