Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязанности студентов-практикантов




Методические рекомендации

По организации и проведению

Педагогической практики

 

 

 

Санкт-Петербург


Методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики. Учебно-методическое пособие / Сост.: Короткова Л.Н. – СПб.: СПбИПиА, 2009. – 26 с.

 

Пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология», утвержденным 17.03.2000 г., и рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.

В пособии рассмотрены организационные и содержательные аспекты прохождения педагогической практики, даны рекомендации по оформлению отчетных документов.

Пособие предназначено для студентов психологического факультета всех форм обучения.

 

Утверждено и рекомендовано к печати в качестве учебного пособия на заседании ученого совета института

протокол № 13 от «29» мая 200 9 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие рекомендации ……………………………………………  
Содержание педагогической практики …………………………  
Обязанности студентов-практикантов …………………………  
Учет и оценка результатов педагогической практики ………...  
Особенности прохождения педагогической практики студентами очно-заочной и заочной форм обучения …………………  
Перечень отчетных документов ………………………………...  
Организация и руководство педагогической практикой ……...  
Учебно-методическое обеспечение педагогической практики..  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа …..  
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Отчет о проведенных и посещенных занятиях ………………………………………………………………..  
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анализ программ психологических дисциплин …………………………………………………………….  
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Анализ методики проведения учебного занятия педагогом-методистом …………………………………...  
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Анализ учебного занятия студента-практиканта ………………………………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Конспект зачетного учебного занятия ……  
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Анализ проведенного учебного занятия ….  
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Отчет о проведенном внеучебном мероприятии …………………………………………………………...  

 

 


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Педагогическая практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, этапом в практической подготовке студентов по специальности 030301.65 «Психология».

Педагогическая практика направлена на актуализацию и закрепление профессионально-педагогических знаний в преподавании психологических дисциплин. Педагогическая практика должна способствовать пробуждению и формированию интереса студентов к профессиональной педагогической деятельности, профессиональному самоопределению личности, предполагающему право свободного выбора профессии и места работы.

Педагогическая практика для студентов СПбИПиА организуется в различных педагогических системах – учебных заведениях высшего, среднего специального, начального профессионального образования, средних общеобразовательных учреждениях.

Сроки педагогической практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по специальности 030301.65 «Психология», а также Положением о практике СПбИПиА (2005). Итоговая аттестация – зачет с оценкой.

Цель педагогической практики:

Содействовать качественной подготовке студентов к выполнению основных профессиональных функций преподавателя психологических дисциплин; способствовать формированию навыков самоорганизации в профессионально-педагогической деятельности.

Задачи педагогической практики:

· ознакомить студентов с общей постановкой работы учебного заведения и организацией учебного процесса в нем;

· сформировать навыки анализа учебных программ психологических дисциплин, умение определять роль и место психологических дисциплин в образовательной стратегии учебного заведения;

· способствовать формированию и развитию навыков анализа учебных занятий, методически грамотного отбора содержания, реализации на практике различных форм и методов обучения;

· предоставить возможность для развития организационных, аналитических, коммуникативных и творческих способностей студентов в учебной и внеучебной деятельности.

Во время прохождения педагогической практики у студентов формируются базовые умения:

- методически грамотно разрабатывать различные формы учебных занятий на заданную тему: формулировать цели, подбирать и структурировать учебный материал и наглядные пособия, определять этапы учебного занятия и их продолжительность, планировать свою деятельность и деятельность учащихся;

- проводить учебные занятия и внеучебные мероприятия, применять различные методы и приемы обучения и воспитания;

- эффективно использовать ресурсы учебно-методической базы для достижения учебных целей (как в процессе подготовки к занятиям, так и во время их проведения) и реализации задач практики;

- оценивать результаты и эффекты своей профессионально-педагогической деятельности;

- вести учебную документацию.


СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Программа педагогической практики включает несколько обязательных этапов:

 

Этапы Содержание
1. Организационный Установочная лекция: знакомство с руководителем группы, установление характера взаимодействия с ним, получение заданий и рекомендаций по практике, распределение по учебно-методическим базам.
2. Ориентировочный Знакомство с администрацией, куратором практики от учебного заведения, с особенностями учебного заведения: правилами внутреннего распорядка, материально-технической базой.
3. Аналитический Анализ образовательной стратегии учебного заведения, определение роли и места психологических дисциплин в ней. Знакомство с учебным планом и программами психологических дисциплин, системой, методами работы преподавателя психологии (психолога), наблюдение за реальным педагогическим процессом.
4. Конструктивный Составление совместно с руководителем практики индивидуального плана прохождения педпрактики. Планирование мероприятий по организации учебной и внеучебной работы. Разработка развернутых планов-конспектов занятий, подготовка необходимого методического сопровождения к ним.
5. Деятельностный Посещение учебных занятий педагогов-методистов, изучение и анализ применяемых методов и форм обучения и воспитания; проведение различных форм учебных занятий и внеучебного мероприятия.
6. Оценочный Обсуждение процесса и результатов наблюдения, самостоятельной профессиональной деятельности студента-практиканта с руководителями практики. Анализ приобретенного опыта практической деятельности, недостатков и достоинств своей работы.  
7. Завершающий Подготовка отчетной документации и выступления на зачете. Предоставление документации руководителю практики.
8. Резюмирующий Зачет с оценкой: отчет студентов о прохождении педагогической практики.

 

Содержание программы реализуется в ходе выполнения индивидуального задания по педагогической практике, в котором обозначены цели прохождения педпрактики для студента:

1. Овладеть практическим опытом наблюдения и анализа педагогической деятельности; анализа и адаптации к учебному процессу программ психологических дисциплин; подготовки и проведения учебных занятий и внеучебных мероприятийчерез инте­грацию педагогических, психологических, методических знаний и умений;

2. Проверить степень готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности, приобрести навыки самоорганизации деятельности (самоконтроль, самооценивание, самокоррекция).

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Установить конструктивные отношения с руководителем практики, педагогом-методистом в учебном заведении (на базе прохождения педпрактики) и студентами (или учащимися) группы (или класса), в котором студент-практикант будет проводить собственные учебные занятия и внеучебные мероприятия.

2. Проанализировать учебные программы психологических дисциплин, определить роль и место психологических дисциплин в образовательной стратегии учебного заведения, оформить отчет об анализе в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 3.

3. Посетить и проанализировать методику проведения 5-7 учебных занятий педагогов-методистов, составить отчет о посещении одного из них (см. Приложение 4).

4. Посетить и проанализировать одно учебное занятие студента-практиканта (см. Приложение 5).

5. Составить один развернутый конспект и планы-конспекты всех проведенных учебных занятий (конспекты должны быть утверждены на консультации у руководителя или педагога-методиста до проведения занятий, см. Приложение 6); пригласить руководителя или педагога-методиста на зачетное занятие.

6. Разработать и провести не менее 6-8 собственных учебных занятий и одно внеучебное мероприятие (требования к оформлению отчета о проведении внеучебного мероприятия приводятся в Приложении 8).

1. Проанализировать любое из проведенных учебных занятий студента-практиканта (см. Приложение 7).

2. Оформить отчетную документацию, предоставить отчет руководителю педпрактики к указанному сроку и принять участие в итоговой конференции.

ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Студент-практикант:

· выполняет все виды работ, предусмотренных программой педагогической практики;

· тщательно готовится к проведению каждого учебного занятия и внеучебного мероприятия;

· проводит учебные занятия только по утвержденным руководителем или педагогом-методистом планам-конспектам;

· соблюдает правила внутреннего распорядка учебного заведения, подчиняется распоряжениям администрации и руководителей практики (в случае невыполнения предъявленных требований студент может быть отстранен от прохождения педагогической практики).


УЧЕТ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Промежуточные формы контроля осуществляются на протяжении всего периода педагогической практики. В ходе индивидуальной работы со студентами производится:

· проверка и утверждение их индивидуальных планов по педагогической практике;

· проверка качества содержания и структуры планов-конспектов учебных занятий;

· обсуждение и оценка проведенных учебных занятий и внеучебных мероприятий;

· проверка качества оформления отчетных документов.

Итоговая аттестация – зачет с оценкой.

Отметка за педагогическую практику выставляется с учетом следующих критериев:

· реализация задач педагогической практики;

· качественное выполнение индивидуального плана практики;

· положительная характеристика с места прохождения практики;

· своевременное оформление отчетной документации в соответствии с требованиями.

Отметка «отлично» ставится, если все учебные занятия и внеклассные мероприятия проведены на высоком научном и организационно-методическом уровне, если при подготовке обоснованно выдвигались, а в ходе проведения эффективно решались образовательные и воспитательные задачи, рационально применялись разнообразные методы и приемы обучения и воспитания (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся); поддерживалась хорошая дисциплина, проявлялась самостоятельность и творческий подход в подборе учебного, наглядного, дидактического материала; в срок и на высоком уровне был выполнен весь предусмотренный программой практики объем учебной и воспитательной работы; было продемонстрировано умение качественно оформлять педагогическую документацию, в том числе отчетную.

Отметка «хорошо» выставляется, если учебные занятия и внеучебные мероприятия проведены на высоком научном и организационно-методическом уровне, если были решены образовательные и воспитательные задачи, однако, недостаточно эффективно использовались отдельные методические приемы активизации обучающихся; были допущены незначительные ошибки в проведении учебных занятий и в оформлении отчетной документации; отчетная документация была представлена не в полном объеме.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если в реализации учебных задач были допущены ошибки: не всегда корректно применялись методические приемы, не уделялось должного внимания дисциплине на учебных занятиях, с трудом устанавливался контакт с учащимися; неадекватно оценивались результаты собственной деятельности; не учитывались требования к оформлению отчетной документации.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если на учебных занятиях не были выполнены учебные задачи; были допущены серьезные ошибки при изложении учебного материала по психологическим дисциплинам; не уделялось внимание дисциплине на учебных занятиях; нарушались правила поведения в учебном заведении; не соблюдались нормы педагогической этики при взаимодействии с коллегами и учащимися.

При получении неудовлетворительной отметки студент проходит педагогическую практику повторно (в соответствии с Приказом по институту).


ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТАМИ

ОЧНО-ЗАОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Педагогическая практика студентов очно-заочной и заочной форм обучения проводится без отрыва от производства. Иногородние студенты проходят практику по месту жительства, студенты, проживающие в Санкт-Петербурге, проходят практику под контролем руководителя практики. Выбор учебно-методической базы прохождения педпрактики происходит с учетом занятости студентов по месту работы, при этом, по согласованию с администрацией, могут быть организованы учебные занятия для сотрудников и клиентов соответствующих учреждений и организаций.

В зависимости от педагогического опыта студентов и характера выполняемой ими практической работы, от педпрактики освобождаются студенты, имеющие стаж работы не менее 3 лет по специальности, соответствующей профилю факультета. Руководителю практики предоставляются положительная характеристика с места работы и справка, подтверждающая наличие стажа по указанной специальности.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1. Отчет о проведенных и посещенных занятиях.

2. Анализ учебной программы дисциплины психологического профиля.

3. Анализ учебного занятия педагога-методиста.

4. Анализ учебного занятия студента-практиканта.

5. План-конспект и развернутый конспект зачетного учебного занятия (также прилагаются планы-конспекты всех проведенных занятий).

6. Анализ проведенного учебного занятия.

7. Отчет о проведенном внеучебном мероприятии.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ ИЗЛОЖЕНЫ В ПРИЛОЖЕНИЯХ 1-8.


ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ

 

Организация педагогической практики определяется Положением о практике СПбИПиА. Педагогическая практика направлена на обеспечение непрерывности и последовательности освоения студентами профессиональной деятельности преподавателя психологических дисциплин.

Педагогическая практика осуществляется на основе договоров с учебными заведениями, являющимися учебно-методическими базами для прохождения практики, а также на основе договоренности с другими учреждениями, которые предоставляют базу для организации учебных занятий по психологическим дисциплинам для персонала или клиентов.

Для руководства практикой назначаются:

1. Руководитель от СПбИПиА.

2. Руководитель от учреждения.

Сроки проведения педагогической практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и приказом по институту.

Отметка по педагогической практике учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную отметку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность.

Руководитель практики от СПбИПиА:

· устанавливает связь с руководителем практики от учебного заведения и совместно с ним составляет рабочую программу проведения практики;

· конкретизирует тематику заданий;

· принимает участие в распределении студентов по базам практики;

· осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

· оказывает помощь студентам при выполнении ими заданий практики;

· оценивает результаты выполнения практикантами программы практики;

· отчитывается на заседании кафедры об итогах прохождения педагогической практики студентами СПбИПиА.

Руководитель практики от организации:

· несет ответственность за выполнение договора с СПбИПиА;

· помогает студенту в составлении индивидуального плана прохождения педагогической практики;

· оказывает организационную и консультационную поддержку практиканту;

· составляет характеристику профессионально важных качеств личности и аспектов деятельности практиканта.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.

2. Подласый И.П. Педагогика и воспитание, – М.: ВЛАДОС, 2008.

3. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 2008.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001.

 

Дополнительная:

1. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. – М., 1997.

2. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М., 1995.

3. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. – М., 1997.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педвузов /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школьная Пресса, 2002

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие /Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1998.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов педвузов /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...