Кризис экономики Таиланда в 2013-2014 гг. и пути выхода из него.
Реферат по предмету "Международные экономические отношения на Востоке". На тему: Кризис экономики Таиланда в 2013-2014 гг. и пути выхода из него. Студента группы № 402-В Гнездилова В.О.
Москва, 2013 В конце 2013 года экономика Таиланда, едва оправившаяся от последствий мирового финансового кризиса 2008 года и сильнейшего за последние семьдесят лет наводнения вновь впала в стагнацию. Этому поспособствовали две причины, первой из которых стал спад в обрабатывающей промышленности, чему, в свою очередь, поспособствовало выведение из страны своих производств рядом компаний, а также отсутствие модернизации на многих крупных предприятиях, являющихся одним из ключевых компонентов тайской экономики. Естественно, что в результате этого рабочие места потеряли несколько тысяч человек. В то же время в стране произошел очередной политический кризис - протестующие вышли на улицы тайской столицы Бангкока, требуя отставки премьер-министра Йинглак Чинават, попытавшейся в очередной раз "протолкнуть" через парламент закон, позволивший бы ее брату - экс-премьеру Таксину Чинавату вернуться в страну, откуда он сбежал в 2006 году после военного переворота, которому предшествовали народные волнения и отповедь тайского монарха Пхумипона Адульядета. Здесь, однако, стоит сделать оговорку: в 2006 году военный переворот произошел по причине того, что Таксин Чинават, подозреваемый в коррупции, в открытую совершил сделку по продаже акций семейной компании, занимавшейся сборкой компьютерных комплектующих. В результате сделки серьезный ущерб был причинен как раз обрабатывающему сектору промышленности. Теперь же ситуация приобрела поистине катастрофические масштабы: к протестующим против нынешней премьер-министра присоединились не только политические активисты, но и потерявшие из-за экономических неурядиц работу люди, а также их коллеги, покинувшие основные индустриальные зоны для того, чтобы присоединиться к своими бывшим коллегам.
Стоит отметить, что это буквально за месяц свело на нет всю положительную динамику, которая начала просматриваться в тайской экономике с начала 2013 года. Обострила ситуацию и радикализация протестов - если на протяжении 2000-х годов Таиланд компенсировал определенные перекосы в традиционных секторах своей экономике посредством туризма, то теперь и этот универсальный инструмент оказался не способен исправить сложившуюся ситуацию. Причем процент туристов сократился не столько из-за сложной политической ситуации в стране, сколько из-за одного косвенного обстоятельства - аэропорт Бангкока, являющийся одним из крупнейших пересадочных узлов, на протяжении практически целой недели работал со сбоями, что помешало многим туристам попросту добраться до курортов, на которые те направлялись. А это, в свою очередь, спровоцировало цепную реакцию, состоящую из множества действующих элементов, каждый из которых (будь то турист, логистическая компания или отель) понес определенные убытки и вынужден был подстраиваться под ситуацию. В то же время определенный сбой произошел и в системе сельского хозяйства. И это произошло не только из-за того, что многие фермеры решили протестовать вместе с промышленниками и политиками: активизировались радикалы, традиционно базирующиеся на юге страны, а также на границе Таиланда и Камбоджи. Особенно это касается мусульман-фундаменталистов, на протяжении XX века лелеявших идею о создании собственного государства, которое базировалось на шариате. И если с началом протестов они осмеливались совершать лишь небольшие вылазки, то к началу 2014 года они начали совершать полномасштабные диверсии, из-за которых фермеры терпели колоссальные убытки, а власти Таиланда вынуждены были даже прибегнуть к закупке ряда товаров из-за рубежа.
На фоне этого особенно активен стал процесс девальвации тайского бата. Если с 2008 года Центральный банк Таиланда начала сокращать расходы, выделяемые на поддержку национальной валюты, то теперь он попросту не был в состоянии провести своего рода санацию и остановить обесценивание бата. Кроме того, жители страны стали активно скупать иностранную валют, например, китайские юани, что также активно сказалось на состоянии тайской экономики и положении бата. Последней каплей стало подведение тайским Министерством финансов итогов 2013 года, а также последнего из кварталов. Оказалось, что экономика Таиланда показала рост на уровне 2009 года, когда страна едва начала оправляться от последствий мирового финансового кризиса. Более того, валовой внутренний продукт страны за последний квартал вырос всего на 0,6%, в то время как прогнозы обещали рост на 2,2%. Данные показатели отпугнули многих инвесторов и в целом поспособствовали тому, что доля иностранного капитала в Таиланде за год сократилась гораздо больше, чем за предшествовавшие этому экономическому потрясению пять лет. В целом, за 2013 года экономика страны выросла на 2,9%, в то время как умеренные прогнозы обещали рост на целых 6,5%. После объявления этих цифр курс бата к доллару рухнул до минимума 1998 года, когда имел место наиболее болезненный для Таиланда период Азиатского финансового кризиса. Кроме того, пришлось временно прекратить торги на Таиландской фондовой биржи, дабы предотвратить обрушение котировок крупнейших тайских компаний. В тот же день Всемирный банк опубликовал новый негативный прогноз по экономическому росту Таиланда. В феврале, на волне не прекращавшихся с конца 2013 года протестов, в стране прошли парламентские выборы, к участию в которых не были допущены жители нескольких крупных провинций. Примечательно, что накануне выборов в столичном округе, а также ряде прилегающих к нему районов был введен комендантский час, что также негативно сказалось на переживающей не лучшие времена экономике Таиланда. Более того, непризнание протестующими итогов выборов поспособствовало выходу на улицы еще больше числа протестующих, из-за чего с угрозой полной приостановки работы столкнулись крупнейшие предприятия страны.
В то же время ни армия, ни король Пхумипон Адульядет, обладающий в Таиланде непререкаемым авторитетом, в ситуацию не вмешивались и не вмешиваются. Это как минимум обострило противостояние между правительством, которое вскоре стало носить наименование временного, а также протестующими, требовавшими его отставки. Кроме того, избранное правительство оказалось неспособно составить коалицию, которая могла бы принять меры по оздоровлению экономики благодаря кворуму. Данный прецедент поставил страну в очень сложное положение: экономическая стагнация лишь продолжала наращивать темпы, в то время как ни формальная власть - правительство - -, так и представители оппозиции, силовиков и король не были в силах повлиять на ситуацию. Из сложившегося кризиса есть лишь один выход, который потребует от Йинглак Чинават пойти на финальный компромисс с протестующими - для этого необходимы перевыборы (о которых было объявлено 24 марта), с последующим принятием мер, необходимых для оздоровления тайской экономики. Данные меры могут заключаться как во взятии кредитов у стран АСЕАН или организаций типа Международного валютного фонда, так и во временном искусственном увеличении производства в некоторых наиболее крупных отраслях. Для последнего, однако, необходимо как минимум убрать людей с улиц и вернуть их на рабочие места, что, в данной ситуации, совершенно не представляется возможным. Логичным шагом, на фоне этого, явилось бы возвращение Таиланда в русло инновационной экономики, которую пропагандировал экс-премьер Таксин Чинават. Это проявилось бы, в первую очередь, в модернизации высокотехнологичных производств, что позволило бы вернуть в страну компании, которые ушли из нее, либо привлекло бы инвесторов. Определенным преимуществом Таиланда, в данном случае, является использование водных ресурсов, которыми странна очень богата.
Тем не менее программы, направленные на строительство плотин и гидроэлектростанций, были заморожены в стране в конце 1970-х годов. Более того, 70% всей электроэнергии, в том числе и с меконгских ГЭС, страна получает из-за рубежа, на что, свою очередь, тратит немалые средства. Строительство собственных станций в долгосрочной перспективе помогло бы уменьшить эти расходы и существенно снизить зависимость страны от зарубежных энергоносителей. Основополагающей мерой в данном случае явилось бы также вложение денег в укрепление индустриальных районов, которые, как показало наводнение 2012 года, наиболее сильно страдают от различного рода форс-мажоров, в том числе природных катаклизмов. Их простой негативно и мгновенно сказывается на экономике страны, в то время как причиненный ей ущерб необходимо восстанавливать месяцами. Поэтому обыкновенные вложения, которые поспособствуют предотвращению подобных эксцессов, явятся если не прибыльным шагом, то как минимум окупят потенциальные затраты на возобновление производств и их активизацию. Кроме того, важным шагом могло бы стать ограниченное усиление протекционистской политики в некоторых особо ценных сферах экономики, к которым, например, относится производство латекса. Это помогло бы диверсифицировать доходы, которые государство недополучает из-за высокой активности перекупщиков и представителей теневого сектора, традиционно ориентирующегося на туристов. Такие меры в то же время помогли бы укрепиться и тайскому бату, являющемуся номинальной валютой расчета за операции подобного характера. Наконец, необходимо четко регламентировать бюджетную составляющую туристического сектора, причем учесть возможные убытки с максимально негативным прогнозом, поскольку, как уже было сказано, туризм является своего рода "парашютом", на который Таиланд полагается в самые худшие с экономической точки зрения моменты. Подобные расчеты помогут как минимум избежать обвалов национальной валюты и биржи, а также точно рассчитать, какие мощности понадобятся стране для того, чтобы данный сектор оставался в плюсе. Необходимо решить и проблему с радикалами, свободно пересекающими границу Таиланда и соседних стран. Их неожиданные вылазки до сих пор считались локальной проблемой, однако в перспективе они грозят перерасти в явление иного масштаба, бороться с которым будет если не сложно, то довольно затратно. Таким образом, для восстановления не столько былых экономических показателей, сколько самой экономики, власть предержащим в Таиланде надо договориться о создании правительства, а затем реализовать все те меры, что откладывались с 2006 года. Это как минимум оздоровит экономику стороны, а как максимум - сделает ее более готовой к вызовам, которые несут в себе потрясения экономического и политического характера.
таиланд тайская экономика стагнация Использованная литература
1. Vithessonthi C. Monetary policy and the first-and second-moment exchange rate change during the global financial crisis: Evidence from Thailand // Journal of International Financial Markets, Institutions and Money. - 2014. . Jiranyakul K., Opiela T. Market Discipline at Thai Banks before the Asian Crisis. - 2014. . Rittichainuwat B. N., Chakraborty G., Rattanaphinanchai S. Tourists' Motivations to Travel during Financial Crisis // Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism. - 2014. - Т.15. - №.1. - С.100-113. . Paweenawat S. W., McNown R. The Determinants of Income Inequality in Thailand: A Synthetic Cohort Analysis // Journal of Asian Economics. - 2014.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|