Педагогическое сопровождение социализации обучающихся: сущность, назначение и условия реализации.
Модуль: Теоретические основы воспитания Занятие № 7 (2 ч.) Тема: Социальное воспитание и социализация личности. Педагогическое сопровождение социализации обучающихся. 2. Коллектив как формализованная контактная группа людей, функционирующая в рамках той или иной организации. Значение коллектива в социализации личности. Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы. В наиболее общем виде коллектив можно определить как формализованную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации. В воспитательной организации создаются первичные коллективы (классы, кружки, секции, клубы и т.п.), совокупность которых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации. · Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности. · функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным. Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя. Первый - нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй - нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий - нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив. В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин А.Т. Куракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива не однородный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один - ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, которые регламентируют коллективно значимое поведение личности. Другой - те нормы и ценности, которые, в принципе не противореча первым, предоставляют отдельным микрогруппам и членам коллектива возможности для некоторой самобытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития и духовно-ценностной ориентации личности.
В любом коллективе складываются две структуры отношений - формализованная и неформализованная. Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы. Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и психологический. Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами организации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Психологический аспект - это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями к предписаниями. Это несовпадение, если оно проявляется в жизнедеятельности, может вызвать негативные санкции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряжению, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение становится основой импровизационности в исполнении роли, проявления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т.е. проявляет креативность).
Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т.е. создает возможности для становления человека. Педагогическое сопровождение социализации обучающихся: сущность, назначение и условия реализации. Понятие «социально-педагогическое сопровождение» В работах М.Р. Битяновой сопровождение рассматривается как система проф. деятельности педагога, психолога, направленная на «создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации». Социально-педагогическое сопровождение трактуется как процесс оказания своевременной социальной и педагогической помощи нуждающимся в ней детям и подросткам и системы корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка ( Л.В. Байбородова). В.А. Лазарев (монография «Пед. сопровождение одаренных») сущность сопровождения определяет как усиление позитивных факторов развития и имеющихся способностей и нейтрализацию действия негативных факторов. Задачисоциально-педагогического сопровождения детей(В.А. Лазарев) - разработка индивидуальных образовательных маршрутов; - формирование адекватной самооценки; - охрана и укрепление физического и психологического здоровья; - профилактика неврозов; - предупреждение изоляции детей в группе сверстников; - развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей детей. Структура социально-педагогического сопровождения, элементы ( А.Л. Уманский. Автореф. дис.):
P.S. Как следует из данной структуры, приоритетное место принадлежит групповым, т.е. коллективным формам работы, что актуализирует значение социально-пед. сопровождения при формировании детского коллектива. Компонентами соц-пед. сопровождения являются (Л.В. Байбородова): диагностический, консультационный, прогностический и практический Содержание сопровождения В автореф. дис Н.Г. Чаниловой: содержание сопровождения представляет собой систему действий педагога, связанную с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оперативной помощи во время выполнения проекта и упреждающим внесением корректив в последующие этапы учебной работы подростков. ð Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником планируемого результата. Несмотря на то, что имеющийся субъектный опыт педагога и ученика качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в ситуацию совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений. Важный аспект в содержании социально-пед. сопровождения – это включенность обучающегося в события и ситуации, стимулирующие его личностное развитие. В псих-пед. аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. . ð Социально-педагогическое сопровождение предполагает взаимодействие педагога и ребенка, обеспечивающее успешность его социализации и обучения (М.И. Рожков «Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса»).
Предметом социально-пед поддержки (О.С. Газман) является «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [От авторитарного образования к педагогике свободы]. 4.Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания. Принцип гуманистической направленности воспитания. В русле социальной педагогики данный принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшее развитие ноосферы. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфическими традициями регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Принцип вариативности предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на государственном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях; б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательных организациях. Принцип коллективности социального воспитания предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
Принцип центрации социального воспитания на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом. Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей, их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями, а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций. Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только этапами подготовки к дальнейшей жизни. Методы социального воспитания подразделяются: I. В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов,чувств, стремлений, идеалов); самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации); формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими. II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: организация деятельности; метод общения;опека; самореализация и индивидуальная коррекция действий.III. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание; создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды. Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Классификация методов воспитания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|