Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Экспозиция разнообразных предметов дворянского быта.




Кафедра рекламы и дизайна

 

Одобрено УМС Филиал

ГОУ ВПО РГТЭУ в г. Смоленске

Протокол № ____

«____»____________201 года

Председатель _____________

 

 

Учебно-методический комплекс

по музейной практике

 

Для специальности: 070601.65 Дизайн

Специализация Дизайн среды

Форма обучения: очная

 

 

Согласовано: учебно-методическое Рекомендовано кафедрой

Управление РГТЭУ протокол № ___________

«___»_____________ 201 года «__»________ 201 года

Зав. кафедрой _________

 

 

Смоленск 2011

Составитель: И.Г. Беляева, ст.преподаватель кафедры рекламы и дизайна

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Музейная практика. Содержание ___________________________________________ -2

1.2. Цели и задачи музейной практики__________________________________________ - 2

1.3. Содержание, формы и этапы музейной практики______________________________ - 2

1.4. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников_______________ -4

1.5. Требования к уровню освоению курса_______________________________________ - 4

1.6. Объекты музейной практики_______________________________________________ - 4 1.7.Содержание музейной практики. Тематический план курса_____________________ - 5

1.8. Содержание практических аудиторных занятий ______________________________ - 6

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины_______________________________ -11

3. Порядок подведения итогов практики _______________________________________- 11

3.1. Критерии оценки _______________________________________________________- 12

4. Рекомендации по выполнению практических самостоятельных работ _____________- 12

5. Обязанности студента при прохождении практики _____________________________-13

Приложения _______________________________________________________________- 16

 

1.2. Цели и задачи практики:

- углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: истории искусства, живописи, композиции и др.;- приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев, понимание концептуальных решений музея;- развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и музеев;- воспитание у студентов любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих дизайнеров и студентов других художественных специальностей;- воспитание нравственных качеств у студентов приобщением к культурному наследию;- повышение общего уровня культуры студентов.

1.3. Содержание, формы и этапы музейной практики

Музейная практика студентов проходит на материале местных музеев, так как они являются основными объектами внимания и изучения на протяжении всего курса.Содержание и значение предмета «музейная практика» как дисциплины в обучении студентов университета следует из определения художественного музея. «Музеи художественные (от греч. museion – храм муз) – специальные научно-исследовательские и просветительские учреждения и заповедные зоны, в которых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры».Социально-эстетические функции музейного искусства многообразны. Музеи создают фонды художественной культуры, предоставляют материалы для ее изучения, обогащают внутренний мир человека, формируют его вкусы, создают особую атмосферу духовного общения с прошлым и современниками. Музеи – хранители ценностей прошлого, без которых нет будущего культуры. Музейная практика рассматривает музеи исторического и художественного направлений как предмет изучения будущих дизайнеров и специалистов других художественных специальностей, воспитания их эстетического мировоззрения и приобщения к культурному наследию.Назначение музейной практики состоит в том, чтобы приобщить будущих дизайнеров и художников к изобразительному искусству в стенах музеев и художественных галерей города, подчеркнуть коммуникативную роль искусства, научить пользоваться коллекционными материалами и экспозициями, понять высокую роль музея в формировании личности.Некоторые полагают, что значение музейной практики состоит лишь в посещении выставок изобразительного искусства и в копировании мастеров и изучении техники письма (особенно в художественных вузах). Это не исключается, но только является частью общей подготовки дизайнера. Не менее важным представляется нам значение музейной практики для духовного развития личности будущего специалиста, повышенияобщего уровня культуры.Как развитие музея начиналось с художественных коллекций (в Др. Греции, например, во дворцах, храмах, термах), так и изучение музеев целесообразно начать с собраний изобразительного искусства, с посещений экспозиций художественной галереи.В умении осмысленно воспринимать прекрасное и вербально выразить свое эстетическое чувство также состоит значение музейной практики для студентов, которым предлагаются самостоятельные практические работы по написанию отзывов о выставке, обсуждению художественных работ с автором.Музейная практика студентов наряду с базовыми предметами формирует дизайнеров, развивает художественное мышление и эстетическое мировоззрение будущего специалиста.Технология проведения занятий студентов в музеях – одна из педагогических технологий вуза по подготовке развитой в культурном отношении личности профессионала. В занятиях по музейной практике отражаются явления общественной и культурной жизни в их диалектическом развитии и взаимной связи.Проведенное нами небольшое исследование вопроса о значении музейной практики для студентов выявляет необходимость в посещении музеев и галерей, чтобы общение с прекрасным стало насущной необходимостью, вошло в привычку у студентов и осталась навсегда тяга к музею как источнику мудрости, правды и красоты.

 

Программой занятий предусматривается рассмотрение концепции развития каждого музея, знакомство с основными направлениями деятельности, а также с регулярными художественными экспозициями и выставками. Определяются понятия и термины «экспонат», «выставочная композиция», «музей». Подготовка студентов к музейной практике на первых курсах проходит в два этапа: I этап – знакомство с экспозициями художественного направления;II этап – изучение музейного дела, работы фондов, концептуального подхода в создании экспозиции и самого музея. При изучении теории музейного дела, содержания музея используются разные формы работы, такие, как: лекция сотрудника музея, просмотр кинофильма, знакомство с художником или археологом, обсуждение выставки или видеофильма, самостоятельная работа студентов.Музейная практика позволяет студентам узнать о фондовой работе музеев, о становлении, развитии и концепции музея, даёт понятие о систематических экспозициях, о правилах хранения и оформления культурно-исторических ценностей, о тематической выставке.

 

1.4. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

 

Проведение практик предусмотрено стандартом высшего профессионального образования. Первая практика – знакомство с экспозициями художественного направления (2 недели), входит в состав 28 недель общего количества практик для студентов направления 070601.65 Дизайн. Вторая практика – изучение музейного дела, работы фондов, концептуального подхода в создании экспозиции и самого музея, желательна.

 

Курс музейной практики логически связан с дисциплинами «Композиция», «Цветоведение», «Живопись», «Рисунок», т.к. предполагает развитие навыков графического и живописного отражения действительности, изучение особенностей художественной передачи воздушной и цветовой перспективы больших пространств, иных, чем в аудиторных постановках объектов, материалов и эффектов естественного освещения. Кроме того, происходит знакомство с приёмами различных художественных школ и методами работы отдельных художников, отличных от тех, что обычно применяются в учебных постановках.

 

1.5. Требования к уровню освоению курса

Образовательная программа подготовки дизайнера предполагает поэтапное освоение знаний, умений, навыков с учётом возрастных особенностей и индивидуальных качеств личности студента. К музейной практике допускается студент, успешно окончивший 2 курс обучения.

 

Обучение в курсе музейной практики имеет задачу знакомства с приёмами живописи и графики и их дальнейшего закрепления на практике, понимания взаимосвязи законов цветоведения и перспективы, развитие вкуса и продолжение подготовки к созданию дизайн-проектов. Важная задача – формирование целостного представления об уровне профессионального владения средствами художественной грамоты художниками разных эпох и направлений.

 

В течение музейной практики выполняются краткосрочные задания по различным темам, представленным в тематическом плане программы под руководством преподавателя.

 

По результатам практики необходимо написать отчёт по музейной практике, состоящей из 2 разделов. Первый раздел – самостоятельное изучение литературы по эпохам изобразительного искусства, темы предлагаются в Списке для самостоятельного изучения настоящего учебно-методического комплекса. Второй раздел – график работы на практике с описанием заданий рабочего дня и анализом успешности освоения темы (или задания) студентом. Подробнее см. приложения.

 

1.6. Объекты музейной практики

Музейная практика проводится в течение двух недель после окончания IV семестра на территории города и области. Допускается выезд групп для прохождения практики в другие регионы страны или за рубеж.

 

Курс музейной практики предполагает экскурсии, копирование предметов декоративно-прикладного искусства, графики и живописи, как правило, на территории музея. Учебным планом предусмотрена отчётность – дифференцированный зачёт на основе проверки/просмотра отчёта по практике /живописно-графических работ.

 

1.7. Содержание музейной практики

 

Тематический план курса

 

Наименование тем, их содержание часов
  Исторический музей. История Смоленской земли. Знакомство с коллекцией древностей (фрагменты глиняных сосудов, бронзовые украшения и предметы культа, макеты, карты и проч.). Практическое задание: сделать зарисовки нескольких предметов, показав их конструкцию 4 ч
  Исторический музей. Выставка, посвящённая событиям 1812 года. Знакомство с коллекцией исторической живописи и графики, архивных документов, оружием того времени, фрагментами интерьеров. Практическое задание: выполнить зарисовки нескольких предметов интерьера и одежды. 4 ч
  Исторический музей. Выставка нумизматики, ювелирных изделий, реконструкция рабочего места банковского служащего конца XIX века, всевозможных видов бумажных банкнот, векселей, облигаций, образцов сберегательных книжек разного времени и современный банковский продукт. Практическое задание: выполнить рисунки нескольких монет, ювелирных изделий. 4 ч
  Исторический музей. Посещение выставки «Приглашение на бал», знакомство с вещами из родовых имений семей Урусовых, Реадов, Энгельгардтов, разнообразными предметами дворянского быта. Практическое задание: выполнить рисунки нескольких предметов туалета. 4 ч
  Направления искусства ХХ века. Художественная галерея Знакомство с русским искусством разных эпох. Виды и жанры изобразительного искусства, представленные в музее в виде экспонатов. Портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. Практическое задание: выполнить этикетки для нескольких предметов коллекции по указанным стандартам. 10 ч
  Историко-архитектурный комплекс «Теремок»Адрес: поселок Фленово Смоленского района Знакомство с архитектурными элементами, предметами декоративно-прикладного искусства, росписями и элементами коллекции М.К. Тенишевой. Практическое задание: выполнить рисунки нескольких предметов коллекции. 10 ч
  Проведение семинаров, встреч и выполнение заданий (прочее) 4 ч
  Всего: 40 ч

Итоговый контроль – дифференцированный зачёт в форме проверки письменных отчётов просмотра рисунков.

 

1.8. Содержание практических аудиторных занятий

Раздел содержит разработку тем практических заданий в соответствии с тематическим планом, рекомендуемые материалы и техники выполнения заданий. Часть заданий сопровождается методическими рекомендациями по выполнению работы.

Экскурсии

 

Задачи:

 

· познакомиться с историческими особенностями развития жанров искусства;

· изучить характер и индивидуальные особенности искусства различных стран;

· установить различия жанров изобразительного искусства: живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

· познакомиться с наиболее яркими представителями жанров изобразительного искусства

 

Примеры основных занятий и ход проведения Тема 1. Знакомство с коллекцией древностей Занятие проводится в систематической экспозиции Исторического музея. Содержание занятия: - раскрываются понятия «древность», «раскопки» и «археолог»;- показывается тематическая структура экспозиции;- дается понятие о коллекции;- проводится осмотр экспозиции, дается ее анализ, включающий следующие вопросы:- Какие представлены экспонаты?- По какому признаку подобраны экспонаты?- Каким образом коллекция связана со Смоленской землёй?- Почему музей представил именно такую коллекцию на выставке?- По каким признакам можно экспозицию назвать систематической?- обращается внимание на этикетаж выставки, точное описание и датирование музейного экспоната.Задание для самостоятельной работы студентов: оформить этикетку по необходимому стандарту в соответствии с требованиями музейной экспозиции. Выполняются зарисовки керамики и других изделий, найденных в результате раскопок. Тема 2. Выставка, посвящённая событиям 1812 года.Рисунок в музейном деле. Занятие проводится в Историческом музее. Содержание занятия:- раскрывается понятие об архивных документах и их значении для исследования;- определяется смысловая взаимосвязь элементов коллекции, устанавливаются характерные признаки эпохи для представленных на выставке экспонатов;- определяется значение научного рисунка для изучения историко-культурных коллекций и музейного дела;- обращается внимание на этикетаж объекта и экспоната;- рассматриваются требования к изображению (точность, соразмерность натуре), делается вывод о значении копирования с натуры;- выбираются материалы и техника научного рисунка: карандаш, перо,тушь, бумага, обосновывается выбор техники;- дается понятие масштабности изображения в рисунке сравнением с другим объектом (спичечный коробок), исполняется рисунок часто в масштабе 1:1;- проводится беседа с научным сотрудником музея и демонстрируютсярисунки сотрудников;- оценивается мастерство исполнения рисунка, выполненного сотрудниками исторического отдела музея;- делается вывод о кропотливом научном труде, наблюдательности исследователя и достоверности рисунка. Задание для самостоятельной работы студентов: выполнить точные конструктивные зарисовки нескольких экспонатов выставки.

Тема 2. Выставка нумизматики, ювелирных изделий, образцов банковских атрибутов разного времени. Рисунок в музейном деле.

Занятие проводится в Историческом музее. Содержание занятия:- раскрывается понятие о денежных знаках и их видах, их значении для исследования;- определяется смысловая взаимосвязь элементов коллекции, устанавливаются характерные признаки эпохи для представленных на выставке экспонатов;- определяется значение научного рисунка для изучения нумизматических и ювелирных коллекций и музейного дела;- обращается внимание на этикетаж объекта и экспоната;- рассматриваются требования к изображению (точность, соразмерность натуре), делается вывод о значении копирования с натуры;- выбираются материалы и техника научного рисунка: карандаш, перо,тушь, бумага, обосновывается выбор техники;- дается понятие масштабности изображения в рисунке сравнением сдругим объектом (спичечный коробок), исполняется рисунок часто в масштабе 1:1;- проводится беседа с научным сотрудником музея и демонстрируютсярисунки сотрудников;- оценивается мастерство исполнения рисунка, выполненного сотрудниками исторического отдела музея;- делается вывод о кропотливом научном труде, наблюдательности исследователя и достоверности рисунка. Задание для самостоятельной работы студентов: выполнить точные конструктивные зарисовки нескольких экспонатов выставки.

Тема 4. Экспозиция разнообразных предметов дворянского быта.

Занятие проводится в Историческом музее Содержание занятия:- раскрывается понятие об элементах и предметах дворянского быта и их значении для исследования;- определяется смысловая взаимосвязь элементов коллекции, устанавливаются характерные признаки эпохи для представленных на выставке экспонатов;- определяется значение научного рисунка для изучения коллекций и музейного дела;- обращается внимание на этикетаж объекта и экспоната;- рассматриваются требования к изображению (точность, соразмерность натуре), делается вывод о значении копирования с натуры;- выбираются материалы и техника научного рисунка: карандаш, перо,тушь, бумага, обосновывается выбор техники;- дается понятие масштабности изображения в рисунке сравнением сдругим объектом (спичечный коробок), исполняется рисунок часто в масштабе 1:1;- проводится беседа с научным сотрудником музея и демонстрируютсярисунки сотрудников;- оценивается мастерство исполнения изделия, выполненного современниками;- делается вывод о кропотливом ручном труде и качестве работы, характерных для эпохи дворянских усадеб. Задание для самостоятельной работы студентов: выполнить точные конструктивные зарисовки нескольких экспонатов выставки (платьев, украшений, предметов интерьера и проч.). Тема 5. Направления искусства ХХ века Занятие проводится в Художественной галерееСодержание занятия:

-знакомство с русским искусством разных эпох;

- рассматриваются виды и жанры изобразительного искусства, представленные в музее в виде экспонатов;- рассматриваются такие понятия, как «Портрет», «пейзаж», «натюрморт», «историческая картина»;- остановиться на нескольких характерных экспонатах перечисленных жанров изобразительного искусства;- подробно рассмотреть характер приёмов и методов живописных/графических работ художников разных периодов;- особое внимание уделяется созданию эстетической среды для музейных предметов-экспонатов, комплексов в экспозиционных залах;

- остановиться на направлениях искусства ХХ века и нескольких ярких произведениях этих направлений.

Задания для самостоятельной работы студентов: - написать небольшое эссе о понравившихся коллекциях живописи/графики разных веков и стилей, используя литературу по истории искусства;- выполнить этикетки для нескольких предметов коллекции по указанным стандартам. Тема 6. Предметы декоративно-прикладного искусства в экспозициях музеев города и области. Занятие проводится на базе Историко-архитектурного комплекса «Теремок»

Содержание занятия:

- знакомство с архитектурными элементами, предметами декоративно-прикладного искусства, росписями и элементами коллекции М.К. Тенишевой;

- знакомство с постоянной экспозицией, где отражены русские народные промыслы: Жостово, Гжель, Палех, Хохлома, и др.;- посещается выставка в историко-художественном музее, посвященнаядекоративно-прикладному искусству;- особое внимание уделяется созданию эстетической среды для музейных предметов-экспонатов, комплексов в экспозиционных залах;- подчеркиваются национальные особенности и народный характер декоративно-прикладного искусства, совмещающего в себе красоту и пользу,- обращается внимание на эмоциональное воздействие предметов быта на человека;- показывается талантливость народа, даровитость и трудолюбие народных мастеров, богатство и нравственная красота их души, эстетическое восприятие окружающего мира;- раскрывается роль национальной традиции, канона на примере развития декоративно-прикладного искусства в эстетическом мировоззрении народа.Задание для самостоятельной работы студентов: выполнить схемы рисунков и орнаментов в цвете изделий декоративно-прикладного искусства, цветные мотивы росписей, сгруппировав и оформив их по стилям и видам промыслов. Тема 7. Творческая встреча Занятие организуется с помощью сотрудника художественной галереина персональной выставке автора. Содержание занятия:- проводится осмотр экспозиции и конструктивный анализ работ, творческого метода автора, художественных особенностей;- представляется сотрудник галереи или музея, организовавший встречу, который рассказывает о цели встречи и содержании выставки;- представляется автор выставки, который знакомит со своим творчеством, особенностями выставленных работ;- формулируются вопросы к автору о его творчестве, этапах и перспективах в работе, проводится беседа студентов с художником об искусстве;- показывается видеофильм или другие дополнительные материалы с комментариями художника;- выражается благодарность за творческую встречу;- вырабатывается умение вербально выразить свои мысли, отношение к творчеству, а также умение четко сформулировать вопрос по интересующей теме.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...