Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности

Диагностические исследования проводились на базе школы № 73
г. Оренбурга, в 3 классе. Опытно – поисковая работа была организована и проведена в рамках внеклассной работы под руководством учителя начальных классов высшей категории Гришиной Л. И.
На констатирующем этапе для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ и опрос.
Данные опроса учителей и родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных оценили её как актуальную. В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Опрос учащихся 3 класса (19 человек) показал, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники, преуспевающие бизнесмены и предприниматели, учителя, герои литературных произведений и фильмов, друзья и знакомые.
Затем мы выявили степень интереса младших школьников к нравственной проблематике. Для этого использовали методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф.Шубиной. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям социального характера таким, как удачная учеба, бизнес, богатство. Более низкую оценку получили такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. В ходе констатирующего эксперимента были также применены методики Н.Е.Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники. Учащиеся считали себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Некоторые учащихся не смогли ответить, считают ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Наименьшее число учащихся не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.
Для воспитания нравственных качеств мы проводим диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой, диагностические таблицы отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе.
Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.
Таблицы уровня нравственной воспитанности разработаны по трем ступеням с учетом психологических и возрастных особенностей детей: младший школьник, подросток, старшеклассник (см. таблицу 1).

Таблица 1.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления нравственной воспитанности младшего школьника

Показатели воспитанности Уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
1. Отношение к обществу
1. Отношение к родной природе 1. 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
2. Отношение к умственному труду

5. Познавательная активность 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
3. Отношение к физическому труду

9. Инициативность и творчество в труде 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
4. Отношение к людям
13. Уважительное отношение к старшим 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстни-кам 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
5. Отношение к себе
17. Развитая добрая воля 3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;
2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

В зависимости от внешней и внутренней саморегуляции, можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.
Невоспитанность – характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень нравственной воспитанности – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом самоорганизация и саморегуляция ситуативны.
Средний уровень нравственной воспитанности – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.
Высокий уровень нравственной воспитанности – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
В программе выделены интегративные для каждого возраста качества. Для каждого из них раскрыты основные проявления. Например, – показателем патриотизма у младших школьников является любовь к родной природе, гордость за свою страну.
Для того чтобы отслеживать продвижение детей в нравственно-волевом развитии, мы изучили представления и понятия о нравственности, чертах и качествах характера, и изучили представление детей о них.
Для краткости выражения результатов, использования в целях коррекции мы фиксировали их в сводном листе (см. таблицу 2).
Расшифровка таблицы представлена в приложении 1.
Таблица 2.
Результаты диагностики нравственной воспитанности на констатирующем этапе
Список
учащихся Показатели нравственной воспитанности
Отношение к обществу Отношение к умствен-ному труду Отношение к
физическому
труду Отношение к
людям Отношение к
себе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Максим М. 2 2 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 0 1
Наташа М. 2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2
Дима С. 2 3 2 2 3 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2
Лиля Ш. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Вика В. 3 2 2 3 2 3 2 2 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 3 3
Настя Д. 3 2 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3
Дамир С. 2 2 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1
Дима П. 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Вика М. 2 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2
Артем О. 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Вика К. 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3
Андрей Н. 1 0 1 1 1 0 0 0 0 1 2 1 2 1 1 1 0 2 1 1
Никита Л. 3 3 3 2 3 3 2 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 2 2
Полина К. 2 2 2 3 2 3 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Сергей К. 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1
Настя Ч. 2 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1
Саша А. 3 3 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1
Маша К. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2
Настя Ф. 2 2 2 2 2 3 2 3 3 3 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2

В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.
Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».
Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок». Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях
говорят: «недостаточно воспитанный ребенок». Преобладание отрицательных проявлений, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.
По результатам анализа «Сводного листа была составленна диаграмма (см. рис. 1) рис. 1
Из представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 3 класса преобладают признаки второго уровня проявления нравственно-волевых качеств личности. Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к обществу, отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к умственному труду и отношения к себе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...