Центральные новообразования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой – то мере взрослым человеком. Чувство взрослости – особая форма самосознания. Оно не жестко связано с процессом полового созревания; можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведёт себя ещё совсем по детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие – то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть учёбы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже, несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте всё нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребёнок будет столь же эмоционально.
«Чувство взрослости». Существенная особенность подростков - появление впечатления о своей взрослости уже в 11-12 лет. Его признаки: ♦ возникновение желания и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих; ♦ стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых (эмансипация от контроля взрослых); ♦ стремление к пространственной автономии — неприкосновенности своего личностного пространства, к свободе выбора стиля одежды, круга общения и т. п.; ♦ наличие собственных взглядов и стремление их отстоять. ♦ социально-моральную взрослость, которая реализуется во взаимоотношениях со взрослыми, в участии ребенка в заботах о семье её благополучии, особенно если она испытывает материальные затруднения; ♦ интеллектуальную взрослость, выражающуюся в стремлении ребенка узнать что-то новое и уметь делать что-то по-настоящему; ♦ равнение ребенка на качества «настоящего мужчины». Наряду с чувством взрослости можно столкнуться с проявлениями так называемой тенденции к взрослости у подростков. Она возникает как ответная реакция на непризнание взрослыми или сверстниками претензий ребенка на взрослость. Часто это выражается в форме дурных привычек (курение, игра в карты, потребление спиртных напитков, использование жаргона и т. д.), даже в мелком хулиганстве, т.е совершении поступков, которые, по мнению подростка, ставят и на одну плоскость со взрослыми. Ведущая деятельность Ведущие позиции начинают занимать общественно – полезная деятельность и интимно – личностное общение со сверстниками. Общественно – полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых.
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Причём отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, её ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. Пытаясь утвердится в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл. Познавательные процессы Внимание Школьники средних классов могут удерживать преднамеренное внимание в течение 40-45 минут (при сильной мотивации к учебному материалу) и следить путем распределения и переключения внимания за 4-6 объектами сразу. Несмотря на это, у них наблюдается повышенная отвлекаемость, приводящая к нарушению дисциплины. Это вызвано многими причинами: все еще сохраняющейся импульсивностью их поведения, нетерпеливостью, стремлением выполнить самому и поскорее, ростом потребности в двигательной активности. Подросткам трудно сдерживать свое стремление к разнообразию, получению новых впечатлений, поэтому они отвлекаются на внешние стимулы довольно легко. Они больше ориентированы на результат деятельности, качество выполнения их не очень волнует, а однообразная работа быстро вызывает скуку и снижение интенсивности внимания. Восприятие Характерной особенностью восприятия подростков является его интеллектуализация, т. е. умение не просто видеть объект (чертеж, схему), а выделять в нем определенные связи и зависимости. На уроках геометрии, черчения у подростков формируется умение мысленно воспринимать косвенные признаки предметов, например умение видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т. д. Мышление
Мышление. С 11-12 лет мышление подростков переходит на новый уровень, становится теоретическим, рефлексивным. У подростка появляется способность рассуждать на основе одних общих предпосылок. Все рассуждения, вплоть до заключения, идут на вербальном уровне, поскольку содержанием таких рассуждений являются слова, высказывания, математические знаки. Новым является и то, что познавательные задачи сначала предварительно мысленно решаются с помощью построения различных гипотез и их проверки. А мышление предположениями характеризует именно теоретическое мышление. Принципиальное различие мышления подростков от такового у младших школьников видно при решении логических задач. Например, если предложить решить следующую задачу: «У лошади четыре ноги, и у этого животного тоже четыре ноги. Можно ли утверждать, что это животное тоже лошадь?», то младшие школьники либо ответят «Да», либо скажут, что не знают. Подростки же дают правильный ответ и логически его обосновывают: «Четыре ноги есть не только у лошади, поэтому такое утверждение не совсем правильное». Однако у разных подростков уровень логического мышления разный, так как умение понимать и удерживать логику доказательства развивается неодинаково у всех подростков. Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Развиваются такие операции, классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В 12-14 лет стремление к интеллектуальной деятельности и темпы возрастания ее возможностей заметно снижаются, что сказывается и на снижении успеваемости подростков. Однако это не свидетельствует об их умственной деградации. В этот период появляется ряд качественно новых образований, увеличивающих познавательные и творческие возможности. Так, возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Устанавливается более тесная связь понятийного и образного мышления. Подростки уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных рассуждениях. Благодаря этому у них пробуждается интерес к философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и т. д. Они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, у них создается новый, обобщенный взгляд на мир, т. е. начинает формироваться мировоззрение. Таким образом, подростки не столько «меньше могут», сколько «меньше хотят».
Для мышления подростков характерна критичность по отношению к взрослым (умение подмечать недостатки и промахи старших. Они не склонны все воспринимать на веру, требуя от взрослых логического обоснования. Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание. В подростковом возрасте снижается объем памяти. Временное ухудшение памяти у детей 10-12 лет можно объяснить тем, что в этом возрасте запоминание материала еще непосредственное без использования специальных приемов, и в значительной мере зависит от врожденных задатков, в частности подвижности—инертности нервных процессов. Известно, что инертность нервных процессов способствует продуктивности памяти, подвижность же, характеризуемая быстрым исчезновением следовых процессов в центральной нервной системе, не дает долго оставаться возбуждению в нервных клетках, из-за чего полученная информация быстро исчезает. Именно в 10-12 лет, когда начинается половое созревание, у многих школьников нарастает подвижность нервных процессов. Возникают, следовательно, худшие предпосылки для механического запоминания и сохранения учебного материала. С другой стороны, у подростка активно развивается логическая память, которая преимущественно и используется им в процессе учебной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|