Глава 4. Сократовский метод
Для обоснования своих взглядов Сократ пользуется своим методом, вошедшим как искусство диалектического спора. Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии о самодвижении. Знаменитые сократические беседы, о которых писал его ученик Ксенофонт в своих "Воспоминаниях о Сократе", носят нравственный характер. Великого философа интересовали вопросы о признательности к родителям, братской любви, помощи друзьям, о выборе работы, о необходимости образования для государственного деятеля, о том, что такое справедливость, воздержанность, красота и многое другое. Интересна сократическая беседа с сыном Лампроклом о признательности к родителям. Лампрокл плохо терпел свою мать из-за ее плохого характера. Сократ задавал вопросы сыну таким образом, чтобы тот сам понял свою неправоту. Суть диалога состояла в той мысли, что "если люди сочтут тебя неблагодарным к родителям, то никто не будет рассчитывать на благодарность от тебя за свое добро". Многому учил Сократ своих современников, особенно молодежь, которую очень любил. Он понимал, что от молодого поколения, его нравственных качеств, зависит будущее государства. Интересна композиция сократических бесед. Обычно она начиналась с вопроса Сократа к собеседнику. Услышанный ответ казался мудрецу неубедительным, что он доказывал своими дальнейшими рассуждениями и следующими непростыми вопросами, которыми "запутывал" своего собеседника. Но сама система вопросов, рассуждений, приводимых аргументов была такова, что помогала найти истину, единственно правильный ответ на заданный им вопрос. Примером сократической беседы может служить беседа из воспоминаний Ксенофонта.
Философ так строит беседу, чтобы ученик, который не видел своей ошибки, продолжая развивать свою мысль, в конце концов, все же убеждался в неправоте своих высказываний. Сократ, таким образом, учил, прежде всего, думать, когда развиваешь какую-либо тему в диалоге. Свои рассуждения следует подчинять основным правилам логики. Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому. Главным способом достижения истины Сократ считал майевтику. Ей сущность заключалась в том, чтобы с помощью вопросов, следующих один за другим ввести собеседника в замешательство, а потом прийти к истине. Иначе говоря, майевтика – это диалектический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по – гречески называлось ”мэевтика”). Это был поиск истины через противоречия. По-другому понимал цель риторики Сократ. Он считал, что главной задачей подлинного красноречия является установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно. Его теория красноречия изложена в диалоге "Федр", написанном его учеником Платоном. В этом диалоге Сократ говорил о том, что если оратор не разобрался в сущности предмета, о котором хочет говорить, то успеха своей речью он не добьется. Сократ учил своих учеников, как следует построить речь. Начинать нужно всегда со вступления, затем необходимо изложить материал, потом привести доказательства, а далее сделать правдоподобные выводы. Интересно, что подлинное красноречие, по мысли великого Сократа, доступно только философам - лишь они способны познать истину как меру вещей.
Заключение
По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага. Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике». Таким образом, в этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель — это знание, дурное — это незнание. Основные добродетели для Сократа — это сдержанность, мужество, справедливость. Сократ говорил, что всю жизнь ничем другим не занимался, как только тем, что исследовал вопросы справедливости и несправедливости. Слава его росла и раздражала завистников и врагов. В 399 году на семидесятилетнего Сократа Мелетом был подан донос, в котором философ обвинялся в том, что он не признает богов и развращает молодежь. Дело Сократа разбиралось в суде, в котором участвовало немало людей. Историки засвидетельствовали точное их число - 501 человек. Друзья Сократа хотели ему помочь. Знаменитый судебный оратор Лисий приготовил для него речь, но Сократ отказался от этой помощи. Он решил убедить суд в своей невиновности. Во время выступления говорил просто, не унижаясь и не заискивая, уверенный в своей правоте. Но приговор был суров. За оправдание Сократа был подан 221 голос, против - 280. После вынесения смертного приговора один из его учеников, плача, проговорил: "Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо". На это Сократ ответил в своем духе и не без юмора: "А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?" Месяц до смерти жил Сократ в тюрьме. Его посещали друзья и ученики, они предлагали ему бежать. Однако ни на какие уговоры не поддавался осужденный. Нельзя воздавать за зло злом, считал он. И потом: что скажут о нем люди, которых он наставлял и вразумлял? Сократ встретил смертный приговор без всякой злобы и с величайшим мужеством. Как писали историки, "не бледнея, выпил смертоносную чашу с ядом цикуты". По общему признанию, никто не мог вспомнить, чтобы кто-нибудь встретил смерть с таким достоинством. И жизнь, и смерть Сократа остались в памяти потомков.
Талант Сократа выразился в особенности в том, что он был мастером доходить до самой сути предмета посредством вопросов и ответов в не принужденной, завораживающе интересной беседе. Такой способ изложения мыслей называется в истории гуманитарных наук сократовским, а сами вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, - сократическими. Внешний облик философа поражал воображение современников. Всегда босой, в одном и том же старом плаще, Сократ запомнился как "уличный учитель", который беседовал с богатым и бедным, с юношей и стариком, с женщиной и мужчиной, никогда не требуя за обучение денег, как это делали многие другие "учителя мудрости". По Сократу - мысли и высказывания должны быть: · во-первых, связными и последовательными; · во-вторых, четкими и определенными; · в-третьих, обоснованными и аргументированными; · в-четвертых, непротиворечивыми. Правилам, посвященным изложению основ изобретения идей и мыслей, учит первый раздел классической риторики, который называется в отечественных учебниках по риторике изобретением, а в европейских риториках - словами логос (logos), иногда инвенция (invention). Список используемой литературы 1. Далецкий Ч. //Риторика// – М.: Омега-Л, 2004. 2. Д. А. Ольшанский //Человек Сократ и монологическая философия// журнал Credo, № 2 (46), 2006. 3. М. Энафф //Сократ и Фройд: дар слова и цена истина// журнал Credo, № 2 (46), 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|