Глава 11. Социологические исследования аудитории СМК 328
Стр 1 из 39Следующая ⇒ Л. В. Федотова Социология МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью» ПИТЕР Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев • Харьков • Минск Рецензенты: кафедра связей с общественностью МГИМО (У) МИД РФ, д. ф. «., проф. Ю. А. Левада Ф34 Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов/Л. Н. Федотова. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 5-272-00334-9 Почему одно сообщение молниеносно становится массовым и эффективно воздействует на людей, а другое, сколько не тиражируй, остается в «вакуумной упаковке»? Варианты ответа на этот непростой вопрос, над решением которого бились лучшие умы человечества, вы узнаете из этой книги. Ее автор — известный специалист в области изучения общественного мнения, разработчик ряда утвержденных Министерством образования РФ примерных учебных программ по специализациям «Реклама» и «Связи с общественностью». Эта книга допущена Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью». Однако она выходит за рамки учебного издания благодаря доступности изложения, обилию интереснейших фактов из истории и практики массовой коммуникации, анализу конкретных социологических методик. Эта книга незаменима для студентов, намеревающихся стать высокопрофессиональными специалистами, будет интересна социологам, PR-менеджерам, журналистам и людям, работающим в сфере публичной деятельности.
ББК 60.557.4я7 УДК 316.77(075) Содержание Предисловие........................................................................................ 6 Часть I ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМК: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД................ 8 Информация в жизни биологических сообществ................................................... 8 Коммуникация как фактор стабильности и развития социума..................... 13 СМК и модернизациониые тенденции развития человечества..................... 18 Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА................................. 26 Характеристики различных способов передачи информации....................... 26 Оформление массовой коммуникации как социального института............ 29 Аудитория СМК............................................................................................................... 35 Содержание процессов коммуникации в массовом обществе........................ 41 Глава 3. ФУНКЦИИ И РОЛИ СМК.................................................. 46 Функциональный подход к деятельности СМК.................................................. 46 Как «работают» функции СМК: докоммуникативная и коммуникативная стадии.. 55 Воздействие информации на потребителя — посткоммуникативная стадия 73 Глава 4. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СМК В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИНДИВИДА 82 История изучения коммуникации............................................................................ 82 Эволюция представлений социологов о роли СМК в жизни общества и индивида 88 Отечественная социология СМК в фарватере мировых тенденций............ 98 Часть II ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМК КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ Глава 5. СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.....................................106 Государство и его взаимоотношения с СМК....................................................... 106 Законодательная власть и пресса............................................................................ 114 Исполнительная власть и пресса............................................................................. 116 Судебная власть и пресса............................................................................................ 120
Глава 6. ПРЕССА И ИНТЕРЕСЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ........................................ 121 Усиление роли политической коммуникации в современном обществе 121 Роль рекламы в презентации политических сил............................................... 123 Факторы воздействия па электорат........................................................................ 136 Данные опросов общественного мнения как фактор воздействия на электорат 142 Глава 7. СМК И БИЗНЕС................................................................ 152 СМК как индустрия...................................................................................................... 152 Пресса и реклама............................................................................................................ 156 Пресса и ПР-структуры............................................................................................... 164 Глава 8. СМК И ИНТЕРЕСЫ АУДИТОРИИ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ 172 Социальная реклама в СМК...................................................................................... 172 Интересы Аудитории как фактор деятельности СМК.................................... 176 Личность и СМК............................................................................................................ 181 Часть III СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗВЕНЬЕВ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА Глава 9. КОММУНИКАТОР........................................................... 192 Место исследований о Коммуникаторе в социологии СМК......................... 192 Шарлоттский проект — решение проблемы доверия к СМК....................... 200 Способы организации СМК в национальных границах................................. 211 Особенности российской национальной информационной инфраструктуры 224 Глобализация информационных процессов........................................................ 232 Глава 10. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 239 Появление контент-аналнза в арсенале социологии СМК............................ 239 Цели обращения к методу контент-анализа........................................................ 255 Сравнительное исследование телевидения СССР и США (case study)... 261 Анализ текста — выход на социум........................................................................... 267 Текст и возможности анализа Аудитории............................................................ 271 Исследование текста как научная процедура..................................................... 282 Интерпретация результатов...................................................................................... 309 Вклад российских социологов в разработку метода анализа содержания 325
Контент-анализ в жанре рекламного сообщения...............................................327 Глава 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ СМК 328 Аудитория как итоговый этап коммуникации....................................................328 Порождение социологического знания об Аудитории.................................... 336 Модификации общения как социологической процедуры............................ 349 Требования к вопроснику........................................................................................... 352 Способы измерения теле-, радиоаудитории........................................................ 359 Роль выборки при изучении Аудитории............................................................... 375 «Качественные» методики изучения Аудитории.............................................. 379 Рекомендуемая литература................................................................386
Информационные потоки, как сфера деятельности средств массовой коммуникации (далее СМК), становятся необходимым элементом социальной, политической и экономической жизни общества. СМК являются плацдармом для осуществления как долгосрочных, так и краткосрочных проектов организаций, пользующихся услугами специалистов по связям с общественностью («паблик рилейшнз», ПР); средством реализации прав и обязанностей структур ПР перед обществом; системой, из которой черпается информация для эффективной деятельности собственной структуры. Курс «Социология массовой коммуникации» рассчитан на подготовку специалистов, в рамках общеобразовательной программы изучающих дисциплину «Связи с общественностью» по специальности 350400. Курс базируется на обобщении теоретических разработок, носит концептуальный и прикладной характер, призван дать студентам необходимые знания и навыки по важнейшим аспектам социологического анализа функционирования института СМК, отдельных звеньев коммуникативного процесса и социологических исследований в этой области. Целью данного курса является изучение функционирования института СМК в современном социуме, социологических методов изучения этой деятельности и, вкупе с другими дисциплинами специализации в области связей с общественностью, формирование системного комплекса знаний в этой сфере.
Задачами курса являются: формирование представления об СМК как социальном институте, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации; получение системного комплекса знаний об информационной индустрии как социальном институте; изучение влияния СМК на индивида, социум, общественное мнение; изучение социологических исследований в области функционирования института СМК, методик, с помощью которых можно получить представление о качественных и количественных характеристиках СМК. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМК: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Мир был таким первозданным, что многие вещи не имели названия и на них просто тыкали пальцем. Габриэль Гарсиа Маркес
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|