Тема 4. Экспозиция разнообразных предметов дворянского быта.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Кафедра рекламы и дизайна
Одобрено УМС Филиал ГОУ ВПО РГТЭУ в г. Смоленске Протокол № ____ «____»____________201 года Председатель _____________
Учебно-методический комплекс по музейной практике
Для специальности: 070601.65 Дизайн Специализация Дизайн среды Форма обучения: очная
Согласовано: учебно-методическое Рекомендовано кафедрой Управление РГТЭУ протокол № ___________ «___»_____________ 201 года «__»________ 201 года Зав. кафедрой _________
Смоленск 2011 Составитель: И.Г. Беляева, ст.преподаватель кафедры рекламы и дизайна
СОДЕРЖАНИЕ 1.1. Музейная практика. Содержание ___________________________________________ -2 1.2. Цели и задачи музейной практики__________________________________________ - 2 1.3. Содержание, формы и этапы музейной практики______________________________ - 2 1.4. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников_______________ -4 1.5. Требования к уровню освоению курса_______________________________________ - 4 1.6. Объекты музейной практики_______________________________________________ - 4 1.7.Содержание музейной практики. Тематический план курса_____________________ - 5 1.8. Содержание практических аудиторных занятий ______________________________ - 6 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины_______________________________ -11 3. Порядок подведения итогов практики _______________________________________- 11 3.1. Критерии оценки _______________________________________________________- 12 4. Рекомендации по выполнению практических самостоятельных работ _____________- 125. Обязанности студента при прохождении практики _____________________________-13 Приложения _______________________________________________________________- 16
1.2. Цели и задачи практики: - углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: истории искусства, живописи, композиции и др.;- приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев, понимание концептуальных решений музея;- развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и музеев;- воспитание у студентов любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих дизайнеров и студентов других художественных специальностей;- воспитание нравственных качеств у студентов приобщением к культурному наследию;- повышение общего уровня культуры студентов.1.3. Содержание, формы и этапы музейной практики
1.4. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников Проведение практик предусмотрено стандартом высшего профессионального образования. Первая практика – знакомство с экспозициями художественного направления (2 недели), входит в состав 28 недель общего количества практик для студентов направления 070601.65 Дизайн. Вторая практика – изучение музейного дела, работы фондов, концептуального подхода в создании экспозиции и самого музея, желательна.
Курс музейной практики логически связан с дисциплинами «Композиция», «Цветоведение», «Живопись», «Рисунок», т.к. предполагает развитие навыков графического и живописного отражения действительности, изучение особенностей художественной передачи воздушной и цветовой перспективы больших пространств, иных, чем в аудиторных постановках объектов, материалов и эффектов естественного освещения. Кроме того, происходит знакомство с приёмами различных художественных школ и методами работы отдельных художников, отличных от тех, что обычно применяются в учебных постановках.
1.5. Требования к уровню освоению курса Образовательная программа подготовки дизайнера предполагает поэтапное освоение знаний, умений, навыков с учётом возрастных особенностей и индивидуальных качеств личности студента. К музейной практике допускается студент, успешно окончивший 2 курс обучения.
Обучение в курсе музейной практики имеет задачу знакомства с приёмами живописи и графики и их дальнейшего закрепления на практике, понимания взаимосвязи законов цветоведения и перспективы, развитие вкуса и продолжение подготовки к созданию дизайн-проектов. Важная задача – формирование целостного представления об уровне профессионального владения средствами художественной грамоты художниками разных эпох и направлений.
В течение музейной практики выполняются краткосрочные задания по различным темам, представленным в тематическом плане программы под руководством преподавателя.
По результатам практики необходимо написать отчёт по музейной практике, состоящей из 2 разделов. Первый раздел – самостоятельное изучение литературы по эпохам изобразительного искусства, темы предлагаются в Списке для самостоятельного изучения настоящего учебно-методического комплекса. Второй раздел – график работы на практике с описанием заданий рабочего дня и анализом успешности освоения темы (или задания) студентом. Подробнее см. приложения.
1.6. Объекты музейной практики Музейная практика проводится в течение двух недель после окончания IV семестра на территории города и области. Допускается выезд групп для прохождения практики в другие регионы страны или за рубеж.
Курс музейной практики предполагает экскурсии, копирование предметов декоративно-прикладного искусства, графики и живописи, как правило, на территории музея. Учебным планом предусмотрена отчётность – дифференцированный зачёт на основе проверки/просмотра отчёта по практике /живописно-графических работ.
1.7. Содержание музейной практики
Тематический план курса
Итоговый контроль – дифференцированный зачёт в форме проверки письменных отчётов просмотра рисунков.
1.8. Содержание практических аудиторных занятий Раздел содержит разработку тем практических заданий в соответствии с тематическим планом, рекомендуемые материалы и техники выполнения заданий. Часть заданий сопровождается методическими рекомендациями по выполнению работы. Экскурсии
Задачи:
· познакомиться с историческими особенностями развития жанров искусства; · изучить характер и индивидуальные особенности искусства различных стран; · установить различия жанров изобразительного искусства: живописи, графики и декоративно-прикладного искусства; · познакомиться с наиболее яркими представителями жанров изобразительного искусства Примеры основных занятий и ход проведения Тема 1. Знакомство с коллекцией древностей Занятие проводится в систематической экспозиции Исторического музея. Содержание занятия: - раскрываются понятия «древность», «раскопки» и «археолог»;- показывается тематическая структура экспозиции;- дается понятие о коллекции;- проводится осмотр экспозиции, дается ее анализ, включающий следующие вопросы:- Какие представлены экспонаты?- По какому признаку подобраны экспонаты?- Каким образом коллекция связана со Смоленской землёй?- Почему музей представил именно такую коллекцию на выставке?- По каким признакам можно экспозицию назвать систематической?- обращается внимание на этикетаж выставки, точное описание и датирование музейного экспоната.Задание для самостоятельной работы студентов: оформить этикетку по необходимому стандарту в соответствии с требованиями музейной экспозиции. Выполняются зарисовки керамики и других изделий, найденных в результате раскопок. Тема 2. Выставка, посвящённая событиям 1812 года.Рисунок в музейном деле. Занятие проводится в Историческом музее. Содержание занятия:- раскрывается понятие об архивных документах и их значении для исследования;- определяется смысловая взаимосвязь элементов коллекции, устанавливаются характерные признаки эпохи для представленных на выставке экспонатов;- определяется значение научного рисунка для изучения историко-культурных коллекций и музейного дела;- обращается внимание на этикетаж объекта и экспоната;- рассматриваются требования к изображению (точность, соразмерность натуре), делается вывод о значении копирования с натуры;- выбираются материалы и техника научного рисунка: карандаш, перо,тушь, бумага, обосновывается выбор техники;- дается понятие масштабности изображения в рисунке сравнением с другим объектом (спичечный коробок), исполняется рисунок часто в масштабе 1:1;- проводится беседа с научным сотрудником музея и демонстрируютсярисунки сотрудников;- оценивается мастерство исполнения рисунка, выполненного сотрудниками исторического отдела музея;- делается вывод о кропотливом научном труде, наблюдательности исследователя и достоверности рисунка. Задание для самостоятельной работы студентов: выполнить точные конструктивные зарисовки нескольких экспонатов выставки. Тема 2. Выставка нумизматики, ювелирных изделий, образцов банковских атрибутов разного времени. Рисунок в музейном деле. Занятие проводится в Историческом музее. Содержание занятия:- раскрывается понятие о денежных знаках и их видах, их значении для исследования;- определяется смысловая взаимосвязь элементов коллекции, устанавливаются характерные признаки эпохи для представленных на выставке экспонатов;- определяется значение научного рисунка для изучения нумизматических и ювелирных коллекций и музейного дела;- обращается внимание на этикетаж объекта и экспоната;- рассматриваются требования к изображению (точность, соразмерность натуре), делается вывод о значении копирования с натуры;- выбираются материалы и техника научного рисунка: карандаш, перо,тушь, бумага, обосновывается выбор техники;- дается понятие масштабности изображения в рисунке сравнением сдругим объектом (спичечный коробок), исполняется рисунок часто в масштабе 1:1;- проводится беседа с научным сотрудником музея и демонстрируютсярисунки сотрудников;- оценивается мастерство исполнения рисунка, выполненного сотрудниками исторического отдела музея;- делается вывод о кропотливом научном труде, наблюдательности исследователя и достоверности рисунка. Задание для самостоятельной работы студентов: выполнить точные конструктивные зарисовки нескольких экспонатов выставки.Тема 4. Экспозиция разнообразных предметов дворянского быта. Занятие проводится в Историческом музее Содержание занятия:- раскрывается понятие об элементах и предметах дворянского быта и их значении для исследования;- определяется смысловая взаимосвязь элементов коллекции, устанавливаются характерные признаки эпохи для представленных на выставке экспонатов;- определяется значение научного рисунка для изучения коллекций и музейного дела;- обращается внимание на этикетаж объекта и экспоната;- рассматриваются требования к изображению (точность, соразмерность натуре), делается вывод о значении копирования с натуры;- выбираются материалы и техника научного рисунка: карандаш, перо,тушь, бумага, обосновывается выбор техники;- дается понятие масштабности изображения в рисунке сравнением сдругим объектом (спичечный коробок), исполняется рисунок часто в масштабе 1:1;- проводится беседа с научным сотрудником музея и демонстрируютсярисунки сотрудников;- оценивается мастерство исполнения изделия, выполненного современниками;- делается вывод о кропотливом ручном труде и качестве работы, характерных для эпохи дворянских усадеб. Задание для самостоятельной работы студентов: выполнить точные конструктивные зарисовки нескольких экспонатов выставки (платьев, украшений, предметов интерьера и проч.). Тема 5. Направления искусства ХХ века Занятие проводится в Художественной галерееСодержание занятия:-знакомство с русским искусством разных эпох; - рассматриваются виды и жанры изобразительного искусства, представленные в музее в виде экспонатов;- рассматриваются такие понятия, как «Портрет», «пейзаж», «натюрморт», «историческая картина»;- остановиться на нескольких характерных экспонатах перечисленных жанров изобразительного искусства;- подробно рассмотреть характер приёмов и методов живописных/графических работ художников разных периодов;- особое внимание уделяется созданию эстетической среды для музейных предметов-экспонатов, комплексов в экспозиционных залах;- остановиться на направлениях искусства ХХ века и нескольких ярких произведениях этих направлений. Задания для самостоятельной работы студентов: - написать небольшое эссе о понравившихся коллекциях живописи/графики разных веков и стилей, используя литературу по истории искусства;- выполнить этикетки для нескольких предметов коллекции по указанным стандартам. Тема 6. Предметы декоративно-прикладного искусства в экспозициях музеев города и области. Занятие проводится на базе Историко-архитектурного комплекса «Теремок» Содержание занятия:- знакомство с архитектурными элементами, предметами декоративно-прикладного искусства, росписями и элементами коллекции М.К. Тенишевой; - знакомство с постоянной экспозицией, где отражены русские народные промыслы: Жостово, Гжель, Палех, Хохлома, и др.;- посещается выставка в историко-художественном музее, посвященнаядекоративно-прикладному искусству;- особое внимание уделяется созданию эстетической среды для музейных предметов-экспонатов, комплексов в экспозиционных залах;- подчеркиваются национальные особенности и народный характер декоративно-прикладного искусства, совмещающего в себе красоту и пользу,- обращается внимание на эмоциональное воздействие предметов быта на человека;- показывается талантливость народа, даровитость и трудолюбие народных мастеров, богатство и нравственная красота их души, эстетическое восприятие окружающего мира;- раскрывается роль национальной традиции, канона на примере развития декоративно-прикладного искусства в эстетическом мировоззрении народа.Задание для самостоятельной работы студентов: выполнить схемы рисунков и орнаментов в цвете изделий декоративно-прикладного искусства, цветные мотивы росписей, сгруппировав и оформив их по стилям и видам промыслов. Тема 7. Творческая встреча Занятие организуется с помощью сотрудника художественной галереина персональной выставке автора. Содержание занятия:- проводится осмотр экспозиции и конструктивный анализ работ, творческого метода автора, художественных особенностей;- представляется сотрудник галереи или музея, организовавший встречу, который рассказывает о цели встречи и содержании выставки;- представляется автор выставки, который знакомит со своим творчеством, особенностями выставленных работ;- формулируются вопросы к автору о его творчестве, этапах и перспективах в работе, проводится беседа студентов с художником об искусстве;- показывается видеофильм или другие дополнительные материалы с комментариями художника;- выражается благодарность за творческую встречу;- вырабатывается умение вербально выразить свои мысли, отношение к творчеству, а также умение четко сформулировать вопрос по интересующей теме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|