Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц




Налоги- это наиболее из эффективных средств государственного регулирования международных экономических отношений. Развитие международной специализации и международного разделения труда, увеличения объема международной торговли, усиление экономических связей между государствами и другие тенденции глобализации современного мирового хозяйства делают проблемы налогообложения иностранных юридических и физических лиц все более актуальными. Быстрое развитие международных форм экономической и производственной деятельности неизбежно выдвигает на первый план проблему распределения между странами прав на налогообложение доходов и капиталов от такой деятельности. С точки зрения повышения эффективности внешнеэкономических связей каждого государства.

Поскольку налоговая юрисдикция государства распространяется не только на лиц, признаваемых его налоговыми резидентами, но и на иностранных лиц (нерезидентов), которые ведут деятельность, либо извлекают доход с его территории, налогообложение резидентов должно быть сбалансированным, бюджетные интересы государства должны учитывать необходимость создания благоприятных инвестиционных условий для иностранного капитала.

Современное налоговое законодательство России устанавливает для иностранных юридических и физических лиц порядок налогообложения аналогичный действующему в отношении российских организаций и граждан. В то же время он имеет ряд отличий от режима, установленного для российских плательщиков. Иностранные юридические лица и граждане могут воспользоваться льготами, предусмотренными международными соглашениями Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, а также предоставляемыми в соответствии с общими принципами международного права. Внутренним российским законодательством предусмотрена упрощенная процедура исчисления и уплаты ряда налогов путем их удержания у источника выплаты.

В настоящее время Россия является участницей порядка 55 соглашений об избежании двойного законодательства. В частности, соглашения заключены с такими основными торгово-экономическими партнерами России, как США, Ирландия, Швеция, Германия, Китай, Великобритания, Канада, Австрия, Испания, а также с другими странами и с большинством республик бывшего СССР.

При обложении налогом на прибыль иностранных юридических лиц важное значение имеет налоговая юрисдикция того или иного государства. Этот вопрос решается на основе двух критериев: резидентства и территориальности. Первый критерий предусматривает, что доходы резидентов данной страны (полученные как на территории страны, так и за ее пределами) подлежат обложению в этой стране.

Например, в Великобритании корпорационным налогом облагается прибыль нерезидентов в случае, если они осуществляют торговлю в Великобритании через свои филиалы или отделения.

До настоящего времени между различными странами существовали значительные различия в определении резидентства, что приводило к случаям двойного резидентства в отношении некоторых компаний. Решение этой проблемы производится путем заключения соглашения между странами. В них окончательным критерием обычно является место расположения центра фактического руководства. Этот критерий получил широкое распространение и включен в качестве рекомендаций в типовые проекты налоговых отношений.

Критерий территориальности основывается на национальной принадлежности источника дохода. Он устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, извлеченные на ее территории. При этом любые доходы, получаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.

В связи с тем, что нет единообразия в применении этих критериев во всех странах, возникает проблема двойного налогообложения. Решение этой проблемы затруднено, так как выбор критерия связан с национальными интересами различных стран. Так, для стран, компании которых получают значительные прибыли от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, желательно разграничение налоговой юрисдикции на основе критерия резидентстсва, а для стран, в экономике которых значительное место занимает иностранный капитал, желателен критерий территориальности.

Отдельные страны применяют различные сочетания этих критериев. США, Великобритания берут за основу критерий резидентства, который в зависимости от конкретных интересов страны дополняется территориальным критерием. Страны Латинской Америки устанавливают налоговую юрисдикцию на основе преимущественного применения критерия территориальности. Критерий территориальности имеет важное значение в налоговой практике Франции, Швейцарии и других странах.

Соглашения по вопросам налогообложения направлены на урегулирование налоговых взаимоотношений между странами путем закрепления за каждым государством права налогообложения определенных видов доходов, получаемых юридическими или физическими лицами из одной страны в другой стране, а также преимущества этих лиц, расположенного на территории другого государства.

На практике встречаются две группы налоговых соглашений: специальные (ограниченные), которые регулируют ограниченный круг вопросов (международные перевозки, таможенные пошлины, льготный налоговый режим и т.д.) и общие, наиболее распространенные.

При заключении налоговых соглашений государства решают следующие основные задачи:

1. Определение схемы устранения двойного налогообложения. За каждым из договаривающихся государств закрепляется исключительное право взимать налоги с того или иного дохода.

2. Установление механизма двойного налогообложения сохраняется за обоими государствами.

3. Защита плательщика от дискриминационного обложения в других государствах.

4. Взаимный обмен информацией с целью выполнения конвенции и выявления уклоняющихся от налога.

При этом рассматриваются четыре группы вопросов: сфера применения конвенции, распределение налогов между государствами; устранение двойного налогообложения; правила поведения. Определяется также перечень лиц и виды налогов, которые регулируются этим соглашением, а также понятийный аппарат (лицо, компания, резидент, постоянное представительство и др.)

Как правило, двойное налогообложение устраняется либо методом освобождения, либо путем предоставления налогового кредита.

Во всех соглашениях, заключенных между бывшими СССР, предусматривается применяемое на взаимной основе и при выполнении соответствующих условий: полное, либо частичное освобождение отдельных видов доходов и имущества от налогообложения в одном из государств, а также процедура устранения двойного налогообложения доходов и имущества.

С помощью таких соглашений достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов юридических и физических лиц между налоговыми властями стран- партнеров, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима налогообложения.

В период с 1976 по 1991г. бывшим СССР было заключено 22 соглашения по налоговым вопросам с различными странами, которые признаны действующими нотой МИД РФ от 13.01.1992г. о выполнении обязательств по международным договорам.

Соглашения построены на принципах двухсторонних договоренностей между странами партнерами, за исключением соглашений между странами- бывшими членами СЭВ, которые заключены на многосторонней основе.

При наличии общего или специальных налоговых соглашений для каждой из сторон и при выполнении установленных этими актами условий предусматриваются льготный режим налогообложения определенных видов доходов и имущества.

Льготы по налогообложению юридических и физических лиц различают в зависимости от конкретных соглашений. Отсутствие соглашений не дает права на получение каких-либо специальных налоговых льгот в стране – источнике дохода. В этом случае применяется национальное налоговое законодательство страны, где получен доход.

Действующие соглашения по вопросам налогообложения позволяют определить налоговый статус иностранных или российских юридических и физических лиц, осуществляющих разрешенную в установленном порядке деятельность.

В общих налоговых соглашениях, как правило. Предусматривается, что положение данного соглашения не затрагивают других действующих соглашений, в которых каким-либо образом регулируются вопросы налогообложения и которые были заключены между договаривающимися государствами. Однако, в том случае, если общее налоговое соглашение предусматривает более благоприятный налоговый режим, применяется это соглашение.

Положения соглашений по вопросам налогообложения не затрагивают налоговых привилегий сотрудников дипломатических и консульских представительств (включая приравненные к ним другие организации и учреждения), установленных общими нормами международного права или на основании международных соглашений.

Все доходы, получаемые иностранными юридическими лицами от источников на территории РФ, подразделяются на доходы, получаемые от деятельности через постоянное представительство.

Плательщиками налога на прибыль являются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в экономической зоне через постоянное представительство.

Деятельность иностранного юридического лица, осуществляемая через постоянное представительство, подлежит налогообложению у источника получения дохода вне зависимости от того, переводятся выплаты за границу или нет.

Доходы владельцев личных компаний или компаний, которые не относятся к юридическим лицам по своей организационно-правовой форме, подлежат налогообложению при получении дохода каждым из пайщиков в составе их совокупного дохода по ставкам налога на доходы физических лиц.

Определение термина «постоянное представительство» практически идентично с определением, принятым на Западе в соответствии с типовой Конвенцией ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития) 1978г. Под постоянным представительством понимаются бюро, контора, агентство, строительная площадка, место, связанное с разработкой природных ресурсов, юридические и физические лица, не являющиеся агентами с независимым статусом, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей.

Для целей налогообложения факт наличия или отсутствия разрешений на открытие и продления срока деятельности в РФ представительств иностранных юридических лиц (аккредитация) не имеет значения.

Налогообложению подлежат прибыль, образуемая за счет выручки от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизов, от реализации активов и недвижимости, а также доходов от долевого участия и сдачи имущества в аренду за вычетом затрат, непосредственно связанных с осуществлением деятельности в России.

В состав затрат, непосредственно связанных с осуществлением деятельности в РФ через постоянное представительство, включаются управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как в России, так и за ее границей. Состав затрат, относимых на себестоимость, определяется в том же порядке, что и для предприятий, являющихся юридическими лицами по законодательству России в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992г. №552.

При этом, следует отметить, что порядок нормирования расходов на оплату труда при исчислении налогооблагаемой прибыли не распространяется на иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство. Исключением являются иностранные юридические лица из стран СНГ.

При определении облагаемой прибыли следует учитывать следующие особенности ее формирования:

 

· налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в РФ. Для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанных с закупкой продукции (работ, услуг), при которых юридическое лицо по законодательству РФ становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения его государственной границы РФ, за исключением прибыли, полученной от продажи продукции с расположенных на территории РФ и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов;

· в случаях, когда иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность не только на территории РФ и при этом не ведет отдельного учета, позволяющего определить прибыль от деятельности, осуществляемое им через постоянное представительство, сумма прибыли может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, контролирующим его платежи в бюджет.

В каждом конкретном случае для этих целей принимается один из следующих показателей:

удельный вес валовой выручки от реализации продукции (работ, услуг) в РФ в общей выручке иностранного юридического лица от всей его деятельности;

удельный вес связанных с деятельностью на территории РФ расходов в общей сумме расходов иностранного юридического лица.

Иностранные юридические лица, получающие доходы не в денежной, а в натуральной форме (в виде продукции или имущества), уплачивают налог на прибыль исходя из рыночных цен на такую же или аналогичную продукцию или имущество.

В случае, если не представляется возможным право определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган рассчитывает прибыль на основании валового дохода или произведенных расходов исходя из нормы рентабельности 25% (так называемый условный метод исчисления налога на прибыль).

В этом случае, к расходам независимо от того, глее они произведены, относятся не только расходы конторы (бюро) иностранного юридического лица в РФ, но также и расходы такого лица за границей, непосредственно связанных с его деятельностью в РФ.

Учитывая, что налогообложению в РФ может подлежать не вся прибыль от деятельности иностранного лица, следует условно исчислять удельный вес облагаемой прибыли. В этих целях по согласованию с представителем иностранного юридического лица могут использованы следующие категории:

· удельный вес затрат представительства иностранного юридического лица для осуществления деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в РФ, в составе общих затрат иностранного юридического лица в связи с деятельностью в РФ через постоянное представительство;

· удельный вес доходов от осуществления деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в РФ, в составе общих доходов, получаемых в связи с деятельностью иностранного юридического лица в РФ через постоянное представительство.

Налог на прибыль при условном методе расчета налоговых обязательств иностранных юридических лиц, исходящем из норматива 25% рентабельности, исчисляется по одной из нижеприведенных формул:

- при определении условной прибыли на основе произведенных расходов:

o расходы, непосредственно связанные с подлежащей налогообложению деятельностью в России, умножаются на 25%, а затем на ставку налога;

- при определении условной прибыли на основе полученных доходов:

o доходы, непосредственно связанные с подлежащей налогообложению деятельностью в России, умножаются на 25%, а затем на ставку налога. Полученная сумма делится на 125%.

Все виды доходов и расходов указываются в декларации в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, котируемому Центральным банком РФ, на день поступления средств на счет или в кассу иностранного юридического лица или его постоянного представительства в РФ, а расходы на день их осуществления.

Налог на прибыль исчисляется налоговым органом в рублях и уплачивается иностранным юридическим лицом в безналичном порядке в рублях или по желанию плательщиков в иностранной валюте, покупаемой банками РФ и пересчитанной в рубли по курсу рубля, котируемому Центральным банком РФ, действующему на день уплаты налога в сроки, указанные в платежном извещении.

На сумму исчисленного налога плательщику выдается платежное извещение. Корешок платежного извещения служит основанием для ведения книги лицевых счетов. При перечислении суммы налога на прибыль на лицевой стороне платежного извещения в графе «Вид платежа» должна быть сделана запись «налог удержан с иностранного юридического лица».

    Срок уплаты налога в платежном извещении устанавливается в один месяц с даты его выписки.

Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику налоговым органом в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.

Иностранные юридические лица, не имеющие постоянного представительства в РФ, получающие доходы из источников, находящихся на ее территории, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты.

К доходам из источников в РФ относятся дивиденды (включая доходы от распределенной в пользу иностранного участника прибыли созданного в России предприятия с иностранными инвестициями), проценты, доходы от фрахта, арендные платежи, доходы по управленческим услугам и другие доходы, обусловленные предоставлением или использованием на ее территории услуг любого рода, которые не связаны с осуществлением деятельности в РФ через постоянное представительство.

Суммы доходов от фрахта, выплачиваемые иностранными юридическими лицами в связи с осуществлением морских, воздушных, железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6%, дивиденды и проценты – по ставке 15%, а с указанных доходов банков - по ставке 18%, остальные доходы – по ставке 20%.

Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в РФ, удерживается предприятием, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в валюте, в которой производится выплата, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется в бюджет.

Если международным договором бывшим СССР или РФ установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

Для получения налоговых льгот иностранное юридическое лицо обязано представить в органы Госналогслужбы РФ официальное подтверждение факта постоянного местонахождения данного лица в стране, с которой имеются действующие межправительственные (межгосударственные) соглашения, по налоговым вопросам, заключенные бывшим СССР и РФ.

Подтверждение о постоянном местонахождении иностранного юридического лица в стране, с которой бывший СССР или РФ имеет действующее межправительственное (межгосударственное) соглашение по налоговым вопросам, может быть представлено в налоговые органы, как до уплаты налога, так и в течении года со дня перевода прибыли.

В первом случае иностранное юридическое лицо имеющее право на указанную налоговую льготу, представляет в органы Госналогслужбы РФ заявление в трех экземплярах, на одном из которых отметка налогового органа является основанием для предприятий, объединений и организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ и выплачивающих доход, для снижения или освобождения иностранного юридического лица от налога. Подробное заявление представляется ежегодно.

При подаче заявления о возврате сумм налоговый орган рассматривает заявление и осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов через банки и иные финансово-кредитные учреждения. Заявления, поданные по истечении года со дня уплаты налога, к рассмотрению не принимаются.

Запрещается включать в договора и контракты, налоговые оговорки, в соответствии с которыми юридическое лицо, являющееся таковым по законодательству РФ, или иностранное юридическое лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога за других плательщиков.

Ниже приводятся максимальные ставки налогов на некоторые виды доходов в соответствии с действующим законодательством и налоговыми соглашениями по состоянию на 1 января 1994г.

Особенности исчисления налога на имущество связаны в основном с тем, что на этих налогоплательщиков не распространяется действие Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Следовательно, представительства не обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с существующими в РФ правилами. Поэтому тот порядок исчисления налога на имущество, который установлен в отношении предприятий - юридических лиц по российскому законодательству, неприменим к иностранным юридическим лицам.

Объектом налогообложения является имущество указанных лиц, находящихся на территории РФ. Налогом на имущество представительств облагаются основные средства (включая полученные в аренду по заключенному договору с правом последующего выкупа), нематериальные активы, запасы и затраты.

Основой для определения стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат для целей налогообложения является остаточная стоимость, исчисляемая исходя из первоначальной стоимости (стоимости приобретения), с учетом начисленного износа по законодательству страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица. Расчет налога производится на основании официальной выписки из бухгалтерских документов о стоимости имущества, представляемых головной конторой иностранного юридического лица, заверенной в налоговом органе страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица.

Платежи налога на имущества осуществляются ежеквартально.

Плательщики налога на имущество определяют налог самостоятельно и представляют в налоговые органы по месту нахождения представительства в течении года расчеты сумм налога 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по годовому расчету в десятидневный срок со дня, установленного для представления декларации о доходах.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества представительств. Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) рассчитывается путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на 1-е число кварталов отчетного периода.

Данным налогом не облагается имущество:

· полученное в аренду по заключенному договору без правил последующего выкупа;

· представительств дипломатических и приравненных к ним организаций. Предельный размер налоговой ставки на имущество представительств не может превышать 2%.

Льготы по доходному налогу иностранным гражданам предоставляются на тех же основаниях что и гражданам России. Не подлежат налогообложению главы и члены правительства иностранных государств, имеющие дипломатический и консульский ранг, члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации, - по всем доходам, кроме доходов из источников в России, не связанных с дипломатической и консульской службой; члены административно- технического персонала представительств и домашние работники сотрудников, если они не являются гражданами России и не проживают на ее территории постоянно по всем доходам, полученным ими по своей службе; сотрудники международных организаций – в соответствии с положениями уставов этих организаций.

Практика налогообложения иностранных компаний позволила выявить не только недостатки российского налогового законодательства, препятствующие притоку зарубежных инвестиций, но и ряд других позволяющих уклоняться от уплаты налогов в России. Так, на протяжении длительного времени в законодательных и нормативных актах не был четко установлен порядок постановки иностранных юридических лиц на налоговый учет. Особенно, это касалось фирм, не имеющих в России постоянных представительств. Лицензии иностранным компаниям на лицензируемые виды деятельности, например на строительство, выдавались различными российскими министерствами и ведомствами без проверки постановки на налоговый учет. Порой, иностранцам давались совершенно беспочвенные и нереальные обещания освободить их от налогообложения или предоставить им налоговые льготы сверх установленных законами. Льготы, законодательство определенные предприятиям с иностранными инвестициями, то вводились, то отменялись, то устанавливались вновь, вводя в заблуждение предпринимателей или давая им оправдательные мотивы при установлении фактов неуплаты налогов.


 

Заключение

 

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хо­зяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к но­вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в во­просах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных нало­гов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные по­требности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, за­путанность, наличие большого количества льгот для различных кате­горий пла­тельщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увели­чение выпуска товаров народного потребления. Действующее законо­дательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует при­влечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свиде­тельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изме­няется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Очевидно, что вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному по­ложению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Окунева Л.П. "Налоги" 1994 г.

2. “Налоги”, жур. "Экономика и жизнь", №36, 1995 г.

3.Барулин С.В. "Налоги как инструмент государственного регулирования экономики" - Финансы, №1-1996.

4.Гулаев В.И. "Налоги - состояние, проблемы и решения" - Финансы, №6-1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...