Вопрос № 4. Работа с чувством унижения клиента.
Вопрос № 1. Этапы прояснения чувств клиента Вопрос № 2. Работа с чувством стыда клиента Вопрос № 3. Работа с чувством ревности клиента Вопрос № 4. Работа с чувством унижения клиента.
Вопрос № 2. Работа с чувством стыда клиента Стыд возникает всякий раз, когда человек ощущает себя несовершенным, ничего не стоящим, отвратительным, опозоренным, выставленным напоказ. В чувство стыда вовлечен весь образ Я. Обычно чувство стыда переживается на физиологическом уровне: человек опускает глаза, голову, «съеживается», у него «подкашиваются» ноги, он краснеет. Стыд связан с остановкой энергии. Это отражено в поговорках, н-р, «сгореть от стыда». Человек, испытывающий стыд, испытывает сомнения в своей базовой идентичности. Работа со стыдом предполагает несколько шагов: 1) создание безопасной обстановки для того, чтобы клиент мог рассказать о своем чувстве стыда. Стыдящемуся бывает стыдно говорить о стыде, и поэтому так важно установление доверительных отношений. Даже если консультант на ранних фазах работы иденитифицировал чувство клиента как стыд, не стоит торопиться работать с ним; 2) принятие консультантом клиента с его стыдом без попыток усилить или обесценить это чувство. Не следует говорить: «не стыдитесь, со многими людьми такое случается». Психологу важно передать клиенту, что он принимает его таким, как тот себя видит сам: отвратительным, жалким, никчемным. Это не означает, что психолог оскорбляет клиента или признает его по сути ущербным человеком. Ключевым моментом является то, что психолог может находиться в контакте со стыдящимся клиентом без попыток атаковать его стыд или переделывать клиента.
3) выявление источников стыда и помощь клиенту в понимании, что это чувство вызвано интроектами (субъективными представлениями клиента о себе) и словами других людей, а не объективной реальностью. На этом этапе выявляется, кто именно и когда стыдил клиента, т.е. круг интроекторов; 4) обращение к образу Я клиента и «расшатывание» системы выявленных ранее интроектов. Психолог на предыдущем этапе выявил, кто интроецировал клиенту чувство стыда. На этом этапе предпринимается попытка придать сомнение точности и ценности усвоенных клиентом стыдящих посланий: «Откуда ваша мать узнала, что вы гадкий, никчемный и ничего не добьетесь в жизни?», «Как ваша жена может стыдить вас за то, что вы зарабатываете мало, если она сама ни дня не работала и может позволить себе вести достаточно комфортный образ жизни?». Поддержка психолога на этом этапе, например, в такой форме: «Я не вижу ничего ужасного в вашем поведении», позволяет клиенту осознать, что обвинения в его адрес были несправедливы и он стыдится проступков, которых на самом деле не совершал. 5) переструктурирование образа Я на основе возникающего чувства собственного достоинства и гордости собой. Работа со стыдом – достаточно долгий и сложный процесс, сопровождающийся периодическим регрессом и актуализацией чувства стыда, а также многократными проверками консультанта на предмет возможности доверить ему свой стыд. Главная задача при работе со стыдом – это восстановление позитивного самоотношения. Вопрос № 3. Работа с чувством ревности клиента Ревность - сильное и болезненное чувство, связанное в большей мере со страхом потери, чем с проявлением любви. Необоснованные и частые проявления ревности свидетельствуют не столько о недоверии партнёру, сколько о неверии в собственную способность удерживать партнера во взаимоотношениях при наличии даже незначительной конкуренции. Клиент может испытывать ревность к любому сопернику – реальному или воображаемому, к мужчине, женщине, ребёнку. Сила ревности является показателем зависимости от другого человека.
Эротическая (любовная, сексуальная) ревность – комплекс переживаний при действительной или подозреваемой измене любимого человека – супруга, возлюбленного. Ревность характеризуется многообразными эмоциональными реакциями (зависть, ненависть, тревога, гнев, отчаяние, жажда мести, страсть). У клиента проявляются обычно не характерные для него формы поведения, зачастую социально опасного. Судя по наблюдениям над мужчинами с нормальной ревностью (она чаще возникает у лиц, состоящих в браке), она достигает особенно резкой выраженности у супругов, давно состоящих в браке. Это происходит, когда наряду с любовью (романтической и сексуальной) «в процессе семейной жизни на смену влюблённости приходит глубокое чувство взаимной привязанности, взаимного привыкания». Сложность работы с ревностью заключается в разнообразии проявлений ревности. Ревность может быть кратковременной реакцией или существовать длительное время, f может быть чертой характера человека, сопутствуя ему всю жизнь. В консультировании важно ответить на вопрос о характере (силе, интенсивности, частоте) протекания чувства ревности (она может принимать весь спектр от нормальных до патологических форм), а также о возможности поиска конструктивного решения проблем, возникающих вследствие переживания чувства ревности. Работа с ревностью может быть различной по форме, однако есть несколько общих правил. 1) Не стыдите клиента за ревность. Не говорите: «это так глупо – устраивать сцены ревности», «это только ваши догадки и фантазии». Предъявление ревности (или сокрытие переживаемой ревности) – это доступный клиенту способ сказать партнеру о своих межличностных потребностях. 2) Постарайтесь узнать все о проявлениях ревности: как давно она возникла, была ли ревность к другим партнерам или только к этому, как обычно начинается и как долго длится «приступ ревности». 3) Постарайтесь выявить потребность, стоящую за ревностью. Н-р, используя позитивное переформулирование, вы можете прийти с клиентом к выводу, что ревность – «способ удержать любимого человека», «попытка сказать о своей любви», «реакция, возникающая из-за страха потери».
4) После выявления потребности вместе с клиентом попробуйте найти другие, более прямые способы удовлетворения данной потребности и альтернативные способы выражения чувств любви, страха. 5) Проведите исследование стратегий преодоления ревности у данного клиента. Расширьте вместе с клиентом спектр коппинг-стратегий, используя техники моделирования, позитивного подкрепления, расширения осознавания, релаксации, ролевых игр.
Вопрос № 4. Работа с чувством унижения клиента. Семантическое значение слова «унижение» содержит в себе желание подняться вверх и невозможность это сделать, так как человеку указали на его место, более низкое, чем ему бы хотелось. Оно обычно начинается с некоторого намерения клиента, которое ему не удается реализовать. Это чувство возникает из эпизодов детства: ребенок претендует на какую-то роль, а в ответ получает отказ, терпит поражение. Если чувство унижения принимается ребенком, оно превращается в нормальную веху в развитии и играет здоровую роль. Благодаря чувству унижения ребенок может скорректировать свои претензии и амбиции. Чувство унижения, переживаемое взрослыми людьми, достаточно болезненно и может вести к регрессу, к агрессии, аутоагрессии, реакциям протеста. Работу с унижением можно разделить на несколько этапов: 1/ Диагностический. Чувство унижения может быть замаскировано гневом, обидой, агрессией. Выявление данного чувства и признание его клиентом – начало работы. 2/ Межличностный. Выявить, в контакте с кем возникло чувство унижения, что это за человек (или люди), какова их роль в жизни клиента, почему они так значимы для клиента. Если клиент находится в долгосрочной терапии, важно исследование эпизодов детства, связанных с унижением, и отношение к ним здесь-и-теперь. 3/ Терапевтический. Вначале нужно выявить, на что претендовал клиент, и попытаться это сделать в реальности либо смоделировать в рамках консультативной сессии. Далее важно получить признание от того, кто останавливал, не позволял это сделать. Сложность в работе с чувством унижения у взрослого человека состоит как раз в необходимости коррекции его амбиций без вызывания чувства унижения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|