Принципы и подходы к формированию рабочей Программы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Воспитателей Средней группы № 10 общеразвивающей направленности На 2019-2020 учебный год
Составили: Михальченкова Е.И.
2019 год
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка. Рабочая программа группы № 10 общеобразовательной направленности (далее-программа) разработана на основе образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 43 Колпинского района Санкт-Петербурга, утвержденной приказом № 95-А от 30.08.2019 г.
Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: · забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; · равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей; · поддерживание в группе атмосферы доброжелательности и дружелюбия; · максимальное использование и интеграция разнообразной детской активности в учебной и проектной деятельности; · творческая организация воспитательно-образовательного процесса; · вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; · уважительное отношение к результатам детского творчества; · эффективное взаимодействие с родителями в процессе воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения; · максимально адаптировать детей к последующему обучению в школе. · готовить детей к решению жизненных задач через воспитание в них активной общественной позиции.
Принципы и подходы к формированию рабочей Программы. · Принцип гуманизма – признания самоценности личности ребёнка. · Принцип развивающего образования, целью которого является развитие детей. · Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования). · Принцип индивидуальности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений). · Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение детей, исходя из уровня их развития, состояния здоровья (физического, психического), возрастных особенностей, интересов и творческого потенциала, полового признака. · Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. · Принцип вариативности. · Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. · Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. · Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. · Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, ведущей из которых является игра.
При разработке программы учитывался контингент детей группы среднего возраста.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей средней группы:
Анализ контингента детей группы
Особенности психофизиологического развития детей 4 - 5 лет К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности. Социально-эмоциональное развитие: К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способны заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Игровая деятельность: В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Общая моторика: В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится и целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску. В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно- гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка. Психическое развитие: К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|