Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультирование по проблемам подросткового возраста

Психологическая характеристика возраста

Подростковый возраст длится от 10-11 до 14-15 лет, он отличается перестройкой всех структур организма, как психическими, так физиологическими изменениями. В этот период взрослеющий ребенок задает себе вопрос: "Кто я?" и ищет ответ на него.

 

У подростка возникают трудности в отношениях со взрослыми в силу его негативизма и упрямства. Он ищет другие области проявления себя, кроме семьи (Обухова Л.Ф., 1996).

 

Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со своими сверстниками. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым.

 

Поэтому подросток ищет друга, того, кто может понять. Часто в этом возрасте ведутся дневники, чтобы иметь возможность свободно выражать свои переживания, мысли, сомнения (Обухова Л.Ф., 1996).

 

Главные новообразования этого возраста: открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Стремление быть и считаться взрослым. Становление самосознания (Обухова Л.Ф., 1996).

 

Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни (Обухова Л.Ф., 1996).

 

У подростков отмечается неустойчивость в эмоциональной сфере. Для них характерна легкая возбудимость, смена настроений и переживаний (Реан А.А., 2007).

 

Можно выделить следующие психологические нормативные задачи возраста (Олифирович Н.И., 2006):

 

- отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости;

 

- преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»);

 

- новый этап социализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубоких эмоциональных отношений вне семьи;

 

- принятие растущей сексуальности, адаптация к этому новому состоянию.

 

Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте

 

Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются (Олифирович Н.И., 2006): взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации.

 

Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится недостаточным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни.

 

Поэтому он расширяет сферу своих социальных контактов, выходя за пределы семьи. Этот процесс облегчает поддержка со стороны семьи, уверенность в ее стабильности и надежности (Олифирович Н.И., 2006).

 

В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса.

 

Большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей (Олифирович Н.И., 2006). В силу этих обстоятельств, семье необходимо перераспределить зоны ответственности и определить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей.

 

Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса (Олифирович Н.И., 2006).

 

В подростковом возрасте личность еще не сформирована. Любое вмешательство в жизнь подростка вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Наступает половое созревание.

 

Эти изменения могут стать фактором осложнений детско-родительских отношений в том случае, если у родителей имеются собственные неразрешенные конфликты во взаимодействии с представителями своего, либо противоположного пола (Олифирович Н.И., 2006).

 

Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости (Олифирович Н.И., 2006).

 

У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы.

 

Депрессия может развиваться в случае, когда подросток пытается удовлетворить потребности родителей в ущерб собственным. Подростковая депрессия может скрываться за проблемным поведением в школе, гиперсексуальностью и асоциальным поведением ребенка.

 

В подобных случаях родители обычно применяют карательные меры воздействия, что еще более усугубляет депрессию (Олифирович Н.И., 2006).

 

Консультирование по проблемам подросткового возраста

 

Консультирование по проблемам данного возраста отличается тем, что сам подросток впервые становится клиентом – субъектом обращения в психологическую консультацию, причем он может даже не сообщать об этом родителям (Бруменская Г.В., 2002).

 

Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются (Олифирович Н.И., 2006):

 

1. Нередкое отсутствие мотивации у подростка, пришедшего на консультацию с родителями, когда он не знает, зачем его привели.

 

2. Чаше всего причиной существующих проблем родители видят только самого подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между тем семья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункциональность всей семьи.

 

На первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. В дальнейшем работа может вестись следующим образом (Олифирович Н.И., 2006):

 

- в рамках семейного консультирования (при осознании родителями трудностей, связанных с взрослением ребенка);

 

- отдельно с родителем и ребенком (при наличии у ребенка трудностей вне семьи);

 

- отдельно с родителем и ребенком с переходом в их совместное консультирование (в случае утраты доверия между родителем и ребенком);

 

- с родителем (при выявлении у него самого психологических проблем)

 

- с родителем (родителями) (при полной потере доверия между родителями и подростком, когда ребенок не идет на консультацию).

 

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. В основе работы с подростком должны лежать партнерские отношения (Олифирович Н.И., 2006).

 

В силу особенностей возраста подросток чаще всего не осознает потребности в психологической помощи. На первом этапе консультирование консультант решает две задачи:

1) формирование мотивации на работу у подростка, осознание им необходимости социально-психологической помощи;

2) диагностика консультантом знаний подростка о природе человеческих отношений, умения отделять главное от второстепенного, об опыте(положительном или отрицательном), который подросток вынес, общаясь со значимыми взрослыми, его понимании норм поведения, жизненные ценности.

 

Кризисные состояния у подростка чаще всего вызывают следующие ситуации:

1) переживания по поводу оскорблений, запугивания, угроз физического насилия, издевательского отношения более старших в школе и на улице;

2) взаимоотношения в семье;

3) сексуальное насилие;

4) тревога по поводу значимых людей;

5) беременность;

6) взаимоотношения с друзьями и любимыми и т.п.

Кризисные состояния у подростков проявляются в форме переходящих состояний психического напряжения, замкнутости, пассивности или эмоциональных расстройств.

Переживаемый ребенком кризис острее воспринимается по сравнению с аналогичным в другом, более зрелом возрасте. Подросток чаще испытывает фрустрационные состояния.

Первая задача консультанта – сформировать доверительные отношения. Если кризис связан с отношениями с родителями, даже эффект «Оказывается не все взрослые такие плохие, как я думал», «Некоторые меня понимают» уже является психотерапевтическим эффектом. Положительное начало консультации – подчеркивание взрослости подростка, самостоятельности, добровольности. В работе с подростком не может быть единственно правильной линии поведения консультанта, все зависит от его опыта и интуиции. Если проблемная ситуация связана с родителями, то первая консультация проводится с подростком, затем с родителем и только после этого можно провести совместную сессию. Хорошим приемом в работе с подростком может быть техника обмена ролями, драматизации, задание посмотреть на ситуацию с другой позиции. Хорошим подспорьем могут быть рисунки. На консультациях с подростки целесообразно вводить информирование с целью расширения психологической осведомленности. Ребенка не следует перегружать вопросами.

Коммуникативные умения подростка:

Ø подросток умеет принимать знаки внимания, но не умеет их оказывать(не ждите благодарности за консультацию).

Ø Подросток принимает критику, если она справедлива.

Ø Подросток не умеет выбрать адекватную реакцию на несправедливую критику; в таких ситуациях демонстрирует провокационное поведение

Ø У подростков существует негласный запрет на моральную поддержку, проявление искренних чувств, но они готовы оказать действенную помощь

Ø Говорить о своих переживаниях для подростка равнозначно проявлению слабости

 

Отличительные особенности консультирования детей подросткового возраста и их родителей (Бруменская Г.В., 2002):

 

1) Психолог должен исходить из психологических нормативных задач возраста (задачи самоопределения в трех сферах – сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной).

 

2) Психологу необходимо смотреть на ситуацию глазами подростка.

 

3) При консультировании диады родитель-подросток действуют многие особенности, характерные для консультирования супружеской пары (такие как наглядность проблем в паре, возможность использования техник, связанных в совместной деятельностью пары, более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие).

 

4) Важность анализа случая через призму индивидуального жизненного пути ребенка (учет прошлого и будущего ребенка, генетически заданного и культурного, особенностей прохождения возрастных кризисов и др.). Психологические трудности в настоящем - отдаленное следствие особенностей прохождения предыдущих возрастов. Такое следствие труднее поддается восстановлению в условиях консультирования.

 

5) Психолог значительно большее, чем в предыдущих возрастах, внимание уделяет зарождающейся сексуальности подростка. Психологу-консультанту впервые приходится вести себя с подростком, как с нарождающимся мужчиной или женщиной.

Примерное содержание минимальной информации при консультировании развода, расставания.

 

1.Общие сведение: стаж в браке, наличие и возраст детей, с какого момента произошел развод.

2. Оформлен ли юридический развод. Как давно.

3. Как воспринимается развод: эмоционально переживаемым, или связан с материальной составляющей, или разделом имущества, детьми.

4. Ситуация в разводе воспринимается как безвыходная или как временные трудности, что говорит о перспективах, изменилось ли самоотношение.

5.Какие мысли и чувства и намерения остались по отношению к бывшему супругу.

6. Какая существует объяснительная схема развода

Помните: эмоциональный фон развода создает женщина.

 

Ребенок.

1.Что знает о разводе.

2.Говорили ли ему причины и какие,если говорили. как сейчас характеризует ребенка

Об истинных причинах развода ребенку говорить не надо, ни одного из родителей в глазах ребенка обвинять нельзя.

3.Что изменилось в жизни ребенка:

4. Как складывается общение родителей и ребенка

Примерное содержание минимальной информации в ситуации запросов, связанных с подростками

1. Состав семьи, возраст родителей, количество детей.

2. Особенности функционирования семьи, эмоциональный семейный климат, характер семейных отношений.

3. Локус жалобы, симптомы в поведении подростка (для анализа возможных вторичных выгод)

4. Выяснить характер общения с подростком в семье, стиль семейного воспитания

5. Выяснить ожидания каждого родителя относительно ребенка,

6. Выделить из них деструктивные ожидания

7. Выяснить какие послания получал ребенок от родителей, относительно его личностных качеств, ума, успешности и т.п.

8. На консультации использовать приемы, типа «горячего стула» в ходе которых родитель смог бы взглянуть на ситуацию глазами подростка.

Методики для диагностики детей подросткового возраста ….

1 методика. Тест «Опросник Айзенка» ……………………….

2 методика. Рисунок несуществующего животного
(по М.Б. Дукаревич) …………………………………………....

3 методика. Определение типа акцентуации характера …….

2.4. Методики для диагностики людей юношеского возраста [15-25 лет] ………………………………………………………

1 методика. Измерение мотивации достижения ……………..

2 методика. Мотивация обучения в вузе ……………………..

3 методика. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей. (КОС) ……………………………………………

4 методика. Тест «Смысложизненные ориентации»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...