Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет товарно-материальных ценностей в бухгалтерии




 

Учет материальных запасов в бухгалтерии ведут по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу, при котором ликвидируется дублирование количественного учета на складах и в бухгалтерии.

Бухгалтерский учет основывается на оперативном учете и органически связан с ним; появляется возможность оперативной сверки учета на складе и в бухгалтерии, а следовательно, и устранения допущенных ошибок в отчетном месяце: применение учетных цен ликвидирует трудоемкую работу по ежемесячному определению средней стоимости запасов; обеспечивается своевременное получение сведений об остатках на складах. Это облегчает проведение инвентаризации и усиливает оперативные функции учета; расширяется возможность применения компьютерной техники по обработке документации и составлению учетных регистров; исключается отставание аналитического учета запасов от синтетического.

Для сальдового метода характерно следующее: количественный учет запасов ведут только на складе; в бухгалтерии запасы учитывают в суммовом выражении по местам хранения и каждому субсчету или группе запасов.

Для учета движения материальных запасов разработаны типовые формы документов, своевременная выписка и правильное оформление которых позволяет организовать надлежащий учет и контроль за сохранностью и правильным использованием этих запасов. Организация правильного документооборота, применение типовых документов, разработка и доведение до всех исполнителей графиков их составления, проверки и приема возложена на главного бухгалтера. Для рациональной организации учета большое значение имеют разработка и доведение до всех лиц, связанных с хранением и учетом запасов, номенклатуры-ценника.[28]

Одним из необходимых документов по учету движения материалов является доверенность (ф. №М-2 или ф. №М-2а) для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного организации при получении материальных запасов. Доверенность оформляет бухгалтерия и выдает под расписку получателю. Форму №М-2а применяют предприятия, у которых получение материальных ценностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном Журнале учета выданных доверенностей (ф. №М-3). Журнал учета выданных доверенностей (ф. №М-3). Применяется для регистрации выданных доверенностей и расписки о их получении. При использовании доверенности (ф. №М-2) данные о их выдаче и получении фиксируют в корешке доверенности. В этом случае Журнал учета выданных доверенностей не ведется.

Приходные документы (счета-фактуры, платежные требования-поручения, товарно-транспортные накладные), связанные с получением материальных запасов, передают в отдел снабжения или в бухгалтерию (на небольших предприятиях) для проверки и акцепта (приема к оплате). Место и порядок их оформления были подробно описаны в предыдущем параграфе. Их регистрируют в Журнале учета поступающих грузов (ф. №М-1), который предназначен для контроля за поступлением и оприходованием запасов, а также для оперативного контроля за сроками оплаты счетов или отказа от акцепта.

Инструкцией (основами) по разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 декабря 2005 года №426 учет товарно-материальных ценностей рекомендуется вести на счетах подраздела 1300 «Запасы», который предназначен для учета активов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности, или в процессе производства для продажи, или в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг. Данный подраздел включает следующие группы:

1310 - «Сырье и материалы», где учитываются сырье и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе;

1320 - «Готовая продукция», где учитывается готовая продукция;

1330 - «Товары», где отражаются операции, связанные сдвижением товаров, закупленных и хранящихся для перепродажи;

1340 - «Незавершенное производство», где учитываются затраты по незавершенному производству;

1350 - «Прочие запасы», где учитываются прочие запасы, не указанные в предыдущих группах;

1360 - «Резерв по списанию запасов», где отражаются операции, связанные с созданием и движением резервов на снижение стоимости запасов до чистой стоимости реализации в связи с повреждением или моральным устареванием.

.  
Вопросы совершенствования финансовой отчетности в Казахстане

    Проблемы модернизации финансовой отчетности

 

В Республике Казахстан продолжается интенсивное развитие экономики и, как следствие, возникает необходимость пересмотра ранее действовавших нормативных актов и разработка новой законодательной базы. Одной из таких систем, находящихся в процессе реформирования, является бухгалтерская учетная система Республики Казахстан. Целью введения МСФО в отечественную систему бухгалтерского учета как основы информационной базы является сведение к минимуму национальных различий отчетности и обеспечение надежности информации для принятия решений различными пользователями. [6, c. 3]

В течение последних лет в Казахстане проводится реформа системы бухгалтерского учета. Две главные задачи реформы: создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики (полезность при управлении и финансовом и экономическом анализе); создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению).

Задачами реформы являются:

создать систему стандартов учета и отчетности, которые гарантировали бы предоставление полезной информации пользователям, в первую очередь - инвесторам;

обеспечить согласованность реформ с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Использование МСФО предполагает:

превращение экономики Казахстана в органическую составляющую мировой хозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход казахстанских хозяйствующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес);

возможность использовать мировой опыт формулирования правил, принимаемых большинством государств, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики.

С точки зрения бизнесмена, который пытается наладить в Казахстане производство, реализовать проект или установить партнерские отношения с казахстанским предприятием, МСФО выполняют две важные функции: они позволяют оценить и передать информацию. Прежде чем вложить капитал, инвестор должен оценить степень риска и уметь управлять им. Немаловажный момент - возможность информировать инвесторов и / или высшее руководство о меняющемся финансовом положении предприятия.

В Казахстане существуют риски, которые выходят за рамки обычных параметров коммерческого анализа рентабельности. Налоговые обязательства выражены недостаточно четко, и контроль за их исполнением осуществляется нерегулярно. Другими словами, наблюдается отсутствие качественной отчетности, информационной прозрачности и, в конечном итоге, ответственности.

Компании, использующие МСФО, смогут найти новые источники капитала и привлечь новых партнеров для повышения своей эффективности. Эти предприятия получат доступ к информации о финансовом состоянии потенциальных иностранных партнеров и дополнительный инструментарий, позволяющий усовершенствовать выбор таких партнеров.

Среди причин, по которым для казахстанских компаний важно использовать МСФО, можно отметить следующие:

любым предприятиям, стремящимся в среднесрочной перспективе привлечь финансовые ресурсы путем продажи акций или получения кредитов, отчетность в соответствии с МСФО предоставит понятную информацию о финансовых показателях за предыдущие периоды, а также значительные преимущества. Возобновление крупного кредитования возможно при использовании высококачественных стандартов. Предприятия, составляющие отчетность согласно МСФО в течение двух и более лет, окажутся первыми претендентами на получение кредитов;

всем казахстанским предприятиям необходимо провести анализ своей коммерческой деятельности с целью повышения ее эффективности в условиях экономического спада. При анализе финансовых результатов именно МСФО обеспечивают достоверную базу для признания доходов и затрат, оценки активов. Переход на МСФО существенно расширит возможности руководства компаний в области управления и предоставит значительное преимущество перед конкурентами. Национальное законодательство служит стержнем государственного регулирования бухгалтерского учета. Национальное законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы.

Как известно, 28.02.2007 г. был принят новый Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» №234-III, который вступил в силу с 24.03.07 г. и обозначил очередной этап в реформировании учетной системы Республики Казахстан. Кроме этого, уполномоченный орган Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и аудита - Министерство финансов Республики Казахстан подготовило ряд нормативных актов, регулирующих внедрение этой системы, формальный срок применения которой определен с 01.01.2008 г. [6, с. 24].

Основными документами реформированной национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года считаются:

. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года №234.

. Национальные стандарты финансовой отчетности НСФО №1 и НСФО №2, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке.

. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» от 22 июня 2007 года №221.

. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 23 мая 2007 года №185.

. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан «Об утверждении форм регистров бухгалтерского учета» от 21 июня 2007 года №215.

. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан «Об утверждении форм первичных учетных документов» от 21 июня 2007 года №216.

. Международные стандарты финансовой отчетности и интерпретации к ним:

Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ - IAS);

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО - IFRS);

интерпретации ПКИ (SIC и IFRIC).

. Концепции по подготовке и составлению финансовой отчетности по НСФО и МСФО.

. Организационно-распорядительные корпоративные документы субъекта, в т. ч. учетная политика, инструкции, указания, руководства, приказы, положения и т.п., касающиеся формирования и применения системы учета и отчетности в конкретной деятельности, разработанные и утвержденные в установленном порядке.

В процессе трансформации бухгалтерского учета при переходе на МСФО, предприятию необходимо пересмотреть учетную политику и график документооборота, отражающий движение первичных документов, поскольку информация о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могли иметь существенное влияние на мнение пользователей финансовой отчетности, в соответствие с МСФО должна быть надежной, нейтральной, осмотрительной, полной и отражать экономическое содержание событий и операций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...