Процесс внедрения технологических и продуктовых инноваций.
Инновация — разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Инновация — конечный результат внедрения новшества — оформленного результата фундаментальных или прикладных исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности. Различают следующие виды инноваций: - технологические инновации — это деятельность организации, связанная с разработкой и освоением новых технологических процессов; - продукт-инновация включает разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Новизна продукции предполагает новые или в значительной степени обновленные, отличающиеся от ранее выпускавшейся продукции признаки, функциональные характеристики, конструктивное выполнение, состав применяемых материалов и компонентов. Новой также может быть область применения или использования продукции. Продукт-инновация может выпускаться как с помощью технологических инноваций, так и с помощью новых применений действующих технологий. Процесс-инновация предполагает разработку и освоение новых производственных процессов или значительное изменение уже существующих. Процесс-инновация может также представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные в производственной практике других предприятий, и распространяемые улучшенные производственные методы, включающие применение нового, более современного производственного оборудования, новых методов организации путем технологического обмена (лицензии, ноу-хау, консультации и т.п.). Процесс внедрения любых инноваций подразделяется на определенные этапы, каждый из которых сопровождается определенными мероприятиями, грамотное управление которыми крайне необходимо. Структура мероприятий, осуществляемых на каждом этапе.
Первый этап — подготовка изменений. Целью здесь является формирование «стартовой площадки» для запланированных преобразований. Подготовительный этап начинается с анализа внутренней среды предприятия. Анализ внутренней среды проводится с целью определения разрыва между действительным и желаемым положением дел в организации. Важнейшими его объектами являются: - менеджмент организации (структура, эффективность, стиль управления и др.); - процессы и объекты организации (маркетинг, финансы, персонал, инновации, производство и т.д.). Внедрение любых инноваций направлено на снятие противоречий между внутренней средой организации и характером развития и внешними условиями, от которых зависит реализация ее Потенциальных возможностей. Результатом проведенного исследования внутренней и внешней среды должно стать формулирование проблем развития предприятия, на устранение которых и будет направлена инновация. Четкое понимание и формулирование проблем позволяет найти их адекватные способы решения, что в свою очередь будет способствовать решению задач изменений. Стратегия изменений призвана указать, какие основные направления следует выбрать организации для обеспечения устойчивого развития на базе инновации. Иными словами, разработанная стратегия позволяет определить цель инновации. Управленческая команда инновации, координируя свою работу с руководителями первого звена и руководителями основных подразделений организации, определяет параметры ожидаемых результатов изменений. Основные результаты планируемых изменений — это изменение количественных и качественных показателей деятельности организации и подразделений. Они могут быть нескольких видов: экономические, материальные, информационные, трудовые, социальные, психологические и др.
Также на этапе подготовки изменений желательна разработка мероприятий по профилактике и преодолению сопротивления персонала инновациям. Под сопротивлением нововведениям понимаются любые поступки работников, направленные на дискредитацию, задержку или противодействие осуществлению перемен. К возможным мерам преодоления сопротивления относятся: информирование персонала о преобразованиях, подготовка и развитие сотрудников, вовлечение их в процесс введения изменений и поддержка руководства, а также принудительные меры, включающие штрафные санкции, выговоры и увольнение. Вторым этапом внедрения инноваций является реализация изменений. Основная задача здесь состоит в последовательном осуществлении мероприятий по непосредственному внедрению инновации. Введение изменений проводится в соответствии с принятой программой. С позиций сопротивления нововведениям особую роль приобретают профилактика и преодоление этого сопротивления. Реализация мероприятий по преодолению сопротивления персонала приведет к его мобилизации для решения задач организации, связанных с инновационными преобразованиями, улучшению психологического климата в коллективе и т.д. Заключительный этап внедрения инноваций — мониторинг результатов изменений. Существует необходимость контролировать этап закрепления результатов изменения с тем, чтобы своевременно выявить ошибки или узнать о возникшем неудовлетворении. Вследствие этого первый этап мониторинга — анализ ошибок реализации изменений. Отметим, что инновационная деятельность связана с большой долей риска. Ошибки в ее осуществлении могут быть заложены уже на первом этапе вследствие выработки неэффективной стратегии изменения, неудачного подбора управленческой команды или дефицита выделенных на осуществление инновационного процесса средств. Ошибки могут быть допущены и при реализации конкретных мероприятий по внедрению инновации. Таким образом, потребность в ко рректировке процесса изменения может быть вызвана тремя основными причинами: - изменившимися в период осуществления инновации внешними условиями;
- изменениями во внутренней среде организации и связанными с этим характеристиками ее развития; - выявленными в процессе анализа ошибок реализации инноваций. Вознаграждение участников изменений — обязательный элемент итога инновационного процесса. Оплата за повышенную квалификацию и дополнительные навыки, проценты от сэкономленных за счет инновации средств, не материальное стимулирование (награждение грамотами и упоминание на общем собрании коллектива и в средствах массовой информации, обучение и т.д.) — комбинирование этих методов способно дать ощутимый эффект.
Введение изменений в деятельность предприятия влечет за собой изменения организационной культуры, которые должны быть закреплены в сознании и повседневной деятельности сотрудников. Внедрение инновационного продукта составляет основу научно-технического прогресса в организации. Внедрение принципиально нового продукта включает следующие последовательные этапы: - подготовка производства нового продукта; - производство нового продукта; - реализация нового продукта. Подготовка производства нового продукта — это комплекс нормативно-технических Мероприятий, регламентирующих конструкторские разработки, технологическую и организационную подготовку производства, а также промышленно-экономическое освоение нового продукта. Комплекс нормативно-технических мероприятий включает несколько стадий: 1. Научно-исследовательские работы (НИР), во время которых возникают и проверяются новые технические идеи, приводящие к изобретениям. Теоретические предпосылки решения проблем проверяются с помощью опытно-экспериментальных работ. Научные исследования могут продолжаться одновременно с опытно-конструкторскими и технологическими разработками. В результате проведения научных исследований, как правило, происходит патентование новых изобретений. 2 .Опытно-конструкторские работы (ОКР.), во время которых происходит разработка технической документации по новой продукции. Иными словами, изобретения облекаются в форму чертежей.
3. Технологическая подготовка производства предусматривает разработку технологических методов изготовления и форм организации производства новых изделий. Такие работы предполагают адаптацию существующего на предприятии оборудования к задачам нового производства. Если же такая адаптация невозможна, приобретают новое или разрабатывают и изготовляют нестандартное оборудование. При необходимости производится реконструкция предприятий или его подразделений. От умения управляющих организовать работы по технологической подготовке зависит качество конечной продукции. Также на этой стадии определяются средства для технического контроля качества новой продукции. 4. Организационная подготовка производства охватывает выбор методов и моделирование процессов перехода на выпуск нового изделия, разработку структуры управления новым производством, расчет циклов, величины партий запуска, численности необходимого персонала и т.д. Производство новой продукции последовательно проходит два этапа: 1. Освоение производства новой продукции, когда созданные на предыдущих этапах конструкции изделий и методы их изготовления проверяются и внедряются в производство. 2. Промышленное производство, обеспечивающее выпуск новой продукции того качества и в том количестве, которые удовлетворяют потребности общества. Особенности управления внедрением инновационного продукта в производство зависят от многих факторов, которые можно подразделить на четыре группы. Технические факторы: - соотношение типовых и инновационных технологических процессов, необходимых для производства новой продукции; - возможность использования стандартизированных и унифицированных средств технологического оснащения; - возможность применения системы автоматизированного проектирования (САПР) технологической оснастки; -степень применения информационных технологий, станков с ЧПУ, профессивных режимов механической и термической обработки деталей; -возможность использования профессивных технологических приемов обработки (порошковая металлургия, электрофизические, электро-химические и другие методы); - возможность внедрения передового мефологического обеспечения; - степень использования информационных технологий и др. Экономические факторы: - наличие достаточного количества финансовых средств (особенно собственных); - возможность воспользоваться льготным кредитом; - наличие фонда развития предприятия и (или) инновационного фонда; - возможность осуществления опережающего финансирования работ и др.
Организационные факторы: - уровень специализации производства; - согласованность деятельности всех подразделений предприятия; - степень организации вспомогательного производства и хозяйства; -уровень организации маркетинговых исследований по новой продукции; - прочность связей с поставщиками ресурсов; - разработанность каналов сбыта; - уровень внутризаводского, межзаводского, регионального, межрегионального, отраслевого кооперирования и тд. Социальные факторы: - квалификация исполнителей и руководителей; - условия труда; - развитость социальной сферы; - психологическая атмосфера; -корпоративность персонала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|