Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э.)
Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э. )
В России изменение эры и новолетия состоялось при царе-реформаторе Петре Алексеевиче. В 7208 году был подписан царский указ о переходе с летоисчисления от сотворения мира на летоисчисление от Рождества Христова: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Россия перешла на юлианский календарь.
Папа Григорий XIII (1502–1585)
А в Европе календарь был вновь изменен в XVI веке. Путь этих изменений был сложен и связан не только с математическими расчетами. Папа Григорий XIII издал специальную буллу: вводился новый календарь, названный впоследствии в честь папы григорианским. По Европе прокатились «календарные беспорядки». Протест вызывал даже не столько сам календарь, сколько тот факт, что это была реформа Католической церкви. А в союз с папой протестантские страны вступать не желали. В России, как известно, духовенство сопротивлялось введению нового календаря вплоть до начала XX века, пока к власти не пришли большевики. В период Великой французской буржуазной революции григорианский календарь был отвергнут как пережиток прошлого и введен новый, революционный календарь (по григорианскому календарю основание Республики и начало новой французской эры — 1792 год). Известны куплеты о республиканском календаре гражданина Дюкруазы:
Надменный март и ты, январь, Над февралем смеялись встарь; Как пленник, я был стиснут вами Почти что трижды шесть веков, — Но вот почтенными мужами Я ныне вырван из оков. Имел я двадцать восемь дней: Вы были на три дня длинней. Апрель, делясь со мной луною,
Злым козням вашим помогал, — Но под свободой золотою Свое я счастье отыскал. В четырехлетний круг времен Был лишний день мой заключен: Дарил сей странный беспорядок Мне двадцать девять дней не раз, Но больше нет таких загадок, И новый век царит у нас. Поток времен течет ровней: Стал каждый месяц — тридцать дней. Календарем седого Рима Был обездолен я в веках: Но Роммом честь моя хранима, И равенство подъемлет стяг. Теперь уж новый календарь Не назовет меня, как встарь, — Февраль! Сей звук — пустая проза, Как все былые имена. Нет! Ныне именем Вентоза Земля и твердь обновлена. Нас Фабр живит реформой той, Мы блещем юной красотой. Примерный ученик Мольера Соткал из нас златой узор: В нем блещет радость Вандемьера, Сверкает гордый Фруктидор. Как ласков нежный Жерминаль! Как пышен ясный Флореаль! Чудесная метаморфоза Нам ловко прозвища дала: И Плювиоз, и дни Нивоза Она удачно нарекла. Вот первый день, и день второй, Четвертый, пятый и шестой. Седьмой бежит, восьмой проходит, И сердце радостно находит В декаду отдых жданный свой: И трижды сто плюс тридцать дней: Теперь работаем дружней. Мудрец к труду нас звал когда-то, Потом обманщики-жрецы Сказали нам: безделье свято! И ждали праздников, глупцы. На смену стареньким святым Идет талант и доблесть с ним: В них ищем бога и оплота! Долой отрядов римских блажь! Пять дней великих санкюлота — Республиканский праздник наш Через три года к нам придет! Секстиль, торжественнейший год: Как в Греции Олимпиады Сзывали встарь народ на мир, Так грянут наши Франсиады, Пленяя пышностью весь мир.
Песни первой Французской революции / Под общ. ред A. M. Эфроса. М„1934. С. 426–428 Какое знание истории, какое почтение греческим Олимпиадам! 1 января 1806 года по указу Наполеона был вновь возвращен григорианский календарь. Стрелки часов вновь переведены. Пришло новое историческое время.
Революционный календарь вводился и в СССР, правда, просуществовал совсем недолго: с 1929 по 1940 год. Борьба большевиков с христианской неделей привела к переходу сначала на пятидневку, а потом, по тем же причинам, что когда-то заставили Цезаря сменить календарь, на шестидневку. Вспомните любимый фильм Сталина «Волга-Волга», там появляется видеоряд с календарем: 1-й день шестидневки, 2-й день шестидневки, 3-й… 6-й. А потом появляется кадр с тонущим седьмым днем, и у зрителей, не знающих историю, никаких вопросов не возникает, так как создается ощущение семидневной недели. Для остальных — аллегория очень понятная, и мы бы даже сказали — прямолинейная. К слову, революционный советский календарь был весьма необычный. В большинстве календарей вместо названий дней недели стояли цифры, а выходные были у всех разные. Работники предприятий и учреждений во время пятидневки разбивались на 5 групп, каждой присваивался свой цвет и в соответствии с ним — рабочие и выходной дни. В «Золотом теленке» Ильфа и Петрова читаем: «Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресенья, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом». К 1940 году меняется концепция политики Сталина, СССР превращается в своего рода империю, участвующую в мировой политике, и календарь вновь становится григорианским.
* * *
Вернемся к предмету нашего разговора. В Древней Греции существовал лунно-солнечный календарь, причем в каждом полисе была своя календарная система. Поскольку одной определенной эры для летоисчисления в Элладе не было, это значительно затрудняет установление хронологических рамок в принципе. Именно в Греции была создана особая хронология. В IV веке до н. э. сицилийский историк Тимей ввел летоисчисление по Олимпиадам, т. е. четырехлетним промежуткам времени от одного Олимпийского праздника до другого. Это и стало общеэллинской хронологической системой — олимпийский календарь, если мы можем так назвать это летоисчисление. Олимпиады для греков были важнее войны, на время их проведения заключалось священное перемирие. Такой хронологии больше нигде в мире не было и нет.
Олимпия, алтарь, луч Феба — и вот он, нерукотворный огонь, старт новому жизненному циклу. Эстафета Олимпийского огня — традиция, основанная на священном древнегреческом ритуале, возродившаяся в начале XX века, — сегодня получила огромный размах. Олимпийский огонь на время превращает весь наш разноголосый, противоречивый, несговорчивый, сложный мир в единое целое, как когда-то, много веков назад, он объединял эллинов. Единство Греции — в Олимпиадах. Олимпиады — это форма. Главное, что создала эллинская культура, — она создала форму. Она создала идею. Олимпиада — это соревнование, это победитель. А в чем особенность победы на Олимпиаде? Победитель Олимпиады шагает прямо в бессмертие! И греки очень заботились о том, чтобы это движение — от Олимпиады в бессмертие — было идеально соблюдено. Для этого был создан целый ритуал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|