Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет №28 (Рыночные периоды: кратчайший, краткосрочный, долгосрочный)




Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.). (Рис.1,2,3.)


рис.1 рис.2

рис.3
В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только ростом цен, но и увеличением объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

При кратчайшем равновесии предложение товара не меняется, но в связи с

увеличением спроса, равновесная цена на него увеличивается. (Продажа скоропортящегося товара, например, рыбы, фруктов и иных продуктов, которые необходимо реализовать за короткое время.)

 

Краткосрочное равновесие устанавливается за более длительный

промежуток времени, когда предложение увеличивается, но число предприятий,

производящих товар, не меняется. Убедившись в том, что данный товар

пользуется спросом, то же самое число предприятий начинает интенсивно его

производить. При этом равновесная цена будет, конечно, ниже той, которая

возникает при кратчайшем равновесии.

 

Долгосрочное равновесие устанавливается, когда изменяется как число предприятий, так и объем используемых ресурсов для производства товара. Благодаря этому предложение товара заметно увеличивается за счет уменьшения издержек, а это приводит к понижению

равновесной цены.

Этапы:

1. Кратчайший рыночный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены.
Пример. Предположим, что мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай томатов данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична; Фермер продаст все, что он привез, независимо от высокой или низкой цены. Почему? Потому что он не может предложить больше томатов, чем он привез на своем грузовике, если цена томатов превысит его ожидания. Даже если бы он захотел предложить больше, томаты невозможно вырастить за ночь. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены производством большего количества продукции. С другой стороны, поскольку продукт является скоропортящимся, фермер не может изъять его с рынка, если цена окажется ниже его ожиданий, - он все равно продаст то, что привез. Издержки производства в этом случае не будут иметь значения для принятия решения. Даже если цена томатов упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер, тем не менее, полностью реализует свой товар, чтобы избежать его потери. Таким образом, в пределах очень короткого промежутка времени предложение томатов со стороны нашего фермера является фиксированным; он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена. Причем угроза порчи вынуждает фермера продавать всю продукцию даже в случае значительного снижения цены.
На рисунке 1 показана кривая совершенно неэластичного предложения со стороны фермера в пределах кратчайшего рыночного периода. Заметьте, что этот и другие фермеры не способны отреагировать на предполагаемое увеличение спроса; им не хватает времени, чтобы расширить производство. Рост цены с Ро до Pn лишь нормирует потребление фиксированного количества продукции, но никоим образом не ведет к росту ее производства (кривая предложения не обязательно должна быть совершенно неэластичной (вертикальной) в пределах данного рыночного периода. Если продукт не является скоропортящимся, то производитель при низких текущих ценах может решить сохранить часть своей продукции в запасе для продажи ее в будущем. Это приведет к некоторому положительному наклону кривой рыночного предложения).
2. Краткосрочный период в его пределах производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Так, в пределах данного периода предприятие нашего фермера, под которым мы будем иметь в виду землю и сельскохозяйственную технику, не претерпевает никаких изменений. Но в этот период времени фермер может применить более интенсивные методы выращивания томатов, прилагая больше труда, больше удобрений и пестицидов для получения урожая. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса; такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения томатов, что и показывает прямая Ss на рисунке 2. Обратите внимание, что увеличению спроса соответствует в данном случае относительно большее, чем в пределах кратчайшего рыночного периода, изменение количества предлагаемой продукции (сQo до Qs) и относительно меньшее изменение цены (сРо до Рs). Цена, таким образом, оказывается ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом.
3. Долговременный период достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли (а старые – покинуть ее). В «отрасли» по производству томатов наш фермер имеет возможность приобрести дополнительный участок земли, а также закупить больше машин и оборудования. Кроме того, большее количество фермеров может быть привлечено к производству томатов вследствие расширения спроса и роста цен. Такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более эластичную кривую предложения Si. На рисунке 22-4в показано, что результатом будет небольшое изменение цены (с Po до Pi) и большое изменение количества предлагаемой продукции (с Qo до Qi) как реакция на предлагаемое расширение спроса.
Кривая предложения, изображенная линией SL на рисунке 3, дает новую цену долгосрочного равновесия – Pi, несколько более высокую, чем первоначальная цена Ро на рисунке 1. Почему более высокую? Мы исходим из предположения, что выращивание томатов представляет собой отрасль с растущими издержками производства, имея в виду просто-напросто, что расширение отрасли ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Расширенный спрос на удобрения и оборудование для ферм вызвал некоторый рост цен на них; расширенный спрос на землю обусловил увеличение ее рыночной и рентной стоимости. Короче говоря, ожидать, что расширение отрасли приведет к «растущим издержкам», - дело вполне обычное и разумное. Тогда если Ро была достаточной для прибыльного производства (рис. 1), то для прибыльного производства в условиях расширенной отрасли потребуется более высокая цена – Рi. Если бы отрасль по производству томатов использовала небольшую или ничтожно малую долю соответствующих ресурсов, тогда рост спроса со стороны этой отрасли оставил бы их цены без изменений. То есть в случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, как показано кривой S’L на рисунке 3. Новая цена была бы равна первоначальной цене Ро на рисунке 1.Чем больше времени имеется в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменения в спросе, тем сильнее будут соответствующие изменения в объеме производства.

В пределах кратчайшего рыночного периода
А) производителю не хватает времени для того, чтобы изменить объем производства, так что предложение оказывается совершенно неэластичным. В пределах короткого периода
Б) производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования; предложение, поэтому оказывается более эластичным. На протяжении долгого периода
В) могут быть приняты все желательные меры (включая изменение мощности предприятия), направленные на приспособление к изменившемуся спросу, и спрос становится еще более эластичным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...