Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальные аспекты обучения цвету в профессиональном образовании дизайнеров




Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что важнейшей задачей современной педагогики является детальная разработка педагогических методов обучения.

Процесс обучения - это процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Педагогические методы обучения - это способы работы педагога и учащихся, при помощи которых достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков; формируется, мировоззрение и развиваются их способности. Методы обучения надо отличать от приемов. Если с помощью метода происходит вооружение учащихся основным содержанием учебного материала, то те или иные методические приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов предмета или темы. В практике можно встретить большое количество разнообразных педагогических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении предмету «Цветоведение».

Значение цвета в дизайне бесспорно. Однако в обучении цвет рассматривается в основном с позиций одного из средств формообразования, в связи с чем, студенты знакомятся с ограниченным набором его свойств: эмоциональным, частично физиологическим, а также формообразующим действием полихромии. Цвет играет огромную роль вжизнедеятельности человека, поэтому недооценка его возможностей приводит в образовании дизайнеров к ситуации, когда специалист, не обладающий достаточными знаниями по цвету, может невольно наносить вред здоровью людей.

В настоящее время происходят колоссальные изменения в обществе. Появляются все новые технологии, материалы, компьютерные и образовательные программы. Знания устаревают настолько быстро, что ученые и педагоги все чаще сталкиваются с необходимостью определения того инварианта профессиональных качеств, который обеспечивает в наших условиях профессионалу надежную возможность работы по специальности. Особую важность в этом процессе приобретает предметов курс «Цветоведение».

Учебный курс «Цветоведение» чрезвычайно важен для будущих дизайнеров. Без хороших знаний закономерностей влияния и воздействия цвета, не возможна профессиональная деятельность по организации предметно-пространственной среды окружающей человека.

Успешное изучение курса «Цветоведение», который имеет большое значение в подготовке высококвалифицированных специалистов, в значительной мере зависит от обеспеченности данного курса методическими пособиями.

Исходя из вышесказанного, очевидна крайняя необходимость разработки методических пособий, что и обуславливает актуальность данной темы.

ЦЕЛЬ: Разработка курса «Цветоведение» для формирования необходимых профессиональных навыков будущих дизайнеров.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить, проанализировать и обобщить психолого - педагогические методические исследования.

. Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования профессиональных навыков педагога-дизайнера.

. Разработать дидактическую основу курса «Цветоведение».

. Провести экспериментальную проверку эффективности программы «Цветоведение» на базе профильных учреждений.

Объектом исследования - программа курса «Цветоведение»;

Предметом исследования - процесс профессиональной подготовки дизайнеров путём освоения курса дисциплины «Цветоведение»;

ГИПОТЕЗА исследования заключается в предположении, что если использовать предлагаемые разработанные методические рекомендации и пособия в практической деятельности, то это позволит обеспечить успешное изучение курса «Цветоведение»; и подготовить будущих специалистов.

Методы исследования

- теоретический анализ искусствоведческой, педагогической,

психологической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы.

- изучение учебных программ и методической литературы по профессиональному обучению.

изучение передового педагогического опыта;

наблюдение за процессом обучения в профильных учебных заведениях,

педагогический эксперимент;

качественный и количественный анализ экспериментальных данных;

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ данного исследования заключается в обогащении и пополнении знаний, которые в дальнейшем будут использоваться в преподавательской и практической дизайнерской работе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика существенно повышает эффективность процесса профессионального образования. Предложенный подход к организации учебного курса «Цветоведение» позволяет приблизить образовательный уровень учащихся к требованиям времени, делая возможным формирование у них профессиональных навыков, дизайнерского отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.

Для осуществления целей и задач работы и подтверждения выдвинутой гипотезы дипломная работы структурирована следующим образом.

·   Во введении определяется степень актуальности избранной темы, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза исследования, его цели и задачи;

·   в главе I. рассматриваются теоретические вопросы разработки методического обеспечения курса «Цветоведение». Краткий исторический экскурс учение о цвете. Особенности цветового воздействия на психику человека. Законы организации цветового решения интерьера.

·   в главе II. Разработка экспериментальной программы дисциплины «Цветоведение». Требования к учебной программе «Цветоведение». Требования к составу и структуре учебного предмета «Цветоведение». Методика и содержание учебного материала курса «Цветоведение».

·   в главе III. Проектирование методических и наглядных пособий учебного курса «Цветоведение».

·   в заключении подведены итоги по дипломной работе, представлен вывод о степени эффективности предлагаемой методики проектирования методических пособий и целесообразность её применения на практике

·   приложение состоит из иллюстраций, таблиц, схем;

·   библиография содержит 58 источников

 


Актуальные аспекты обучения цвету в профессиональном образовании дизайнеров

1.1 Теоретические вопросы разработки методического обеспечения курса «Цветоведение»

цветовой методический пособие интерьер

Согласно деятельностной концепции проектирования учебного процесса под методами обучения понимаются способы деятельности преподавателя, организующие деятельность учения студента, ведущие к усвоению знаний и умений и личностному развитию. Организация учебного процесса по предметам профессионального цикла вуза в качестве основания классификации методов обучения принимается дидактическая задача. Методы обучения подразделяются на группы, обеспечивающие осуществление основных педагогических процедур:

организация объяснения материала;

его отработкой;

контролем усвоения материала;

Далее методику обучения можно подразделить по другим показателям: репродуктивное и продуктивное, источникам. При этом может выясниться, что классификация методов по основанию репродуктивности и продуктивности не является всеобщей и относится только к методам объяснения. Методы обучения подразделяются на методы объяснения, отработки и контроля.

Далее методы определяются по характеру познавательной деятельности студентов и могут быть подразделены на две группы: репродуктивные и продуктивные. К первым относится метод сообщения «готового» знания путем информирующего изложения, проблемного изложения содержания материала и дедуктивного выведения, ко вторым - метод объяснения путем организации эвристического поиска, косвенно управляемого преподавателем.

Методы отработки различаются по таким основаниям, как произвольность или непроизвольность, вид действий, в которых она происходит (в действиях порождения или в действиях применения знаний), наличие или отсутствие поэтапного изменения усваиваемых знаний и действий по форме и другим параметрам. Основными видами отработки, выделяемыми по указанным характеристикам, являются: 1) отработка путем заучивания; 2) отработка в упражнениях; 3) поэтапная отработка.

Так же, как и объяснение, отработка знаний и действий может происходить в условиях, моделирующих коллективную деятельность в дидактической игре. Но, в отличие от объяснения, при этом студент уже знает, как ему действовать при решении задач в той или иной роли и осуществляет эти действия для их отработки, а не для нахождения способа действий.

Метод сообщения готового знания путем информирующего изложения ~ название достаточно полно раскрывает его сущность. Объяснение с его помощью состоит в изложении преподавателем содержания знаний и действий в устном или письменном сообщении. Задача студента - понять предлагаемую информацию. Делается это на основе ранее приобретенных предметных знаний и познавательных умений различать и отождествлять при сравнении характеристик объектов и действий. Осуществлять обобщения, подведение под понятия, выведения следствий, классификации, доказательства. Все действия осуществляются репродуктивно, поскольку они актуализируются не самим студентом, а содержанием сообщений, даваемых преподавателями, при этом в соответствующих сочетаниях, которые не нужно устанавливать студенту самому. От преподавателя требуется четкое и последовательное изложение материала с подчеркиванием всех необходимых для понимания компонентов содержания.

Метод сообщения готового знания путем проблемного сообщения отличается от предыдущего тем, что преподаватель делает сообщение как ответ на предварительно поставленные им же самим вопросы по объясняемому содержанию. Студент в этом случае может работать несколько более активно, поскольку после постановки вопроса может возникнуть самостоятельное размышление и попытка ответить на вопросы до и по ходу ответа, даваемого преподавателем.

Метод сообщения готового знания путем дедуктивного выведения состоит в том, что преподаватель сообщает учащимся (информационно или проблемно) некоторые общие положения, основания, объяснительные принципы и предлагает студентам самим вынести из них более конкретные знания об объектах и действиях разных уровней конкретности.

Метод объяснения путем организации получения знания в самостоятельном эвристическом поиске заключается в том, что преподаватель не сообщает нужных знаний об объектах и действиях с ними, а дает студенту задание на их самостоятельное нахождение. При этом студент осуществляет поиск не полностью самостоятельно, а при косвенном управлении поиском со стороны преподавателя, который задает наводящие вопросы, делает подсказки и т.п. Студент анализирует условия задачи, выдвигает гипотезы о путях их решения и получает информацию о правильности своих идей от преподавателя или с помощью проверки.

Выдвижение гипотез и идей - ключевой компонент поиска. Здесь преподаватель сосредотачивает свои управляющие воздействия на том, чтобы направить мышление студента ближе к области нахождения искомого. Поиск может осуществляться в условиях решения учебных задач, в условиях, имитирующих реальные ситуации профессиональной деятельности на производственной практике или в дидактической игре. В любом случае здесь деятельность близка к продуктивной на рабочем месте. Различные условия в данном случае не меняют существа метода и не создают нового метода (дидактическая игра и т.п.). Кроме этого, в любых условиях поиск может осуществляться индивидуально и коллективно, группой студентов с использованием дискуссий и обсуждений, что также является разновидностью метода объяснения путем эвристического поиска.

Методы отработки материала. При отработке материала путем заучивания студент до тех пор многократно читает текст пособия или конспекта, пока сам самостоятельно не сможет воспроизвести содержание прочитанного. При отработке учебного материала в упражнениях студент после уяснения его содержания выполняет решение заданий на применение знаний, содержащихся в данном блоке учебной информации. В качестве заданий могут использоваться вопросы по содержанию части материала и задачи на применение знаний.

При поэтапной отработке используют также упражнения на применение знаний, но студент не пытается реализовывать их сразу по памяти, как в предыдущем случае, с неизбежными при этом ошибками - сначала он каждое очередное задание выполняет с опорой на текст (подглядывая в текст), а затем только переходит к решению заданий по памяти. Выполнение заданий с опорой на текст позволяет непроизвольно запомнить в активной деятельности материал порции и перейти к реализации заданий по памяти без опоры на текст и подсказки преподавателя. При этом проявляется автоматизация действий до нужной степени.

Отработка (усвоение материала) в действиях протекает сначала в ходе уяснения содержания учебного материала. При этом задача на отработку специально не ставится. Предусматривается задача понять материал. Затем после уяснения при переходе специально к отработке задача фактически сводится к ее завершению. Это может осуществляться в повторных действиях порождения (чтения, ответов на вопросы) или действиях применения знаний в решении задач.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...