Его сущность и особенности.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Василенко С.Г.
Учебное пособие
Витебск Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова» УДК 378.14. ББК 74.580.я 73
Автор: кандидат медицинских наук, доцент кафедры ТМФК и С УО «ВГУ им. П.М. Машерова» С.Г. Василенко. Рецензенты: кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии человека УО «ВГУ им. П.М. Машерова» М.Н. Нурбаева кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТМФК и С УО «ВГУ им. П.М. Машерова» П.И. Новицкий Научный редактор: зав.кафедрой ТМФК и С, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТМФК и С УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Г.Б. Шацкий.
Научно-исследовательская работа в физической культуре и спорте. Учебное пособие/С.Г. Василенко. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. –34 с.
ISBN
В учебном пособии изложены основные методы исследования в ФК и С, даны рекомендации по оформлению курсовых работ, что поможет студентам и магистрантам выполнять научно-исследовательские работы. УДК 378.14. ББК 74.580.я 73
© Василенко С.Г.,2007 Введение
В эпоху научно-технического прогресса наука стала производительной силой человеческого общества. Прогресс науки и техники обусловливает всевозрастающий поток научной информации и способствует старению специальных знаний. В этой связи подготовка специалистов должна опираться на непрерывное самообразование, развитие логического мышления, аналитико-синтетических приемов и ознакомление с современными методами научного исследования. Раньше в вузах не было специального предмета по изучению основ научно-исследовательской работы, и большинство специалистов-практиков оказалось неподготовленным к проведению научной работы. Студенческие научные общества (СНО) не могут полностью решить проблему, поскольку в этих добровольных обществах занято 30-40% студентов вуза. Поэтому наряду с обучением основам различных дисциплин студентам необходимо привить навык к анализу литературных данных и наблюдений, к способности творчески мыслить и самостоятельно выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы. Это позволит студентам, не занимающимся в научных кружках, по своей творческой подготовке приблизиться к членам СНО. Следовательно, исследовательская работа, включенная в учебный процесс, позволит приобщить всех студентов к творческой деятельности и готовить специалистов в свете современных требований.
В учебном плане для факультетов ФК и С на третьем, четвертом и пятом курсах очного и заочного обучения предусмотрены курсовые работы по теории и методике физического воспитания, теории и методике избранного вида спорта и по организации и методике физкультурно-оздоровительной работы. Экспериментальная курсовая работа может перерасти в дипломную работу при соответствующей доработке. Для этого необходимо прививать студентам навыки подбора и систематизации конкретного материала по избранной теме, умения правильно его анализировать, обобщать, делать выводы и заключения, овладевать методикой научного исследования. Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Цель и непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность.
Научное исследование: его сущность и особенности.
Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению. Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассматривания этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода. Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, - вот важнейшие факторы научного исследования. Изучать в научном смысле – это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общеидейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования. Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки: - это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; - это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
- оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты; - ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов. Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, то есть проникнуть в их глубинную сущность. Основные средства научно-теоретического исследования: - совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему; - совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.д.) и лишь за тем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|