Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные функции культурологии




 

Защитная функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например, СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая болезнь). Таким образом, материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с другой — повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.

Креативная функция. Вторая фундаментальная функция культуры — преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio— созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.

Коммуникативная функция. Третья функция культуры — коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации. Примером служат так называемые феральные люди.

Сигнификативная функция. С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от англ. sign — знак), буквально — функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астрономических теории и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило наименование, легендарную историю, наименование в научном каталоге, физико-химические характеристики.

Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.

Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, символы, метафоры, формулы, цифры, рифмы, имена, слова. Кирпичики складываются в более крупные объединения, и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, статистические таблицы, легенды, эпос и т.п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.

Нормативная функция. Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками нормативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания — более крупные и сложные комплексы: право, мораль, идеология.

Всю совокупность существующих в обществе норм условно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценностями, а на другом — слабо или вовсе не связанные с ними. Один полюс назовем ценностным, а другой рациональным (неценностным).

Релаксационная функция. Следующая функция культуры — релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление) — искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки — смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных. Они недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения — увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Праздники — особо торжественные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно-эстетической и эмоционально-восторженной форме моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку праздничные дни заранее объявляются и к празднику готовится все общество.

Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжественность, ритмическая и интонационная насыщенность. Средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении влечений символическими средствами.


Заключение

 

Культура - это источник знаний, их кладезь и хранитель. В ней накапливается социальная память человечества: опыт, знания, умения, навыки, технологии, способы трудовой (умственной и физической) деятельности, формы социальной организации общества (представления о государстве, морали, праве и т.д.). Образно говоря, культура - это "бабушкин сундук", где хранится, накапливается, пополняется и откуда извлекается продуцированная "Человечеством информация, ретранслируется знание из века в век, от поколения к поколению. Без этого феномена - человечеству не выжить, не эволюционировать, без этого невозможен сам прогресс. Таково еще одно определение культуры - информационное, где культура понимается как социальная память человечества, интеллектуальное и материальное наследство социума (общества).


Список литературы

 

1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.: РГГУ, 1999.

2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Просвещение, 1977

3. Гуревич П.С. Культурология. - М.: БЕК, 1996

4. Макарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Наука, 1997.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1996.

7. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Просвещение, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...