Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профориентационная работа с родителями и учащимися

Список учащихся класса

№ п/п Ф.И.О. учащегося Поручения (общественная работа) Интересы, увлечения
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Листок здоровья

Ф.И.О. учащегося Состояние здоровья
     
     
     
     
     
     
     

Индивидуальный план педагогической практики

Воспитательная работа

Методика составления плана

При составлении плана классный руководитель должен знать и учитывать

- государственные, региональные и местные документы об образовании и воспитании;

- педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;

- план учебно-воспитательной работы школы;

- данные собственной диагностики учащихся;

- рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;

- текущие и ожидаемые события в мире, стране, вашем городе,и т.д.

план работы классного руководителя

Требования к плану, которые служат и критерием его оценки:

- соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании ваших детей;

- соответствие возрастным интересам учеников;

- разнообразие и адекватность методов и форм работы;

- посильность, реальность его выполнения для вас и учеников.

(записать две-три приоритетные задачи на период планирования и сделать план-сетку, который может выглядеть примерно так:

Примерный план воспитательной работы

Направление работы Примерные сроки выполнения Виды деятельности Формы мероприятий Методы исследования
1. Организация деятельности и воспитание классного коллектива Месяц, даты - всестороннее изучение учащихся, выявление их склонностей, запросов и интересов. - определение уровня развития коллектива - работа с активом; -разъяснение устава школы (правил для учащихся) и Конвенции о правах ребенка; - изучение характера взаимодействия внутри коллектива; - подготовка и проведение КТД; - организация классного коллектива во внеурочной деятельности по интересам (предметные кружки, спортивные команды, драматические коллективы, музыкальные ансамбли и т.д.) - организация досуга школьников (подвижные игры, прогулки и т.д.)
2. Наблюдение за успеваемостью, дисциплиной, общественной работой, формирование у учащихся познавательного интереса и ответственного отношения к учению Месяц, даты - изучение успеваемости учащихся: работа с классным журналом, дневниками учащихся, дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися; мероприятия, посвященные проблемам дисциплины. Викторины, классные собрания с анализом успеваемости и т.п.
3. Работа по формированию общей культуры учащихся: - культуры умственного и физического труда; - культуры самообразования, саморазвития, самоорганизации; - культура быта; - культуры общения и культуры досуга.   Классные часы, беседы, практикумы, анализ ситуаций коллективной жизнедеятельности и т.п.
4. Участие класса в общешкольных делах.   Традиционные общешкольные мероприятия, посвященные знаменательным датам (14 февраля, 23 февраля, 8 марта и т.д.); предметные недели, общешкольные олимпиады, ярмарки и т.д.
5. Взаимодействие с родителями.   Родительское собрание, работа с родительским комитетом, встречи с родителями, индивидуальные беседы, консультации, т.д.

Первые дни работы могут планироваться следующим обра­зом:

 

 

ЕЖЕДНЕВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Сроки выполнения примечание
  Сбор в школе Знакомство с руководителями практики; общий план практики; задание на первую неделю (план работы, расписание уроков и звонков), знакомство с классными руководителями, детьми. Знакомство с расположением учительской, меди­цинского кабинета, кабинета директора, завуча, библиотеки, столовой, туалетов, учебных кабине­тов, расписания уроков дата  
  Изучение документации: личные дела, медицинские карты, журналы, ознакомление с планом воспитательных и организационных ме­роприятий на каждую неделю. Беседы с классным руководителем      
  Беседа с завучем: характеристика образовательно­го учреждения, особенности обучения и воспита­ния в школе; требования трудовой дисциплины    

 

Следующие дни студенты работают по плану: посещают все уроки в своем классе, изучают класс при помощи психолого - педагогических методик, планируют работу на весь период прак­тики, выполняют функциональные обязанности классного руко­водителя, организуют внеурочную работу школьников и т.п.

 

На период практики план может бы примерно таким:

сроки Содержание работы примечания
1 – 3 сент. День знаний По плану школы
6 – 11 сент. Организационное классное собрание. Организационное собрание родителей Индивидуальные беседы с учениками, родителями
13 – 18 сент. Беседа «Как лучше учиться?» Консультация с учителями Предварительно получить диагностические данные
Т.д.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Таблица фактически выполненных запланированных мероприятий

№ п/п Содержание, методы, формы работы Срок выполнения Исполнители Отметка о выполнении
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Учебная работа

Расписание уроков

(для классов, в которых проводится педпрактика студентов)

№ урока Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
             
             
             
             
             
               

 

№ п/п Наименование мероприятий Срок выполнения Отметка о выполнении
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Содержание педагогической практики

Дата Ежедневное содержание работы в период практики
  Самая объемная часть дневника посвящена содержанию и анализу наблюдаемой и проводимой работе. Записи в дневнике можно делать по форме. При этом важно не просто описывать конкретный фактический материал, а давать его анализ, т.е. что в уроке (в деятельности учащихся, учителя и т.д.) хорошо и почему, что плохо и почему плохо, что следует сделать для исправления отмеченных недостатков; что вам удалось или не удалось сделать за день, причины неудач. Меняется ли отношение к вам со стороны учащихся, учителей.

Итоги практики оформляются в конце дневника. Здесь должны быть представлены:

· заключение по учебной (учитель-предметник) и воспитательной работе (классный руководитель) с краткой характеристикой, печать школы на подписи учителей;

· оценка за учебную работу, воспитательную работу, составление психологической характеристики.

Подготовка и проведение воспитательного мероприятия

Для подготовки и проведения воспитательной работы любой формы, в том числе и классного часа, можно использовать определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовывать воспитательный процесс. Элементы его таковы:

а) определение целей и задач;

б) выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия;

в) создание психологического настроя;

г) предварительная подготовка;

д) проведение самого мероприятия;

е) педагогический анализ, совершаемый на нескольких уровнях:

- обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

- собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками;

- анализ воспитательного результата.

Воспитательное мероприятие не должно быть регламентировано временем (оно может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов), не должно быть «привязано» к месту – классной комнате. Оно может быть проведено в музее, на природе, на улицах города. Субъектом его проведения необязательно должен быть студент-практикант или классный руководитель, это может быть любой работник, любой приглашенный, группа студентов, творческая группа и т.д.

Примерная схема наблюдения и анализа воспитательных мероприятий:

1. Общие сведения: дата, школа, место проведения, класс (кружок, секция, отряд, бригада и др.; фамилия, имя, отчество учителя (практиканта), проводящего внеклассное занятие.

2. Чем определяется выбор темы и формы внеклассного мероприятия.

3. Что было сделано для того, чтобы вызвать у детей интерес к

мероприятию. Как школьники участвовали в подготовке и

проведении мероприятия.

4. Каковы мотивы распределения поручений по его подготовке.

Отношение детей к порученному делу (примеры активного участия в

подготовке, примеры активного участия в подготовке, примеры

пассивного отношения: проанализировать причины того и другого).

5. Познавательная ценность мероприятия. Что нового узнали дети из

беседы, экскурсии и т.д.

6. Целесообразность избранной формы, содержания и методов

мероприятия с точки зрения возрастных особенностей, уровня

подготовки и воспитания детей, их жизненного опыта.

7. Отношение школьников к мероприятию. Что вызвало интерес, что

отставило равнодушным: причины этого.

8. Оценка мероприятия детьми. Что было сделано для выявления этой

оценки.

9. Трудности, встретившиеся студенту-практиканту в ходе проведения

мероприятия. Анализ их причин.

 

 

Примерная схема конспекта воспитательного мероприятия:

1. Тема мероприятия.

2. Цели мероприятия (обучающие, развивающие, воспитывающие).

3. Организационная форма.

4. Место проведения.

5. Дата проведения и продолжительность.

6. Оборудование (средства наглядности, в том числе и технические средства обучения, декорации, костюмы и т.д.).

7. Сценарий или сценарный план мероприятия: вступительная беседа; основная часть (работа по теме); подведение итогов мероприятия; домашнее задание (выпуск стенной газеты, фотоотчет, конкурс рисунков, написание эссе, создание плаката т.д.).

8. Материалы, использованные при подготовке мероприятия (литературные источники, Интернет-ресурсы, воспоминания интересных людей, участников событий, различные документы и др.).

9. Подготовка мероприятия (распределение поручений, помощь в их выполнении, контроль хода подготовки.

 

Примерная схема дидактического анализа урока:

1. Общие сведения об уроке: класс; Ф.И.О. учителя; дата и время посещения урока; тема и тип урока;

2. Организация начала урока. Подготовленность класса к уро­ку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учеб­ную деятельность, создание рабочей обстановки в классе.

3. Доведение до учащихся темы и целей урока.

(Названы. Сформулированы четко, конкретно. Соответствуют требованиям программы.)

4. Организация урочной деятельности. Структура урока, его соответствие содержанию и целям.

5. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность дозировки време­ни. Занятость учащихся работой.

6. Содержание деятельности учителя и учащихся на уроке:

- эффективность использования ранее приобретенных зна­ний, умений и навыков;

- воспитание в процессе обучения;

- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

- отбор содержания учебного материала;

- развитие познавательной активности учащихся;

- работа над культурой речи учеников.

7. Соответствие примененных методов изучения нового ма­териала целям, содержанию и возрастным особенностям уча­щихся:

- при решении образовательно-познавательных задач;

Усвоены ведущие идеи, понятия, закономерности темы урока.

Сформированы (формируются) общеучебные умения и навыки.

Прививается интерес к предмету.

Предлагается учащимся практическая или само­стоятельная работа.

Проявляется прочность знаний учащихся.

Целесообразно используется учебное оборудование.

- при решении задач развивающего обучения;

Присутствует самостоятельная поисковая дея­тельность учащихся.

Формируется элементарное теоретическое мыш­ление у учащихся.

Обучение ведется на высоком уровне сложности.

Обеспечивается уровневая дифференциация.

Формируются такие компоненты как: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация.

Речевая активность учащихся на высоком уровне, присутствует монологическая речь.

- при решении воспитательных задач в процессе обучения.

Общение на уроке доброжелательное и демокра­тичное.

Учебный процесс на уроке вовлекает учащихся в активную познавательную деятельность.

Оценка знаний является воспитательным фактором.

Оборудование, наглядность, записи на доске спо­собствуют воспитанию эстетической культуры.

8. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Рабо­та с учебником, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

9. Наличие, объем и характер домашнего задания.

10. Индивидуальный подход к учащимся. Оценка знаний и де­ятельности детей на уроке.

11. Мотивировка общей оценки урока:

- качество знаний, полученных учащимися на уроке;

- педагогическая целесообразность применяемых методов и приемов;

- рациональное использование времени на уроке;

- законченность и композиционная структура урока.

12. Пожелания и предложения.

(Добился ли учитель сознательного и активного отношения к усвоению знаний, формированию умений и навыков? В какой мере учитывал учитель психологические закономерности познавательной деятельности, индивидуальные и возрастные особенности школьников? Насколько эффективно использовались учителем технические средства и наглядные пособия на уроке? Какие выявлены недостатки в проведении урока? Имело ли место нарушение дисциплины? Какими путями поддерживалась дисциплина?

Анализ особенностей поведения учителя на уроке. Дать характеристику действий и состояний учителя. Умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся (ставить цель, задачи, доступно объяснять сложные вопросы, организовывать работу с книгой, пособиями, использовать меры поощрения и наказания). Степень владения информационными, ориентационными и другими педагогическими умениями.

Проявление такта и доброты, лояльности учителя, требовательности к себе и учащимся, умение повышать эмоциональный тонус и работоспособность учащихся.

Правильность, логичность, темп, тон, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя. Умение воздействовать словом и образом на сознание и поведение учащихся.

Внешний вид, осанка, уравновешенность, организованность поведения учителя, манера держаться в классе, демократичность отношений с учащимися, самоконтроль, самодисциплина. Требовательность учителя. Социально-психологическая оценка авторитета и влияния учителя на учащихся. В какой мере урок содействовал сплочению детского коллектива.

Профориентационная работа с родителями и учащимися

Создание проекта, модели:

Целью предпрофильной подготовки является помощь учащимся в правильном выборе своей индивидуальной образовательной траектории. В школе предпрофильная подготовка помимо формы обучения в разноуровневых группах включает в себя адресно-ориентированное содержание:

· обязательный для изучения всеми учащимися курс «Я и профессии»;

· профориентационную экскурсионную деятельность;

· ориентационные предметные курсы по выбору учащихся, которые помогают им попробовать свои силы в более глубоком творческо-исследовательском изучении различных предметов, способствуют правильному выбору учащимися профильного или базового уровней изучения предметов в старшей школе;

· проектную деятельность, в том числе создание различных практических социально значимых проектов.

Большую роль в организации предпрофильной подготовки имеют организация просветительской работы с родителями, мониторинг анкетирования учащихся и их родителей и создание специальной картотеки на учащихся, тестирования по предметам, позволяющие выявить уровень знаний учащихся, создание листа индивидуальных достижений учащихся (составной части «портфолио» ученика).

Для отчета:

- разработать и апробировать методикидля изучения интересов и профессионального самоопределения учащихся;

- разработать методические рекомендации по реализации курса: «Я и профессии» в рамках профориентационной работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...