Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые слова: туризм, программа развития, кластер,

Развитие туризма в Республике Бурятия: проблема кластера “туризм”.

Шумский Евгений Александрович,

Студент Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Основной тематикой данной статьи является проблемная сфера туризма в России. Объектом исследования служит один из самых перспективных регионов для развития туристического бизнеса нашей страны Республика Бурятия. Будут подробно рассмотрены проекты регионального, а также федерального уровня по совершенствованию туризма в РФ и, непосредственно, в Бурятии. Определена основная проблема данного региона и предложены пути ее решения.

Ключевые слова: туризм, программа развития, кластер,


The development of a tourism in the Republic of Buryatia: the cluster “tourism” problem.

Shumskiy E. A,
Student of Financial Univercity under the Government of the Russian Federation, Moscow

The main theme of this article is the problem of the tourism sphere. The object of the study is one of the most promising regions for the development of tourist business in our country – the Republic of Buryatia. It will be considered the regional and federal level’s projects deal with tourism improving in a whole country and in the Republic of Buryatia. Defined the main problem of the region and proposed solutions.

Республика Бурятия является одним из самых перспективных регионов России по своему туристско-рекреационному потенциалу. Так, помимо живописных пейзажей и девственной природы Восточной Сибири, большая часть Южного и Восточного берега граничит с одной из самых главных достопримечательной России – озером Байкал. Наличие благоприятного климата, большого количества памятников архитектуры, хорошей экологической обстановки, а также других благоприятствующих факторов является предпосылкой развития туризма в Республике Бурятия.
Согласно статистике, с 2012 года количество туристов неуклонно увеличивается, а в 2016 уже преодолело отметку в 1 млн 40 тыс. человек, что на 15% больше 2015 года. Только за девять месяцев 2016 года республику посетило 768 тысяч туристов. Объем платных услуг в регионе увеличился на 6% и превысил отметку в два миллиарда рублей. Согласно статистике 2015 года только сфера туризма пополнила все уровни бюджетов на 122 миллиона рублей, более того в консолидированный бюджет республики поступило около 87 миллионов рублей. По данным статистики региона за девять месяц в отрасли занято 5340 человек, что на 35% больше чем пять лет назад. Однако, стоит отметить, что необходимо повышение уровня сервиса и обслуживания. Обусловлено это тем, что за последние несколько лет число туристических поездок за рубеж снизилось в 1,5 раза, следовательно, большее число россиян предпочитают отдых на родине.

Рис. 1. Количество туристов и объем платных услуг за последние 5 лет.

Из рис. 1 можно заметить положительную тенденцию посещаемости Республики Бурятии, а также отметить, что среди 990 тыс. туристов 26 тыс. оказались иностранцами.

Согласно национальному туристическому рейтингу 2016, составленным на основе следующих критериев:
1. Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры, 2. Значимость туристической отрасли в экономике региона, 3. Оборот тур. услуг, 4. Популярность региона у россиян, 5. Популярность региона у иностранцев, 6. Туристская уникальность, 7. Экологическая обстановка в регионе, 8. Криминогенная ситуация, 9. Интерес к региону как к месту отдыха в интернете, 10. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве;
Республика Бурятия вошла во вторую группу рейтинга с общим баллом 53,8. К сожалению, она потеряла 10 позиций в 2016 году и обосновалась на 37 месте рейтинга. Основной причиной послужила неосведомлённость туристов о Бурятии. Вывод напрашивается сам собой, поскольку из 1 млн. 40 тыс. туристов, посетивших республику, всего 30 тыс. иностранцы, что всего лишь на 4 тыс. больше 2015 года. Бурятия – один из самых живописных и экологически чистых регионов России, и, казалось бы, он должен пользоваться спросом на зарубежных туристических рынках, но даже целевая программа, направленная на развитие внутреннего и въездного туризма с Республике Бурятия, пока не дает ощутимых результатов, несмотря на то, что одной из задач этой программы является продвижение как на внутреннем, так и на мировом туристских рынках.

Согласно целевой программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы" совершенствуется нормативно-правовая база, осуществляется мониторинг состояния туристских ресурсов, идет разработка концепций и программ развития перспективных территорий, проводятся работы по созданию зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа, а также мест массового отдыха. Всего планировалось привлечь 10236628,02 тыс. руб из федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ Республики Башкирия, а также внебюджетных фондов.

Согласно федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011 - 2018 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 в республике Бурятия предусмотрено создание нескольких кластеров. Кластер представляет собой объединения нескольких компаний, сосредоточенных на одной территории, в данном случае туристических. Общая потребность в ресурсах оценивается в 10827,0 млн. руб. На период до 2020 года туризм признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Бурятия.

На данный момент, как стало известно из обсуждений на “Форуме Действий”, мониторинг, проведенный руководителем проекта “За честные закупки”, показал неутешительные результаты, сославшись на нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, а также внебюджетных источников на строительство кластеров. Мониторинг отмечает отрицательную динамику развития кластеров в Бурятии. Также было отмечено, что на строительство Тункинского кластера было выделено 230 миллионов рублей, но результаты не оправдывают ожиданий, поскольку в этом районе сделаны лишь дороги и очистные сооружения. Стоит отметить, что программа по развитию туризма была принята в далеком 2011 и через год должна завершиться. Из этого можно выделить одну из проблем развития туризма в республике Бурятия – нецелевое использование бюджетных и внебюджетных средств.
Из этой проблемы следуют и другие, противоречащие задачам программы развития туризма в Республики Башкирия, а также программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011 - 2018 годы), такие как: расширение известности республики Бурятия и ее кластеров, с помощью маркетинга и дистрибуции на мировом рынке. Несмотря на то, что продвижение Республики Бурятия как туристского продукта является задачей программы развития туризма в этом регионе, на данный момент это можно охарактеризовать как проблему, поскольку кластеры и сервис, которые ценят большинство туристов развиты достаточно плохо и не представляют собой объект для привлечения внимания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема кластеров в развитии туризма Республики Бурятия, как одна из основных, влечет за собой цепочку более мелких затруднений в полноценном развитии туризма.
Для решения этой проблемы стоит прибегнуть к серьезному ужесточению в области финансового контроля бюджетных средств, выделенных на постройку кластеров. Необходимо активное вмешательство Министерства финансов Республики Бурятии, а также финансового органа муниципального образования на территории которого находится кластер. Более того необходимо разработать и утвердить обновленную программу развития туристической сферы в Бурятии, расставить приоритеты и выделить новые цели и задачи. Выявить проблемы развития и их взаимосвязь. Как уже стало понятно, основной проблемой является нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, выделяемых на постройку туристического кластера. Главной целью необходимо обозначить “расширение известности туристического кластера Республики Бурятия на мировом рынке”.

Для решения поставленной цели нужно выделить следующие задачи:
1. Выявить положительные черты региона, найти существенный фактор, который отличает его от других и завлекать внимание туристов.

2. Выбрать привлекательный слоган, символику региона. Сформировать общее предложение Республики Бурятия для мирового туристического рынка.

3. Сформировать программу наиболее приоритетных мероприятий по продвижению кластера на международных рынках.

4. Развить не требующую больших финансовых вложений инфраструктуру и повысить уровень сервиса около наиболее популярных объектов у туристов.

Кластеры представляют собой очень сложно организованную структуру и, поэтому, чтобы развивать их необходимо активное участие всех факторов. Скооперированная работа всех заинтересованных лиц в продвижении Республики Бурятия на международном рынке несомненно должна принести свои плоды и тогда Бурятия может закрепить свое почетное место в туристическом рейтинге среди наиболее посещаемых мест России, а также составить конкуренцию другим регионам нашей страны.

 

Список литературы:

1. Федеральная целевая программа “Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации” (2011 – 2018 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644.

2. Республиканская целевая программа “Развития туризма в Республике Бурятия на 2011 – 2016 года” (в ред. постановлений Правительство РБ от 25.02.2011 № 79, от 15.06.2011 № 299)

3. Харитонова О. Б. – Механизмы государственного регулирования сферы туризма на материалах Республики Бурятия. // Социально-политические науки. – 2013. - №2. – С. 27-31.

4. Пивоваров А. Н., Очирова Я. А. – Некоторые проблемы туристического кластера Республики Бурятия и пути их решения. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. - №2. – С. 80 – 85.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru

6. Официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия: http://egov-buryatia.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...