Осуществление проектной деятельности в детском саду.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов. Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Проект -это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых. Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса: - является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей; - повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию творческого мышления. - способствует повышению компетентности педагогов.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: 1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. 3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей. 4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе. 5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Работа над проектом происходит в несколько этапов: I этап – организационно-подготовительный: · подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; · пополнение предметно-пространственной среды; · подбор диагностического материала для выявления знаний детей. II этап - рефлексивно-диагностический: · анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений; · выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; · формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме. III этап - практический: · коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте; · определение содержания работы; · реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка; · обобщение и распространение опыта работы; · защита проекта. IV этап — заключительный: · анализ достижения целей и полученных результатов; · определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен: · Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. · Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. · Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. · Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. · При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. · Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. · Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. · В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
· Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике. · Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом. · На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками.
Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности. Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|