Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок управления и механизм.

 

28 Финансовый блок

 

Финансовый блок может значительно варьироваться в зависимости от особенностей предприятия и принятой системы учета. В самом общем виде информационные потоки финансового блока можно формализовать следующим образом представленные на рисунок 2.6.

Рисунок 2.6 - Информационная модель финансового блока

1. По поручению руководства предприятия на основе решения о выполнении инвестиционного проекта отдел инвестиций направляет информацию о проекте в финансовый отдел.

2. Финансовый отдел при условии положительной информации отделов маркетинга, прогнозирования и стратегического планирования инициирует запрос в планово-экономический отдел по возможности выполнения инвестиционного проекта. Планово-экономический отдел в ответ направляет информацию о затратах на производство и реализацию продукции.

3. Планово-экономический отдел тесно взаимодействует со всеми структурами финансового блока, являясь связующим важным звеном между блоком и производством.

4. Руководство предприятия направляет в бухгалтерию информацию об учетной политике, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Бухгалтерия генерирует и направляет в финансовый отдел бухгалтерскую информацию.

5. Финансовый отдел предоставляет информацию во внешнюю среду: годовую и периодическую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям.

 

 

29 Стратегический блок

 

Рассмотрим информационную модель взаимодействия отдела стратегического планирования со смежными подразделениями и внешней средой.

Рисунок 2.5 - Информационная модель стратегического блока

1. Взаимодействие отдела стратегического планирования с руководством предприятия строится на основе двух потоков информации. Первый направлен от руководства и содержит технические задания на разработку стратегических планов, исходные данные для анализа и планирования деятельности. Второй информационный поток исходит от отдела стратегического планирования и содержит уже оформленные стратегические планы, отчеты о выполнении планов. Если в функции отдела входит направление по управлению проектами, то в ответ на распоряжение и исходные данные для осуществления проектов направляются отчеты о выполнении порученных проектов.

2. Финансовый отдел снабжает отдел стратегического планирования исходными данными о финансовом состоянии предприятия. Отдел стратегического планирования совместно с отделом прогнозирования направляет встречным информационным потоком отчеты и прогнозы по финансовому состоянию предприятия.

3. Отдел инвестиций в ответ на информацию об имеющихся альтернативных проектах направляет информацию о стоимости проектов. Кроме того, в отдел стратегического планирования поступает информация о текущем использовании ресурсов проекта.

4. От планово-экономического отдела исходят данные о планировании деятельности службы. От отдела стратегического планирования поступают планы работ, отчеты о выполнении планов.

5. Взаимодействие отдела стратегического планирования с внешней средой идет по пути постоянного анализа альтернативных технологий, социальных перемен, изменения в законодательстве, представляющих потенциальные угрозы и несущие возможные выгоды.

6. В ответ на текущие запросы отдела стратегического планирования отдел прогнозирования предоставляет информацию о прогнозах по ключевым сегментам, потенциальных рыночных опасностях (появление новых товаров, изменения в сегментах), прогнозах необходимого бюджета.

7. Отдел стратегического планирования направляет задания для проведения маркетинговых исследований, информацию о выбранной корпоративной стратегии, миссии предприятия. Отдел маркетинга предоставляет отделу стратегического планирования информацию о проведенном конкурентном анализе, информацию для формирования корпоративной стратегии.

 

30 Понятие и классификация баз данных

 

Данные - это информация, фиксированная в определенной форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.

База данных - поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области (например, личное дело студента).

Классификация баз данных.

1. По форме представления информации:

· видеосистема;

· аудиосистема;

· система мультимедиа.

2. По типу хранимой информации:

· документальные;

· фактографические;

· лексикографические.

В документальных БД единицей хранения является какой либо документ и пользователю в ответ на запрос выдается либо сам документ либо ссылка на него. БД документального типа могут быть организованы по разному: без хранения и с хранением самого исходного документа на машинных носителях. Среди документальных БД различают библиографические, реферативные и полнотекстовые.

Фактографические БД содержат числовую и символьную информацию, которая описывает предметную область. Такие базы данных называются также структурированные. В системах фактографического типа в БД хранится информация об интересующих пользователя объектах предметной области в виде фактов.

Лексикографические БД содержат многоязыковые словари классификаторы, многоязычные словари, словари основ слов и т.п.).

3. По охвату программного обеспечения. Эта классификация может проводиться по разным признакам - по территориальному (город, страна), ведомственному, проблемному, временному.

4. По характеру организации данных БД могут быть разделены на:

· неструктурированные;

· частично структурированные;

· структурированные.

5. По типу использованных моделей структурированные данные делятся на:

· сетевые;

· иерархические;

· реляционные.

6. По технологии обработки данных:

· централизованные;

· распределенные.

7. По способу доступа к данным:

· база данных с локальным доступом (т.е. ПК);

· база данных с удаленным (сетевым) доступом.

 

31 Понятие и функции систем управления базами данных

 

В полном варианте СУБД (система управления базами данных) - это среда пользователя, дающая возможность непосредственного управления данными с клавиатуры ПК.

СУБД - комплекс программ и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их и организации поиска в них необходимой информации.

Функции СУБД:

1. Обеспечение пользователя средствами, позволяющими оперировать данными.

2. Предоставление пользователю средства описания данных.

3. Обеспечение операционного создания, уничтожения и манипулирования данными (вставка, поиск, редактирование).

4. Обеспечение секретности данных (защита от несанкционированного доступа).

5. Обеспечение целостности данных. Целостность данных гарантируется отсутствием избыточности. Так как данные хранятся в единичном экземпляре, но возможна ситуация, когда при фактических изменениях данных оно оказывается изменено не всех записях.

6. Обеспечивает проверку ограничений, предотвращающих запоминание некорректных данных в базе.

7. Обеспечение синхронизации. При работе в сети несколько пользователей одновременно получают доступ к данным.

8. Обеспечение защиты при аварийных сбоях и восстановление данных.

В настоящее время есть более 50 типов СУБД для IBM PC и совместимых с ними компьютеров.

 

32 Классификация СУБД

 

1. По назначению:

a) СУБД для выполнения специализированных задач (обычно проблемно-ориентированные СУБД);

b) СУБД общего назначения, для широкого круга задач (универсальные). Например, СУБД для ПЭВМ (Paradox, Dbase, FoxPro), СУБД, функционирующая в режиме клиент-сервер (ORACLE);

c) СУБД поддерживают разные типы данных. Набор данных в разных СУБД отличается. Некоторые СУБД позволяют разработчику добавлять новые типы данных и новые операции над этими данными. Такие системы называются расширяемыми БД (РСБД). Дальнейшим развитием концепции РСБД являются системы объектно-ориентированных БД.

2. По степени сложности и средства взаимодействия с пользователями:

· СУБД, ориентированная на конечного пользователя, который не умеет программировать.

· СУБД, ориентированная на разработку законченного приложения

3. В зависимости от способа реализации прикладных программ:

· СУБД с включающим языком. Программы обработки пишутся на алгоритмических языках.

· СУБД с базовым языком. Эти СУБД имеют свой язык высокого уровня, позволяющий кроме операций манипулирования данными выполнять различные арифметические операции, операции ввода/вывода 4. По мощности СУБД делятся на:

· настольные;

· корпоративные.

Для настольных характерны невысокие требования к техническим средствам, ориентация на конечного пользователя, низкая стоимость. Корпоративные - обеспечивают работу в распределенной среде, высокую производительность, поддержку коллективной работы при проектировании систем, имеют развитые средства администрирования и более широкие возможности поддержания целостности. Оба типа систем интенсивно развиваются.

5. По языкам общения СУБД делятся на:

· открытые;

· Замкнутые;

· смешанные.

Открытые системы - это системы, в которых для обращения к БД используются универсальные языки программирования. Замкнутые системы имеют собственные языки общения с пользователями БнД.

6. По числу уровней в архитектуре различают:

· одноуровневые системы;

· двухуровневые системы;

· трехуровневые системы.

7. По выполняемым функциям СУБД делятся на:

· информационные;

· операционные.

 

33 Структура банка данных

 

Банк данных - современная форма организации, хранения и доступа к информации.

Примеры банков данных:

· система бронирования билетов на самолёты, поезда;

· система бронирования номеров в гостиницах;

· банки научных и технических данных (информационная система по ядерной энергетике, информационная система по сельскому хозяйству, банк европейской организации космических исследований) и т.д.

Требования к банкам данных:

· хранение и модификация больших объёмов информации;

· заданный уровень достоверности и непротиворечивость хранения информации, её восстановление после сбоев и отказов;

· поиск информации по производственной совокупности;

· одновременное обслуживание большого числа пользователей;

· достаточная оперативность обработки запросов;

· простота обращения;

· доступ к данным тех пользователей, которые имеют необходимые полномочия.

Банк данных является сложной человеко-машинной системой, включающей в свой состав различные взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты (рисунок 3.13).

Рисунок 3.13 - Структура банка данных

 

34 Делопроизводство и документооборот: основные понятия

 

Под делопроизводством понимается документационное обеспечение управления или отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

Документоведение (ДОУ) предполагает создание имеющих юридических силу документов, то есть запись информации на бумаге или внутримашинном носителе по правилам, установленным правовыми нормативными документами или выработанными традициями.

Результатом документирования является документ.

Документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования, содержащий реквизит.

Реквизит документа - обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации (логотип, гриф учреждения, печать и т.д.).

Документооборот - движение документа с момента получения или создания до завершения исполнения, отправления по почте или сдачи в архив.

Документопоток - совокупность документов, выполняющих определенное целевое назначение в процессе документооборота (регистрируемые и нерегистрируемые документы; входящие, исходящие, внутренние; документы поступающие или направляемые в вышестоящие организации; направляемые или поступающие из подведомственных организаций).

 

35 Определение систем автоматизации делопроизводства и документооборота

 

Автоматизация делопроизводства и документооборота заключается в комплексной автоматизации процессов разработки, распространения и хранения документов организации.

Система автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД) подразумевает организационно-упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационные процессы в установленном законом порядке. САДД содержит единые для всей организации базы классификаторов, словарей и нормативов.

Под функционированием САДД подразумеваются любые информационные технологии, связанные с обработкой документов от использования простейших текстовых процессоров до систем управления потоком работы и управления базами данных.

 

36 Преимущества от внедрения САДД

 

Электронный документооборот по сравнению с традиционным бумажным имеет целый ряд преимуществ:

1. простота внесения изменений в документ;

2. возможность помещать в документ не только текст, но и мультимедийные данные;

3. возможность использовать заранее заготовленные формы;

4. более высокая скорость передачи информации по большому количеству адресов;

5. экономия бумаги;

6. компактность архивов;

7. простота контроля информационных потоков;

8. высокая скорость поиска и извлечения информации;

9. возможность защиты документов от несанкционированного доступа и разграничения прав доступа сотрудников к информации.

Внедрение САДД дает определенные преимущества руководству предприятий и организаций для осуществления эффективного управления и оперативного принятия решений, а именно:

1. прозрачность деятельности сотрудников и отделов;

2. высокая скорость получения аналитических справок и отчетов;

3. укрепление исполнительской дисциплины;

4. снижение негативного влияния человеческого фактора на деятельность компании;

5. уменьшение количества сотрудников, занятых работой с документами (курьеров, канцелярских работников и т.п.).

 

37 Информационная технология управления: основные понятия

 

Цель информационной технологии управления - удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

• оценка планируемого состояния объекта управления;

• оценка отклонений от планируемого состояния;

• выявление причин отклонений;

• анализ возможных решений и действий.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

 

38 Основные компоненты информационной технологии управления

 

Основные компоненты информационной технологии управления показаны на рисунке 5.2.

Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде.

Рисунок 5.2 - Основные компоненты информационной технологии управления

Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

1. Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;

2. Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

 

39 Понятие экспертных систем

 

Под искусственным интеллектом (ИИ) обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением.

Решение специальных задач требует специальных знаний. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил. На практике ЭС используются прежде всего как системы-советчики в тех ситуациях, где специалист сомневается в выборе правильного решения. Экспертные знания, хранящиеся в памяти системы, более глубокие и полные, чем соответствующие знания пользователя.

ЭС находят распространение при решении задач с принятием решений в условиях неопределенности (неполноты) для распознавания образов, в прогнозировании, диагностике, планировании, управлении, конструировании и т.д.

Типичная экспертная система состоит из решателя (интерпретатора), БД (базы данных), БЗ (базы знаний), компонентов приобретения знаний, объяснительного и диалогового компонентов.

 

40 Типы экспертных систем

 

Типы экспертных систем

Можно назвать несколько типов современных экспертных систем.

1. Экспертные системы первого поколения. Предназначены для решения хорошо структурированных задач, требующих небольшого объема эмпирических знаний. Сюда относятся классификационные задачи и задачи выбора из имеющегося набора вариантов.

2. Оболочки ЭС. Имеют механизм ввода-вывода, но Б3 пустая. Требуется настройка на конкретную предметную область. Знания приобретаются в процессе функционирования ЭС, способной к самообучению.

3. Гибридные ЭС. Предназначены для решения различных задач с использованием Б3. Это задачи с использованием методов системного анализа, исследования операций, математической статистики, обработки информации. Пользователь имеет доступ к объективизированным знаниям, содержащимся в Б3 и пакетах прикладных программ.

4. Сетевые ЭС. Между собой связаны несколько экспертных систем. Результаты решения одной из них являются исходными данными для другой системы. Эффективны при распределенной обработке информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...