Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Предмет, цель, задачи ощущений и восприятий как познавательных процессов и образных явлений.

Ощущения и восприятия.

Внимание и память.

Эмоция и воля.

Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3-ий. Субъект познания. В. Г. Петухова.

 

Структура психических явлений

 

 


Психические психические психические

Процессы состояния свойства


- ощущения -направленность

- восприятия -характер

- внушение -темперамент

-Память позноват. процессы - способности

-Представление

-Мышление

-Воображение

-Речь

-внимание

Эмоции

Воля

 

Психология – (psyche – душа, психика) - наука о душе.

В 18 веке Х. Вольфом было в науку введен термин психология.

А как наука психология была образована в 1879 году Вильгельмом Вундтом.

 

Отцом психологии считается Аристотель и его трактат «О Душе».

 

  химия Психика/душа
зрение + -
сознание + -
осязание + -
обоняние + -
вкус + -

 

 

1906 год, Дункан Макдауэл взвешивает душу. 21 гр – вес души.

 

Фильм 21 грамм. (посмотреть)

 

Предмет психологии

 

Личность, Бихевиоризм.

сознаниеиндивидуальность.поведение

гуманистическая псих.

 

 


Предмет психологии  

психика

Гештальд

познавательные психологии

структурыбессознательноеЦелостностные

когнитивная психоанализ Структуры психики

 

Психологическая феноменология.

Феноменология – совокупность феноменов.

Феномен – это философская категория служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (непосредственно органы чувств) опыте.

 

6 групп различных феноменов которое в разное время попадали в поле психологов:

 

1. Явления сознания. Эти явления представляются многими особенностями качественно отличными, например, от физических или химических явлений (объективные феномены). Психические феномены представляются субъективными.

Метод интродукции

 

2. Кроме сознательного действия существует бессознательное (неосозноваемые) психические процессы. Эти процессы играют существенную роль в ее поведении и определят особенности его в сознательной психической деятельности.

 

ИД ЭГО Супер ЭГО

 

 

Оно, бессозн. Я, сознание сверх я, контроль

цензура

 

Влечение

желание

инстинкты

 

 

ИД может подавлен Супер ЭГО, но ИД не исчезает, а появляется в сознании в виде оговорок, описок, сновидений, невротических расстройств à приводит к психо-соматических заболеваний (МКБ).

 

 

3. В начале 20 века некоторые американские психологи неудовлетворенные субъективностью современной интроспективной (взгляд внутрь) психологией, предложила в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения.

Под поведением они понимали - все внешние наблюдаемые реакции человека (и животных), на стимулы (раздражители) из окружающей среды, так возникло мощное психологическое направление бихевиоризм.

 

S – R (стимул – реакция)

Чтобы получить нужную реакцию, нужно подобрать правильный стимул, который вызовет нужную реакцию.

 

S – PP – R

4. В свое время многие ученые обратили внимание на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды в которой человек воспитывался и той культуру, которую человек усвоил.

 

В 20-х годах 20 века появились психологические направления, для которых эти идеи стали центральными (Лев Выготский, Леонтьев)

 

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном отношении и в совместной деятельности, которые опосредованы различными предметами материальной и духовной жизни.

6. Поле зрение психологов попадает различные психа-соматические явления (внешние - телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния.

 

14.09.2013

Категории деятельности психологической науки.

Индивид + субъект + личность = индивидуальность.

Три вида деят. Игра, учёба, работа.

 

Деятельность - система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов (опр. А. Н. Леонтьева)

Для понимания этого определения необходимо обратиться к понятиям субъекта и объекта.

Субъект – носитель деятельности сознания и познания.

Объект – это то, на что направлена активность субъекта. Без субъекта нет объекта и наоборот. Это означает что деят. Рассматриваемая как форма отношения субъекта к объекту является осмысленной для субъекта, она совершается в его интересах, но всегда направлена на объект. Таким образом вводится понятие предмет, обозначающую некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Деятельность и предмет также неразделимы. Поэтому чаще всего говорят о предметной деятельности. Таким образом деятельность объединяет субъекта и объекта в неразделимое целое.

 

Деятельность человека как связь субъекта и объекта имеет сложную структуру.

Составляющие структуру деятельности:

 

1. Каждая отдельная деятельность побуждается мотивом.

2. Субъект ставит перед собой определенные цели.

3. Сознательно план ирует свои действия.

4. Для достижения цели, которая всегда происходит в конкретных условиях и может меняться в зависимости от обстоятельств, тогда мы говорим о способах осуществления действий – операций. Субъект выступает в процессе совершения им в той или иной деятельности как организм со своими психофизиологическими особенностями.

Для предварительного определения объекта и предмета психологической науки представим возможное соотношение категорий «деятельность» и «психика».

 

Традиционно в деятельностном подходе выделяется несколько динамических составляющих деятельности необходимых для ее полноценного существования и главными из них является ориентировочная и исполнительная составляющая, функциями которых выступает, соответственно, ориентировка субъекта в мире и исполнение действий на основе полученного образа мира в соответствии с поставленными им целями.

 

Для полноценного осуществления исполнительной функции деятельности, ее субъекту необходимо ориентироваться в свойствах и закономерностях объекта. Именно это является задачей ориентировочной части деятельности. Ориентировочная функция деятельности и есть Психика. Психика изначально неотделима от деятельности.

 

Все феномены изучаемые психологами разных школ представляют собой многообразие форм существования механизмов реализации и результатов человеческой деятельности. Именно деятельность является объектом психологической науки, предметом же психологии выступает ориентировочная функция различных форм этой деятельности, то есть психика.

 

 

Психика – это функция высокоорганизованной материи и дана для того чтобы мы субъективно отражали объективную реальность, перерабатывали ее и на основе этого строили свое дальнейшее поведение и деятельность.

Раздел. Ощущение и восприятие.

Тема: Предмет, цель, задачи ощущений и восприятий как познавательных процессов и образных явлений.

1. Опред. Ощущений и восприятий.

2. Свойства и классификация ощущений

3. Сенсорная адаптация и свойства образов восприятия.

4. Виды образных явлений.

 

Джордж Беркли.

«Уберите ощущение мягкого…. Поскольку нет…» найти цитату.

 

А. Н. Леонтьев.

«Мир соткан не из …»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...