Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важные вехи языкового развития

Преобразования социализации.

- освобождение от родительской опеки

- наличие группы сверстников как канала социализации, в котором возникают отношения конкуренции и сотрудничества

 

Становление идентичности (выполнение основных задач)

- осознание временной протяженности собственного Я, включая детское прошлое и проектирование будущего

- осознание себя как отличного от интериоризированных родительских установок

- осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности. (профессиональные и идеологические)

 

 

ОБЗОР ПОЛОВОЙ ТИПИЗАЦИИ

 

Возраст Половая идентичность Половая стереотипизация Поведение, типичное для того или иного пола
0 – 2,5 Способность к различению мужчин и женщин возникает и совершенствуется. Ребенок точно определяет себя как мальчика или девочку     Появляются некоторые половые стереотипы Появляются обусловленные половой принадлежностью предпочтения в выборе игрушек и деятельности Ребенок начинает предпочитать игровых партнеров своего пола (половая сегрегация)
3 – 7 Появляется осознание неизменности пола Интересы, модусы деятельности и занятия становятся полностью ригидно-стереотипными Адекватные половой принадлежности предпочтения в выборе игрушек(видов игр) становится сильнее выраженным, особенно в среде мальчиков Половая сегрегация усиливается
8 – 11   Начинается формирование стереотипов, относящихся к личностным чертам и областям достижений Половая стереотипизация становится менее ригидной Половая сегрегация продолжает углубляться. Предпочтения в выборе игрушек/игр продолжают становится сильнее для мальчиков Девочки же развивают интерес (или сохраняют его) к некоторым маскулинным занятиям.
12 лет и старше Половая идентичность становится более заметной, отражая давление половой идентификации Нетерпимость к поведению, неадекватному представлениям о половой принадлежности, становится сильнее в младшем подростковом возрасте. В дальнейшем половая стереотипизация в большинстве аспектов становится более гибкой Поведение становится все более соответствующим той или иной половой принадлежности вследствие половой интенсификации. Половая сегрегация становится менее выраженной.

 

 

Факторы, влияющие на формирование идентичности

 

Когнитивные факторы: Подростки, достигшие прочного овладения формальными операциями, обладают большими возможностями для мысленного представления своей будущей идентичности и размышления о них.

Воспитательные факторы: Подростки, имеющие эмоциональныю поддержку семьи и в то же время располагающие большей свободой в проявлении индивидуальности, обладают большим самоуважением и способствует

Влияния учебной среды Студенты часто отстают от своих работающих сверстников по части религиозной и политической идентичности.

Социокультурные факторы. Дети из многих современных неиндустриальных обществ, как и в прошлых столетиях, принимают ожидаемые от них взрослые роли без всякого душевного поиска и экспериментирования.

 

Основное интеллектуальное новообразование – способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами

Различия в темпе когнитивного развития в этом возрасте связаны с частотой и характером стимуляции интеллекта ребенка в ходе его спонтанной деятельности в семейном кругу.

Каждый человек может достигнуть стадии формальных операций при условии, что его социальное окружение и приобретаемый опыт «дают пищу» его уму, а также наличествует необходимая для формирования когнитивных структур стимуляция интеллекта.

 

Стадия формальных операций (11 – 12 лет и старше)

 

По Пиаже мышление младшего школьника ограничено, он может применять свои операциональные схемы только к воспринимаемым или представляемым объектам. Ситуациям или событиям.

Мышление на стадии формальных операций впервые отмечается между 11 и 13 годами, это умственные действия. Основанные на мыслях и предположениях

Исходным пунктом формальных действий является то. что Пиаже назвал гипотетико-дедуктивным рассуждением. (влекущее за собой рассуждение от общего к частному).

Формально-операциональное мышление – мощный инструмент. Который может по-разному изменить жизнь подростков, способствует пониманию различных точек зрения, причин поведения других людей. Человек, обладающий формально-операциональным мышлением, лучше подготовлен к принятию сложных личных решений.

Опасность в том, что, в отличие от маленьких детей, которые принимают мир таким как он есть, Признавая безусловный авторитет взрослых, подростки могут начать ставить под сомнение все, начиная от права родителей не позволять им гулять допоздна до права правительства собирать налоги и распоряжаться бюджетом страны. Чем больше протитворечий обнаруживат подростки в окружающем мире, тем более они склонны к фрустрации и проявлениям бунтарской злости.

 

 

Пиаже: «Подростки осваивают формальные операции «независимо от школьного обучения»

Грейбилл: «Формальное мышление лучше развито у мальчиков»

 

Развитие моральных суждений

В отрочестве

 

Пиаже: две стадии развития моральных установок

1 стадия «объективной морали»

Правило священно, а нарушение закона связано с запретом или наказанием

2 стадия «субъективной морали»

Моральный закон может быть пересмотрен соглашением сторон.

Способность к соблюдению принципов равенства и справедливости предполагает наличие абстрактного мышления.

Социализация предполагает влияние двух сторон

- родители

- сверстники

 

Семейные отношения

 

Эмансипация- отрыв от семьи и включение в социальную жизнь вне семьи.

В европейской культуре увеличивается число»личностно подвижных» подростков, стремящихся участвовать в жизни общества посредством личной самореализации, а не благодаря социальному положению семьи

Позиции матери – любовь нежность

Позиция отца – авторитет

 

7 видов родительской власти

 

Автократическая (подросток не может высказать свою точку зрения)

Авторитарная (может участвовать в обсуждении, но не в принятии решения)

Демократическая (может принимать решение, но родители его утверждают)

Эгалитарный – (роли не дифференцированы)

Попустительский (подросток имеет выбор ставить или нет родителей в известность о своем решении

Игнорирующий (родители не знают о решениях подростка

Отвергаемый

 

Авторитарная

Авторитетная

Демократическая

Либерально-попустительская

 

Половая роль – представление о себе как о существе определенного пола в терминах поведения, проявляющихся в обществе. В отрочестве социальное давление взрослых и, особенно, сверстников требует занять ясную социально одобряемую половую роль во всем наборе поведенческих характеристик.

В подростковом возрасте половая роль может быть акцентирована до пародии.

У девочки, возможно, освоение половой роли осложнено:

- стремлением к индивидуальной реализации

- отказом от индивидуальной реализации, уменьшением амбиций ради основной цели – стать женой и матерью

 

Половая идентичность определяет те стороны представлений о себе, которые соответствуют сексуальному поведению.

Личностная идентичность играет центральную роль в процессе социализации.

 

 

Проблема Я - идентичности в психологии раскрыта представителем третьего поколения психоанализа Э. Эриксоном.

 

Э. Эриксон (Хомбургер) 1902 г. рожд. Эмигрировал в США в 1933 г.

«Все биографии служат человеку для воссоздания более подходящего образа Я.»

Основные работы:

«Детство и общество»

«Отрочество и кризис»

«Молодой Лютер»

«Правда Ганди»

Эриксон построил схему развития личности человека на протяжении всей жизни. * этапов – от рождения до старости.

 

 

Основные зоны развития в отрочестве

11 – 15 - пубертатное развитие

12 – 16 - когнитивное развитие

14 – 18 - изменения в социализации

15 – 21 – становление идентичности

 

Тело --- мышление--- социальная жизнь--- Я

 

Раннее половое созревание способствует преждевременному принятию социально-одобряемого мировоззрения (усвоение социальных установок, которые в большей степени следуют традициям).

Позднее половое созревание у мальчиков формирует негативный образ Я, переходящий во взрослость.

Позднее половое созревание у девочек сглаживается.

Девочки, при этом обладают более противоречивым и нестабильным образом тела и заниженной самооценкой, чем мальчики.

Сексуальные установки современных подростков:

- растет терпимость к добрачным связям и гомосексуальности

- старшие подростки терпимее, чем младшие к реальностям сексуальной жизни

- сексуальные установки девочек в большей степени подвержены влиянию социальных и родительских установок

- Все подростки придерживаются «двойного стандарта»

 

Важные вехи языкового развития

 

возраст Фонетика Семантика Морфология/ синтаксис Коммуникация Металинг-вистичес-кая осведом-ленность
0 – 1 Восприимчивость к речи и различение звуков речи Некоторые интерпрета-ции интонацион-ных сигналов чужой речи. Появление довербальных жестов. Появление вокабул.Не-большое понимание отдельных слов Предпочтение структуры фраз и паттернов ударений родного языка.   Совместно с опекуном проявление внимания к объектам и событиям. Соблюдение очередности в играх и вокализациях.Появление довербальных жестов. Отсутству-ет
1 – 2 Появление стратегий для упрощения произношения слов Появление первых слов. Быстрое расширение словаря после 18 месяцев Чрезмерное или недостаточ-ное расширение слов. Холофразы уступают место двухсловной телеграфной речи. Предложения выражают от-дельные семантические отношения. Овладение некоторыми грамматически- ми морфемами Использование жестов и интонационных сигналов для прояснения значений. Более глубокое понимание правил очередности в вокализациях. Первые признаки этикета в речи Ребенка Отсутству-ет
3 – 5 Улучшается произноше-ние Расширяется словарь. Понимание пространст-венных отношений и использовании е пространственных слов в речи В правильные предложения добавляются грамматические морфемы. Осознание большинства правил трансформационной грамматики Некоторое приспособле-ние речи к различным аудиториям. Отдельные попытки пояснения очевидно двусмыслен-ных сообщений. Некоторая фонемати-ческая и граммати-ческая осведом-ленность
6 – подростковый период Произноше-ние становится как у взрослых Колоссальное расширение словаря, включая появление абстрактных слов в подростковом возрасте Появление и улучшение семантичес-кой интеграции Усвоение морфологичес-кого знания. Исправление ранних грамматических ошибок. Усвое- ние сложных синтаксических правил Улучшается референтная коммуникация, особенно способность определять и исправлять посылаемые и получаемые неинформатив-ные сообщения Значительно совер-шенствует-ся

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...