Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности согласных в говорах, не обусловленные позиционно

Диалектная фонетика

Уважаемые студенты, задание к 1.03.2017 (не пугайтесь, описание длинное, время работы - 50-60 минут )
1. Диалектная фонетика. Термины. Типы диал.фонет.различий.
- Видеолекция 2.1.
- Глоссарий // Фонетика русских диалектов: мультимедийной учебное пособие / С.Князев, Е.Моисеева, Е.Шаульский. – http://dialect.philol.msu.ru/index.php
2. Ударный вокализм:
- Видеолекция 2.2.
- Русская диалектология / под ред. Л. Л. Касаткина. Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1989. – С. 30 – 36.
www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20157.pdf
3. Оканье и аканье
- Видеолекция 2.2.
- Видеолекция 2.3.

- Русская диалектология / под ред. В.В.Колесова. Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1990. – Парагарафы 66-69. С. 60 - 63.
http://bookre.org/reader?file=1213359&pg=61
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИНЕСТИ ПРАКТИКУМЫ ПО РУССКОЙ ДИАЛЕКТОЛОГИИ!
Пусть погружение в диалектную фонетику будет увлекательным!

 

В аудитории:

Блиц-опрос по терминам

Задания 168, 169, 166, 167

Задание 170

Задания 171, 172, 175, 173, 176 на дом

Задания 177, 178, 180, 179Ю 182, 181, 183 на дом

 

 

Задание на дом по практическому занятию 1:
- просмотреть видеозапись 0:00"-3:30";
- определить тип безударного вокализма после твёрдых согласных, обосновать доказательно (можно анализировать речь двух носителей диалекта);
- зафиксировать другие диалектные особенности, которые вы заметили;

- Задания 176, 183.


Практическое занятие №2
ДИАЛЕКТНАЯ ФОНЕТИКА. ВОКАЛИЗМ.
1. Безударный вокализм в окающих и акающих говорах.
- Видеолекция 2.4. Иканье, еканье, яканье в русских диалектах.
- Русская диалектология / под ред. В.В.Колесова. Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1990. – Парагарафы 69-77. С. 63 - 68.
- Фонетика русских диалектов: http://dialect.philol.msu.ru/index.php
Разделы "Гласные первого предударного слога после мягких согласных: акающие говоры" с подразделами, "Гласные первого предударного слога после мягких согласных: окающие говоры" с подразделами (искать так: в верхней строке рубрика "Безударный вокализм", слева зелёная колонка разделов).
- Практикум по русской диалектологии. Задания 186, 187, 192, 193.08

В аудитории:

Определения ок., ак. Основной принцип реализации безударных гласных?

Задания:

В ак.: 186, 192, 193, 194, 195, 197, 196, 198, 199, 201, 204 – текст

В ок.: 187, 188, 191, 189 - текст

Задание на дом по практическому занятию 2: подготовка к сам.р. по безударному вокализму.

 

Практическое занятие №3
ДИАЛЕКТНАЯ ФОНЕТИКА. ВОКАЛИЗМ.

Самостоятельная работа


Практическое занятие №4

ДИАЛЕКТНАЯ ФОНЕТИКА. КОНСОНАНТИЗМ

Система согласных фонем.
- Видеолекция 2.5.
- Русская диалектология / Под ред. В. В. Колесова. Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1990. – Параграфы 36 - 58, с. 39 - 54. - Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=1213359
- Практикум. Задание 109.

 


В аудитории

Анализ с.р. по вокализму

Каков тип вокализма в говоре, запись которого в лекции про согласные (Медведь и кони)?

Согласные: состав и звуковой облик фонем: 109

110 – аффр

111 + карта 16 (http://www.gramota.ru/book/village/map16.html)

113-114

118-119 долг шип

123 шип об долг

125-126 в/w

129 ф

133 х

134 г/γ

135-136, 138 + карта 14

 

Домашняя работа: в соответствии с таблицей проанализировать текст

 

Устойчивые согласные одинаковы во всех русских диалектах и в литературном языке. Это фонемы <б, б’ м, м’, п, п’, н, н’, д, т, р, р’, j, л’, к>. Эти фонемы могут не обсуждаться при анализе фонетических особенностей диалектного текста.

Подвижные элементы консонантной системы - <ц, ч, ж, ш, ж’:, ш’:, г, х, в, в’, ф, ф’, з, з’, с, с’, д’, т’, л>. Эти фонемы в русских говорах составляют диалектные различия, которые представлены как минимум двумя противопоставленными членами.

 

 

Особенности согласных в говорах, не обусловленные позиционно

  Фонемы ЛЯ     Фонемы ДЯ   Примеры
Аффрикаты /Ц/ /Ч’/     *(/Ц’/ - /Ч’/ в др.-р.яз) 1. Различение аффрикат /Ц/ - /Ч’/ /Ц/ - /Ч/ /Ц/ - /Ц’/ 2. Наличие одной аффрикаты: - мягкое цоканье /Ц’/ - твёрдое цоканье /Ц/ - чоканье /Ч/ 3. Отсутствие аффрикат /С/ - /Ш’/   царь, курица,ч’ай, доч’ка цэлый, отцу, чысто, на чом цыган, серцэ, ц’истый     куриц’а, ц’ей-то, ц’исто отцу, цудо печ’, курич’а   отес, cар’, сыган; ш’ай, дош’ка  
Долгие шипящие /ЖЖ/ /Ш’Ш’/ =/Щ/     *(/Ж’Д’Ж’/ - /Ш’Т’Ш’/ в др.-р.яз) /Ж’Д’Ж’/ /Ш’Т’Ш’/= /Ш’Ч’/ /ШЧ/ /Ш’Т’/ /Ж’Ж’/ /Ш’Ш’/=/Щ/ /ЖЖ/ /ШШ/ дрож’д’ж’и, вож’д’ж’и ш’ч’ука, тёш’ч’а шчука рош’т’а, тёш’т’а дрож’ж’и щука вожжы, нет дожжа рошша, шшука  
Шипящие обычной долготы /Ж/ /Ш/   *(/Ж’/ - /Ш’/ в др.-р.яз.) /Ж/ /Ж’’/ - полумягкий /Ж’/ /Ш/ /Ш’’/ - полумягкий /Ш’/ кожа, ножы, лежыт   ж’изня, муж’ик кошка, шэрст’   пш’еница, ш’ест’  
Сонорные /Р/ /Р’/ /Р/ - /Р’/ Только /Р/ крот, гр’иб грыб, прынц  
/В/ /В’/ /В/-/В’/: [в, в’]//[ф, ф’] - позиц.вар. /W/-/W’/: [w, w’]//[ , у] - позиц.вар. волк, в’юга, фторой, ф тайгу   wолк, w’юга, тра ка, коро у тайгу  
/Ф/ /Ф’/ 1. /Ф/ - /Ф’/ 2. При отсутствии данных фонем (в юж.говорах) на их месте реализуются [х] [хw] [п] фартук, филин   нет дрох (дров) хвизика, хwилин партук
Заднеязычные /Г/ /Г’/ /Г/ /Υ/   гос’т’, ноги γолова, дороγ’и  
/Л/ /Л’/ /Л/ /Ł/ - среднеевропейское   łос’, воłк  
Свистящие /З/ /З’/ /С/ /С’/   [з, з’] - [с, с’] [з, з’ж’] - [c, с’ш’]   Шепелявые свистящие - влияние польского языка в местах поселений ссыльных поляков
/Д’/ /Т’/ [д’] - [т’] [д’з’] - [т’с’]   Дзеканье, цеканье: д’з’еда, т’с’от’с’а

Запись севернорусской диалектной речи:

«И такое д’ е łо б ы łо. Мэдв’ и т к о нэj загон иы ў ф подв а ў, и туда и к о ниы у j а му, и мэдв’ и т’ в j а му. Погрэбн у jу.

А от нас с’ем к’иł о мэтроф ф у тър. А от Н’икул’ина тр’и. От он’и на этом ф у тър’е с’е кон’и и скрыв а эц’а.

…И от туда мэдв’ и т’ загониыў к о нэj. Хто пас к о нэj посц’ит а ит, знаит: н’ ие ту, н’ету, н’ету. Искал’и д о ўго. Искал’и-искал’и… Пот о м р’ешыл’и погл’ад’ и т’, а н’ет л’и в подвал’е? А этот домок… не зł о маныj.

Ржан’иц’ин туда как пол’ ие с ў j а му-ту, а сп’иц’ек нэ быłо, он нэ к у р’ит. Как хват иы ў – а шэрс’, ну, такаjа нэ łошад иы н’jа. И домой, домой за сп’ и ц’к’ам, да надот’ там гл’ад’ и т’. Как настоj а шша-тъ разгл’ад’ и л’и со св’ ие том-тъ, а тамо как к о ниы и мэдв’ и т’ на jих. Ну, с’о тут они cофс’ем здохл’и т о жо. [И медведь дохлый?] Д о хłый. [Они долго там пробыли, да?] Да, д о ўго.

Ржан’иц’ин проехаў, ну, погл’ад’ и л’и… ну, как-то зам’етно, што едут х о тко, нэ по пр а виłу, што-то зд е łаłос’и. «Ол’екс а нд Вик’ е нт’иц’, што зд е łаłос’и?» - «Ой, д’ е ўк’и, ł у чшэ нэ говор’ит’е. Кониы в j а му к а л’ис’т’е… р’ а хнул’ис’е, и мэдв’ и т’ з j и м’». Так поj и хаў за ф’ е ршаłом…»

 

Практическое занятие 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...