Связь философии с медициной.
Лекция № 1 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. Основные вопросы по теме: Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний. Предмет философии и ее основные проблемы. Направления развития философии. Методы философии. Функции философии. Связь философии с медициной.
1. Термин "философия" - древнегреческого происхождения, что в переводе означает "любовь к мудрости". Первым, кто употребил слово "философ" был Пифагор. А закрепил термин "философия" в европейской терминологии - Платон. Философия возникла в VI в. до н.э. Философия - это учение о наиболее общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Структура философского знания. Онтология (от греч. ontos-сущее; logos-учение) - это раздел философии, изучающий бытие. В нем рассматривается бытие материальное, идеальное, бытие природы, общества, человека. Гносеология (от греч.gnosis - знание; logos - учение) - это раздел философии, изучающий пути, возможности, способы и результаты процесса познания. Рассматриваются вопросы: познаваем или непознаваем мир? В чем сущность познания и что есть истина? Каков субъект и объект познания? Этика - учение о морали. Рассматривает вопросы: о добре и зле, справедливости, долге, обязанности, смысле жизни, совести, счастье, моральном идеале и др. Эстетика - учение о прекрасном. Аксиология (от греч. axios - ценный) - это учение о ценностях. Социальная философия - изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества: его устройство, основные законы развития. Логика - раздел философии, который исследует структуру и формы правильного мышления.
Философская антропология - учение о человеке (от греч.antropos - человек). Этот раздел один из самых важных, т.к. философия какие-бы проблемы не рассматривала, она никогда не забывает о человеке. История философии - изучает пути возникновения, становления и функционирования самой философии, устанавливает основные тенденции ее развития. Методология - раздел философии о методах познания. Специфика философского знания. Теоретичность. Философия является теоретическим мировоззрением. Характеризуется упорядоченностью, системностью знания. Содержит базовые, специальные понятия и идеи. Универсальность. Философия выявляет наиболее общие закономерности развития природы, общества и сознания (мышления). Критичность и рефлексия. Философия смотрит на каждую мысль и традицию с сомнением, что рождает вдумчивый поиск (рефлексию). Общезначимость. Философия направлена на разрешение проблем, касающихся всего человечества. Вечность. Проблемы философии являются актуальными во все времена и для всех людей. Плюрализм. Это несводимость философского знания к какой–либо одной парадигме, мнению.
Предмет философии и ее основные проблемы. Иногда говорят, что философия интересуется всем, а предметом философии считается круг вопросов, которые она изучает. В этом кругу проблем, можно выделить условно 3 основные части: 1. окружающая природа; 2. общество; 3. внутренний мир человека. Нетрудно догадаться, что все эти части взаимосвязаны. Круг философских проблем: -проблема бытия -проблема познания -проблемы человека и общества, и др.
Направления философии. Материализм – направление в философии, сторонники которого утверждают, что первичной является материя, а сознание – вторично. (Демокрит, Ф.Бэкон, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.). Идеализм – направление в философии, сторонники которого первичным считают сознание, а вторичным материю (Платон, Г. Гегель, Беркли, Фихте).
Дуализм – как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма в признании равноценности, независимости двух первоначал: материи и сознания. Рационализм – направление философии, утверждающее, что познать мир можно только с помощью разума.(Б.Спиноза, Р. Декарт). Эмпиризм - направление философии, утверждающее, что в основе познания лежит опыт и чувства. (основатель Ф. Бэкон) Методы философии. Основные методы философии – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование. К основным философским методам относятся: -диалектика -метафизика -догматизм -эклектика -софистика -герменевтика Диалектика – метод философии, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, с разных сторон, с учетом связей, противоречий и изменений. Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично, однозначно. Догматизм – метод основанный на восприятии мира через догмы (раз и навсегда принятые убеждения). (Распространён в эпоху Средних веков). Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций. (Применяется в рекламе). Софистика – метод, основанный на выведении из ложных посылок – новых суждений, внешне поданных как истинные. Использовался в Древней Греции как прием ораторского искусства. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Одновременно направлениями и методами философии являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм. Функции философии. Функции философии - это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение.
а) Мировоззренческая функция – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем. Разрабатывает универсальную картину мира и анализирует все формы его бытия. б) Методологическая функция – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания, и выступает как система данных методов. в) Мыслительно – теоретическая функция – выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, создавать мыслительно – логические схемы.
г) Гносеологическая (познавательная) функция – заключается в правильном и достоверном познании окружающей действительности. Тесно связана с данной функцией – эвристическая (способствует приращению знаний, открытий). д) Критическая функция – заключается в том, чтобы подвергать все сомнению: окружающий мир, существующие знания, искать их новые черты. Данная функция, способствует расширению границ познания, разрушению догм и окостенелости знания. е) Аксиологическая функция – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально – нравственных, эстетических, социальных и др. Цель данной функции – быть «ситом» через которое пропускается все ценное и полезное и отбрасывается все тормозящее и отжившее. ж) Социальная функция – объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы. з) Воспитательно – гуманитарная функция – заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, укреплять мораль, помочь человеку найти смысл жизни. и) Прогностическая функция – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний и достижений, спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познания, человека, общества и природы.
Связь философии с медициной. В последнее время возрастает значение системного знания в подготовке будущих специалистов медиков. Подготовка узких, однобоких специалистов утрачивает смысл. Для решения актуальных жизненных и медицинских проблем, необходимо овладение философским (методологическим) знанием. Будущему специалисту медику придется решать множество проблем не только в пределах конкретной специальности, но и проблемы мировоззренческого характера, проблемы требующие аксиологического подхода, социальной деятельности. Представители естественных и технических наук часто скептически относятся к философии. Возникает неприятие ее умозрительных размышлений и отсутствия деятельности, которая не дает непосредственных практических результатов. (Известный спор между «физиками» и «лириками»). Для осознания роли философии, показателен образ, созданный англ. Философом 17в. - Ф.Беконом, где он сравнивает философию с желудком: мол, как-то разные части тела подумали и пришли к выводу, что давно настало время прекратить все дела с этим паразитом – желудком; нужно его отключить от общей связи, т.к. от него пользы мало: сидит и поедает себе результаты нашего труда. Решили и отключили. Прошло время и все части организма стали утрачивать свои функции (ноги перестали ходить, руки доставать и брать, глаза – видеть, уши слышать). Тогда они, видя, что дела плохи, снова пошли на связь и дружбу с ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|