Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеальное государство Аристотеля





Аристотель (384-322 до н.э.) «Политика» и «Этика»

 

Ученик Платона, родился в Македонии (г.Стагир). Создал свою философскую школу – Ликей. Умер на о. Эвбея в 322г.до н.э.

Политико-правовая тематика – книги: «Политика», «Афинская полития», «Этика», «Риторика».

Главная цель политической науки – практическая забота о высшем благе человека и государства. Политика тесно связана с этикой. Она предполагает развитые представления о нравственности и этике.

Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Счастливая жизнь заключается в совершенной деятельности и применении добродетели.

Полис и политика– высшая форма общения равных людей для достижения справедливой жизни.

Для Аристотеля понятия «общество» и «государство»- синонимы. Государство - естественный способ существования людей. Оно представляет собой единство составляющих его элементов. Однако государство состоит из частей, которым, несмотря на рамки единства, присущи различия.

Исторически существуют несколько видов общения :

· простейшее общение – первый результат социальной жизни (семья)

· родовое общение-второй этап: общение в рамках деревни (между семьями).

· государство – политическое общение (между деревнями) Оно возникает естественным путем, но осуществляется для достижения качественно другой жизни. Его цель - достигнуть общего блага. Предыдущие формы общения определяли естественные отношения власти и подчинения (патриархальное, деспотическое), в государстве властные отношения становятся политическими и связывают равных людей (граждан).

Государство Аристотеля

Аналитический подход к изучению государства - расчленение сложного целого на составные части, анализ каждого элемента и изучение конкретного полиса в зависимости от комбинаций формообразующих элементов.

Государство – понятие, которое содержит в себе помимо цельности, сочетание частностей. Каждая часть имеет свои представления о счастье, о средствах его достижения и о форме правления.



Люди неодинаковы. Цели, интересы и характер деятельности человека зависят от социального положения. Бедные и богатые оказываются в государстве противоположными элементами. В зависимости от перевеса одного или другого элемента устанавливается и соответствующая форма полисного устройства. Каждый полис имеет свое понимание понятия «гражданин» или «политические права».

Политические формы делятся по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются по тому, в чьих руках находится власть.

Аристотель различает 6 форм государственного устройства. Три правильные и три неправильные. Каждая форма имеет подвиды, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов:

количество правящих Цель правления
Общее благо Частное благо
Один Монархия Тирания
Немногие Аристократия Олигархия
Многие Полития Демократия

 

Монархия вырождается в аристократию или политию. Полития переходит в олигархию. Олигархия, становясь властью одного, превращается в тиранию. Тирания сменяется демократией - то есть тупиком общественного развития.

Идеальное государство Аристотеля

Полития - соединение положительных черт олигархии и демократии.

Полисом правит большинство ради всеобщего блага. Граждане не занимаются физическим трудом. Имея досуг, они развивают добродетели и исполняют политические обязанности - служат в армии, заседают в советах, судах и т.д. Физически трудом занимаются не только рабы, но и ремесленники, моряки, торговцы, которые свободны, но не имеют гражданских прав.

Аристотель критикует Платона за отрицание частной собственности. Отсутствие частной собственности снижает заинтересованность в труде, лишает человека естественного удовольствия. Граждане должны иметь собственность - она умерена, чтобы не было ни слишком богатых, ни слишком бедных.

Полития предполагает наличие трех социальных классов:

· Плутократия– верхний класс. Основная проблема этого класса - отсутствие контроля сверху, непомерные политические амбиции и эгоистические интересы. Ставя все на алтарь личного обогащения, богатые попирают ногами общественные традиции и законы.

· Средний класс- основа порядка и стабильности государства. Он выполняет функцию буфера, отдаляющего друг от друга два социальных полюса: богатых и бедных. Лучшее общество то, где правит средний класс, ибо оно обеспечивает социальное равновесие. Если средний класс слабый, государство либо кормит массу бедняков-паразитов, либо пестует высший класс коррупционеров.

· Низший класс – пролетариат, который всегда всем недоволен, что создает условия для социальных возмущений. Аристотель против практики кормления плебса льготами и пособиями, поскольку она формирует систему социального паразитизма.

Три условия, обеспечивающие оптимальное управление полисом: демократичность, ограничение интересов богатых, сильный средний класс.

Виды социальной справедливости по Аристотелю:

· Уравнительная справедливость - простое арифметическое равенство. Общественная несправедливость устраняются за счет уравнивания социальных результатов в конце жизненного пути (Платон).

· Распределительная справедливость (геометрическое равенство) предполагает распределение благ в соответствии с вкладом в общее дело. Несовершенства общества исправляются выравниванием жизненных стартов в начале жизни. Справедливость состоит в равенстве для равных, и неравенстве для неравных. Законодатель должен стремится не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов (Аристотель).

 

Несовершенства общества исправляются двумя способами - выравниванием жизненных стартов в начале жизни и уравниванием социальных результатов в конце жизненного пути.

Платон - сторонник уравнительной справедливости.

Аристотель настаивает на геометрическом равенстве. Справедливость состоит в равенстве для равных, и неравенстве для неравных. Законодатель должен стремится не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.

В основе государственных переворотов лежит нравственная порча граждан. Они являются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости.

Демократия основана на принципе, что относительное равенство влечет за собой абсолютное. Олигархия считает, что относительное неравенство обуславливает абсолютное. Такая ошибка в исходных принципах приводит к междоусобицам.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.