Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественный строй. Верования. Возникновение государственности у восточных славян. Теории создания Киевской Руси




Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, приходят территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать: вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI–VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам с целью сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг).

Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «…они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... ».

К главным богам славян относятся:

· Перун — бог грома, молнии, войны;

· Сварог — бог огня;

· Велес — покровитель скотоводства;

· Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;

· Даждьбог (Ярило) — бог солнца;

· Симаргл — бог подземного мира.

Возникновение государственности у восточных славян

В результате длительного процесса политической, экономической и этнокультурной консолидации восточнославянских племён на рубеже VIII–IX вв. возникло государственное образование с центром в Киеве. Основные причины появления государственности у восточных славян:

· кризис родоплеменных отношений и переход к феодальному обществу;

· общность этнокультурного происхождения;

· необходимость защиты территорий от общих врагов;

· близость политического устройства;

· общие экономические цели.

Теории создания Киевской Руси

Норманнская (учёные XVIII в. Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлёцер). Сущность: созданию собственного государства восточные славяне обязаны исключительно внешнему, в частности норманнскому (варяжскому) воздействию. Эта теория основывалась на скандинавском происхождении многих древнерусских этнонимов, экономических связях норманнов со славянами, а также на том, что первые киевские князья были норманнами по происхождению. Согласно летописным данным, в 862 г. новгородские бояре пригласили на княжение варяжского конунга (вождя) Рюрика, который и стал впоследствии родоначальником династии Рюриковичей, пребывавшей на русском престоле до конца XVI в.

Антинорманнская теория (М. Ломоносов) отрицала какое-либо влияние норманнов на процесс создания Древнерусского государства. Большинство современных исследователей являются сторонниками теории естественно-исторического процесса. Не отрицая влияния норманнов на появление государства с центром в Киеве, они относятся к «варяжскому фактору» как к катализатору, который ускорил появление государственности у восточных славян.

Существование Древнерусской державы как относительно цельного образования охватывает период со второй половины IX до 30‑ х гг. ХIII в. Началом политической истории Древней Руси принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег осуществил поход из Новгорода в Киев, тем самым объединив северные и южные русские земли. Политической формой этого объединения стала раннефеодальная монархия с элементами федерализма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...