Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, определяющие внимание.




Факторы, обеспечиваю­щие избирательный характер познавательных процессов, объем и ус­тойчивость сознательной деятельности, могут быть объединены в две основные группы1.

Внешние факторы, определяющие направленность внимания. К ним прежде всего относятся интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении вни­мания играет контраст раздражителей Поэтому, если субъект ут­верждает, что он не обратил внимание на какой-либо сильный раздра­житель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находился в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, или просто не желает по какой-то причине говорить правду.

Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.

Одним из внешних факторов, положительно влияющих на общий уровень внимания, является структурно упорядоченная организация раз­дражителей, действующих на разные анализаторы. Поэтому в процессе любой деятельности необходимо обеспечивать наиболее рациональные формы организации потока информации (А.Р. Лурия). Данная рекомен­дация имеет особо актуальное значение, например для следователя, дей­ствующего в ситуации проведения обыска, осмотра места происшествия, когда умение организовывать свое внимание во многом обеспечивает ка­чественное выполнение им своих служебных обязанностей, получение наиболее полного объема доказательственной информации.

Субъективные факторы, определяющие направленность вни­мания. К этим факторам относятся: соответствие внешних раздражите­лей потребностям человека, та значимость, которую он придает этим раздражителям. К субъективным факторам, влияющим на поддержание внимания, также относятся чувства, эмоции, которые вызываются вос­принимаемыми объектами, интерес человека к изучаемому явлению. Сильный интерес делает соответствующие сигналы доминирующими,

тормозя при этом побочные раздражители, не относящиеся к сфере ин­тересов человека.

Субъект, который совершает противоправные действия, находится под интенсивным воздействием внешних и субъективных факторов, ко­торые порой мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управ­лять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей причастности к совершенному преступлению.

Усвоение следователем этой очевидной истины должно мобилизо­вывать все его интеллектуальные силы, знания, опыт на поиск следов преступления в самой, казалось бы, безнадежной с точки зрения рас­крытия преступления следственной ситуации. При решении подобных сложных задач особую роль играют волевые усилия следователя, позво­ляющие ему сосредоточить свое внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия.

На уровень внимания в значительной степени влияют: общее состо­яние здоровья человека, психофизиологические расстройства, уста­лость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассе­янности

Если внешние факторы во многом определяют уровень непроиз­вольного внимания, которое сказывается на процессах восприятия со­бытий свидетелями, потерпевшими, то субъективные факторы, особен­но воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, — произвольное внимание, которым юрист должен управлять.

В процессе деятельности напряженность внимания изменяется и может наступить момент, когда для поддержания его на должном уров­не уже не требуются волевые усилия. В таких случаях говорят о наибо­лее развитой, устойчивой, социально обусловленной форме внима­ния — послепроизвольном внимании, направляющем познавательные процессы человека в личностно значимой для него деятельности.

Характеристика внимания.

Внимание представляет собой слож­ное психическое явление, наделенное целым рядом характеризующих его признаков, среди которых можно выделить следующие:

Объем внимания. Объем внимания определяется количеством изо­лированных элементов, одновременно воспринимаемых субъектом. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно б элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания возрастает. Однако чрезмерное увеличение объема вни­мания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следова­тельно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную осо­бенность внимания следует учитывать во время осмотра места происше­ствия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расшире­ния объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т.п.

Концентрированность и распределяемость внимания. Концентрированность внимания выражается в том, что при необходимости сознание человека, как правило, направляется на один объект или контро­лирует один вид деятельности.

Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к поло­жительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрированность, распределяемость, объем тесно связаны между собой.

Распределяемость внимания позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процесса­ми. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно следователя, прокурора, судьи. В условиях возрастающих нагрузок, когда у следователя может находиться в произ­водстве значительное количество уголовных дел, очень важно, чтобы эти дела со своими сроками движения постоянно были в сфере внима­ния следователя и по каждому из них он мог планировать и своевремен­но проводить следственные действия, укладываясь в установленные за­коном сроки расследования.

Устойчивость внимания. Данное качество внимания определяет­ся продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периоди­ческим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний в сред­нем составляют от 2 до 12 с. Они связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Это еще раз подтверждает, что внимание в своей физио­логической основе неустойчиво.

С точки зрения решения практических задач нас больше интересу­ют колебания внимания, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Замечено, что в этих ус­ловиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15—20 мин.

Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие. Но оно действует до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно появляется со­стояние утомления, которое можно предупредить кратковременными перерывами в работе, особенно если она однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками.

Можно также продлить устойчивость внимания на определенное время, если попытаться отыскать в том или ином предмете новые при­знаки, посмотреть на него как бы со стороны, под другим углом зрения. В ином случае наше сознание заходит «как бы в тупик», и тогда «созда­ются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания»1.

Таким образом, сохранить на должном уровне устойчивость внима­ния к изучаемому предмету можно, как бы заставляя этот предмет «раз­виваться» на наших глазах, чтобы он обнаруживал перед нами каждый раз свое новое содержание. «Лишь изменяющееся и обновляющееся со­держание, — пишет об этом процессе С.Л. Рубинштейн, — способно поддерживать внимание»1. Данное положение психологии лежит в ос­нове разработанной в криминалистике динамической стадии осмотра места происшествия.

Переключаемость внимания. Устойчивость внимания не исключа­ет его гибкости, переключаемое™, лежащей в основе способности субъекта быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, пере­страиваться по ходу запланированной работы.

Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддерживать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности), например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших ма­териалов с приемом посетителей.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного учас­тия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отноше­нии свойств личности юриста, как любознательность, наблюдатель­ность, высокая работоспособность и творческая активность.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое память?
  2. Виды памяти, их характеристика.
  3. Основные процессы памяти, учет закономерностей памяти юристом.
  4. Мнемические приемы, улучшающие запоминание, использование их юристом в своей профессиональной деятельности.
  5. Приемы активизации памяти участников судопроизводства.
  6. Что такое мышление, его виды?
  7. Охарактеризуйте вербально-логическое мышление, покажите его роль в деятель­ности юриста.
  8. В чем состоят особенности творческого мышления?
  9. Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса. Как они проявляются в деятель­ности следователя?
  10. Какими качествами должно отличаться мышление юриста?
  11. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут использоваться юристами в своей профессиональной деятельности.
  12. Что представляет собой воображение и каково его значение в деятельности юриста?
  13. Что такое внимание? Перечислите характеризующие его признаки и виды.
  14. Какие факторы влияют на объем и качество внимания?
  15. Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.

ГЛОССАРИЙ

 

Наименование понятия Его содержание
Память Это сложное психическое явление, проявляющееся в спо­собности человека запоминать, сохранять в сознании и в последу­ющем воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом
Образная память Память, основаная на различных представлениях, зри­тельных, слуховых, вкусовых и других образах.
Двигательная память это память, в основе которой лежат про­цессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокуп­ности движений, передвижения человека в пространстве
Эмоциональная память Память, состоящая в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств.
Вербально-логическая память это вид памяти, основным со­держанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме.  
Непроизвольная память чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства.
Произвольная память Память, опосредованая целью и задачами запечат­леть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти
Кратковременная память Память, которая характеризуется очень коротким вре­менем сохранения следов после однократного воздействия раздражите­ля.
Долговременной памяти присуще длительное сохранение полу­ченных знаний, приобретенных навыков. Она безгранична по времени, действует в течение всей жизни человека.
Оперативная память обеспечивает сохранение и воспроизведе­ние той информации, которая необходима для достижения цели опреде­ленного действия, с выполнением которого она перестает функциониро­вать. Она включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточное место.
Запоминание это процесс памяти, в результате которого проис­ходит закрепление и сохранение в сознании новой информации.
«эффект Зейгарник» когда незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатле­ния, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стой­кие очаги возбуждения в коре головного мозга
фактор края когда первые и пос­ледние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, не­сколько смещенные от центра к концу ряда.
Воспроизведение Это процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал
Узнавание это воспроизведение объекта при повторном его вос­приятии с опорой на запечатленный образ данного объекта
  реминисценция усиление в памяти новых смысловых свя­зей при отсроченном воспроизведении.
Забывание процесс памяти, обратный запоминанию и сохране­нию. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал использу­ется человеком в своей деятельности
Мышление это опосредованное отражение в сознании чело­века существенных свойств, связей и отношений предметов и явле­ний окружающего мира
Воображение это психический процесс, состоящий в созда­нии новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений.
Внимание это психическое явление, состоящее в сосредото­ченности сознания, отельных психических процессов на определен­ном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раз­дражителей

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...